В исторический день рождения Екатеринбурга, 18 ноября 2017 года в рамках проекта «Огни Екатеринбурга», в старинном особняке в центре города был открыт Музей наивного искусства, новая институция на культурной карте столицы Урала.

Музей наивного искусства
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 18
Телефон: +7 (343) 301 15 31
Музей наивного искусства в ЕкатеринбургеСобрание произведений наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств является наиболее многочисленным собранием уральских художников-наивистов, сформированным на основе коллекции Евгения Ройзмана. В мае 2015 года выставкой «Дар собрания Е.В. Ройзмана Екатеринбургу» был осуществлен акт передачи городу частной коллекции Евгения Вадимовича. Большую часть собрания составляют уральские мастера, авторы из Екатеринбурга и Свердловской области, оно репрезентативно отражает многообразие стилистических и сюжетных вариантов отечественного наива второй половины ХХ века.

Музей наивного искусства: история здания

В 2016 году Екатеринбургскому музею изобразительных искусств муниципалитетом было передано здание под размещение коллекции Ройзмана и создание Музея наивного искусства, который расположился в старинном особняке по адресу: улица Розы Люксембург, д. 18.

Музей наивного искусства в ЕкатеринбургеЗдание является памятником архитектуры XIX века, было усадьбой лесничего Г.С. Кудрина, а проектировал его архитектор Падучев, который вписал свое имя в историю города тем, что впервые применил эклектику в создании особняков для богатых горожан. Дом Н.И. Севастьянова в Екатеринбурге – самое значительное его творение.

В советское время дом был жилым, в нём размещались коммунальные квартиры, в постсоветские годы в особняке располагалась студия звукозаписи, где записывала альбомы легендарные группы «Чайф» и «Наутилус Помпилиус», а позднее — магазин и рекламное агентство.

Музей наивного искусства: открытие

После капитальной реставрации здания-памятника, в исторический день рождения города, 18 ноября 2017 года, экспозиционные залы музея были открыты для екатеринбуржцев и гостей города выставкой «Ангелы и другие жители Земли».

Музей наивного искусства в ЕкатеринбургеОсновная идея, заложенная в основание музея наивного искусства – идея Дара: дара творчества, обретенного непрофессиональным автором по итогам трудов и на склоне лет; дара радости, истины и простоты переданного авторами зрителям; и дара как формы создания и способа существования музея на все времена.

Намереваясь первой выставкой музея наивного искусства продемонстрировать многообразие авторов из собрания музея, сюжетов и выразительных приёмов, мы представляем работы, в которых можно почувствовать не озабоченность, а очарованность жизнью в её разнообразных проявлениях.

Музей наивного искусства в ЕкатеринбургеВ прологе экспозиции представлена фотолетопись собрания, его основные герои и действующие лица, наивные и профессиональные художники, искусствоведы, подвижники и коллекционеры. Появление феномена «уральского наива» связано в первую очередь с именами двух выдающихся выпускников Академического института им. И.Е. Репина в Ленинграде – художника Миши Шаевича Брусиловского и искусствоведа Нины Арсеньевны Хадери, а также живописцев Г.С. Мосина и Н.Г. Чеснокова, авторов-создателей уральских музеев В.Б. Городилиной и И.Д. Самойлова.

Большую роль в пробуждении интереса к наивному искусству на Урале сыграли свердловские профессиональные художники, привлекавшиеся к художественному оформлению общественных зданий в райцентрах области – М. Брусиловский, Г. Мосин, В. Волович, А. Казанцев. Познакомившись в Алапаевске в июне 1971 года с яркой и самобытной художницей Анной Ивановной Трофимовой, Мосин и Брусиловский уже в декабре организовали первую выставку Анны Ивановны в Свердловске, во Дворце культуры им. Дзержинского.

Музей наивного искусства в ЕкатеринбургеСейчас становится ощутимым значение свердловской выставки Анны Трофимовой 1972 года: то была первая выставка наивного искусства на Урале – официальная, с большими афишами, просторная и светлая. С неё начинается отсчёт систематического, и главное, практического интереса к творчеству наивных художников в Свердловске, области и Екатеринбурге: проводятся выставки, учеба художников, областные конкурсы, появляются коллекционеры наивного искусства.

Музей наивного искусства сегодня

Миша Брусиловский окрылял и опекал многих наивных художников и познакомил с наивом Евгения Ройзмана, в собрании которого к тому времени уже присутствовали прекрасные образцы иконного примитива, народной иконы. К 2011 году, когда Ройзманом был сделан первый шаг в создании общедоступного Музея наивного искусства, его коллекция насчитывала около 1500 произведений живописи, графики и скульптуры более тридцати авторов из Екатеринбурга, Урала и других российских регионов, множества безымянных работ.

Музей наивного искусства в ЕкатеринбургеСреди более ста пятидесяти произведений, представленных на выставке, особое место занимает народная икона, наиболее близкая наивной живописи по своей стилистике, простоте и условиям бытования. Икона происходит из юго-западных регионов Российской Империи, родины Гоголя и Шевченко и связана с бытом и мировоззрением «козацкой вольницы». Начиная художественную часть выставки с иконы и религиозной скульптуры, мы расширяем хронологические и географические границы наивного искусства, показывая глубины мировоззрения, порождающего его.

Произведения, представленные на выставке, были приобретены Евгением Ройзманом или получены им в дар от художников и наследников на протяжении двадцати пяти лет коллекционирования. Каждый художник — это отдельная история поисков собирателя и знакомства с автором, а его картины – отдельный внутренний мир. Графические работы алапаевской семьи Трофимовых свидетельствуют о новейшей истории наива на Урале и демонстрируют независимость авторских почерков; картины скромного и ранимого Алексея Языкова лишь отчасти приближают к тайнам его загадочной биографии и скрывают глубокие философские смыслы; фейерверк красок, сюжетов и материалов творчества Альберта Коровкина поражают разносторонностью дарований автора; буйство цветов и страстность в изображении библейских сюжетов контрастирует с личным обаянием и умиротворённостью характера писательницы Нины Горлановой, а соседствующий с ярким Коровкиным медитативный Вадим Колбасов открывает нам поэзию сельского быта и философию вещей.

Открытие первой выставки стало настоящим испытанием для сотрудников музея – так велик был поток желающих посетить новую и необычную музейную площадку, ведь передача исторического здания учреждению, как и появление нового муниципального музея – явление нечастое в наше время. Однако самым приятным событием вечера стали поздравления и подарки от коллег из музеев и коллекционеров России. Коллекция пополнилась картинами Дражена Тетеца из Хорватии и Марии Теодоры из Гватемалы, Алевтины Пыжовой и Люси Вороновой из Москвы, вязанным панно Валентины Пономарёвой из Перми и целой коллекцией народных икон от Евгения Фатеева.

Музей наивного искусства в ЕкатеринбургеНедолгое существование коллекции наивного искусства в составе музейного собрания ЕМИИ отмечено вниманием научного и музейного сообществ: за последний год доклады и лекции о наивном собрании музея прозвучали в Санкт-Петербурге (РИИИ и СПбГУ), Москве (ШАГИ РАНХиГС) и на Международной конференции фестиваля «Фестнаив». Были выиграны три гранта: Фонда В. Потанина по программам «Музейный десант» и «Меняющийся музей в меняющемся мире» и грант РФФИ на полевые исследования. На фестивале «ИНТЕРМУЗЕЙ-2017» куратору коллекции были вручены приз и диплом победителя в номинации «Музейный дизайн» конкурса Фонда В.Потанина.

Сегодня в судьбе собрания начинается новый жизненный этап, связанный с возможностью более широкой экспозиционной интерпретации произведений наивного искусства, рассказа о судьбах художников, прочтения разнообразных наивных смыслов, текстов и контекстов.

Музей наивного искусства: будущее

Ближайшее будущее Музея наивного искусства связано с решением непростой задачи экспонирования столь разнообразного в своих проявлениях и сюжетах наивного искусства, поиска и реализации новых форм музейного повествования о собрании. В планах музея – знакомство екатеринбуржцев с наивным искусством из частных собраний партнёров музея из Кургана, Перми, Нерехты, Санкт-Петербурга, Москвы.

Музей наивного искусства в ЕкатеринбургеНесомненно, коллекция наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств ожидает пополнения, художники и коллекционеры готовят подарки, расширяющие состав авторов и географию собрания. План выставок 2018 года задан единым регистром – художественной рефлексией наивными авторами советского периода отечественной истории, обновление экспозиции музея предполагается каждые два-три месяца. Постоянной экспозицией предполагается сделать историческую часть – рассказ об истории собрания и действующих лицах уральского наива.

Музей наивного искусства на карте:

Автор текста: Андрей Бобрихин, заведующий отделом наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, кандидат философских наук.

Фото предоставлены автором статьи

Интересно? Расскажи друзьям!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here