В Ямало-Ненецком автономном округе обитает две популяции диких северных оленей – ямало-белоостровская и гыданская. Обе находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу ЯНАО. Гыданская популяция наименее изученная и малочисленная. По последним данным её ареал обитания сузился до северной оконечности полуострова Явай и острова Шокальского.
Тотальный авиаучёт диких северных оленей в прошлом году показал, что на острове Шокальского обитает всего 150-200 особей. Чтобы обеспечить их эффективную охрану, необходимо знать местонахождение зимних и весенне-летних пастбищ, маршруты миграции животных. В июне 2019 года при поддержке Российского Центра освоения Арктики учёные Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова пометили передатчиками системы Argos трёх самок и трёх самцов.
Сигналы от передатчиков стабильно поступали всю зиму. Они показали, что дикие северные олени не мигрируют с острова Шокальского в течение всего зимнего периода, как считалось ранее. Генетические исследования собранных во время экспедиции биологических образцов подтвердили самостоятельность гыданской популяции.
– Фактически уникальная гыданская популяция сохранилась только на особо охраняемых природных территориях. Национальный парк «Гыданский» играет ключевую роль в её сохранении и должен внести дикого северного оленя в список приоритетных видов, – говорит старший научных сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Софья Розенфельд.
Учёные считают необходимым продолжить исследования, чтобы установить причину, по которой олени с острова Шокальского не мигрируют на материк. Достаточно ли им кормовой базы не острове, либо они вытеснены со своего ареала обитания домашними стадами и под прессингом браконьеров. Считается, что ямало-белоостровская популяция животных зимой мигрирует с острова Белый и севера Ямала вглубь полуострова. Но это также было бы интересно доказать с помощью дистанционного прослеживания, говорит Софья Розенфельд.