На месте впадения речки Кувы в реку Иньву давным-давно образовалось Кудымкорское село (сегодня г. Кудымкар). Церковь была одним из самых главных строений города. Правда, никто не может определить точные даты образования села
и появления первого храма. Известно только, что был он деревянный. Первые прихожане – в основном местные народы, которые были обращены в христианство.
К XVII веку сформировался приход. Одновременно в поселке начинает действовать каменная церковь, построенная в 1795 году. Предполагается, что автором проекта был А. Н. Воронихин. Поэтому деревянная была разобрана в 1805 году, как старожил этого места остался с тех времен колокол.
По сей день каменная церковь является украшением города Кудымкара. Она имеет три придела. Первый – во имя сорока святых мучеников Севастийских, освящен в 1819 году. Второй – во имя святителя и чудотворца Николая, освящен в 1804 году. А третий – во имя святой великомученицы Параскевы. Освящен также в 1804 году. В храме находится икона святителя Николая очень старинного письма. Предполагается, что она перешла из деревянного храма.
В 1891 году в храме Никольского кафедрального собора служил священник
Я. В. Шестаков. У него была благая задумка по развитию жителей деревень. Для этого он печатал книги на языках местных народов, проживающих на данной территории, отбирал способных молодых людей для дальнейшего обучения в Перми. И, конечно, стремился строить храмы в поселениях, где их не было. Так, при нем появились православные храмы в с. Милюхина, с. Захарова, д. Самкова и с. Отево…
За время своей работы Яков Васильевич Шестаков установил в церкви новый иконостас, позаботился об утеплении храма и приобретении печи, участвовал
в открытии первой библиотеки Кудымкара. Его вклад в развитие города был огромным, ведь до его приезда местные жители сравнивались с дикарями. Вот что писал Яков Васильевич в своей статье «Пермяки-инородцы»: «Обитатели этого злополучного края до настоящего времени остаются, за весьма немногими исключениями, все такими же сынами природы, какими они были несколько десятков, если только не сотен лет тому назад. Неподвижные, малоразвитые, они производят на постороннего наблюдателя впечатление людей первобытной культуры по бедности своего языка
и примитивности развития своих душевных качеств… живут в дымных закоптелых грязных избах… умываются редко и вытираются черными обносками рубах…
а кухонная посуда если и споласкивается, то редко вытирается, ее очищают тараканы…».
(Цитата взята из статьи “Коми-пермяцкий просветитель – священник Яков (Иаков) Васильевич Шестаков”, архив г. Перми.)
Через семь лет инициативного священника уволили и даже запретили вести работу
в церквях. Причину этих печальных событий никто не знает. Но его жизненный путь пролегал в сфере учительства. Следующим местом работы Якова Васильевича была Пермская духовная семинария. Одновременно с этим он пишет статьи и книги на духовные темы и о деятельности церкви. Известно, что он часто путешествовал
по России, благодаря чему был известен в разных городах страны.
В архивах Перми сохранились его труды по описаниям церквей и общин разных уголков страны, а также фотографии Перми XIX века. Путеводной нитью Якова Шестакова была любовь к людям: он призывал жить так, чтобы каждый находил возможность сделать добро другому, но если эта задача оказывалась сложной,
то советовал начать хотя бы с ухода за цветком.
Адрес: ул. Советская, 33,