А бес в ребро — им все неймется, и покоя не хочется. Среди людей-то почти не осталось ровесников, а они не только стоят, но и готовы сорваться с места – и с ветерком. Из грязи и кучи железа, проделав почти ювелирную работу, их восстановили практически до первоначального состояния. И, уж если не «новенькие», то по праву — «раритетные» — сегодня эти экспонаты, украшают частную коллекцию музея мотоциклов, которая в начале весны 2014 года открылась в Екатеринбурге.

Музей старинных мотоциклов в ЕкатеринбургеЛюбой коллекционер-реставратор желает показать свои труды любителям автомотостарины. Мечты о создании государственного музея исторических мотоциклов в Екатеринбурге, так и остались мечтами. Вот и решил Яков Леонидович Кузнецов «не ждать милости от природы», а своими руками, с группой единомышленников отремонтировал подходящее помещение, где появилась возможность собрать в одном месте более тридцати уникальных мотоциклов 20-х, 50-х годов.

Здесь собраны мотоциклы немецкого, итальянского, американского, английского чехословацкого, датского и советского производства. «Новички» тут прямиком из 50-х годов, а самый старый экспонат изготовлен в начале прошлого века. Глаза разбегаются от изобилия, от географии, от истории экспонатов. Тут нет табличек – только названия моделей, самое главное, нет любимого российского запрета — «руками не трогать!». Каждую модель можно потрогать, погладить, посидеть и даже «газануть».

Музей старинных мотоциклов в ЕкатеринбургеЭкскурсовод, он же коллекционер и основатель экспозиции Яков Кузнецов, говорит: «Пока у людей есть к мотоциклам интерес — есть смысл что-то делать, развивать. Поэтому коллекция будет расти». А началось все с далеких 90-х и двух интересных экземпляров. Да, и еще с первой любви. Мотоциклетной.

«Мотоциклы меня интересовали всю жизнь», — рассказывает владелец уникальной коллекции. Яков Кузнецов прокатился на мопеде в семь лет, а первый мотоцикл – «Гном» — появился у него спустя два года, — «как и у большинства мальчишек. До конца 90-х я забросил свое увлечение мотоциклами: появилась семья, дети, работа. Перестал ездить. Но уже в то время в моей коллекции было два мотоцикла: BMW-35 и «Гном». Поэтому позже я снова вернулся к увлечению юности».

Музей старинных мотоциклов в Екатеринбурге Музей старинных мотоциклов в Екатеринбурге Музей старинных мотоциклов в Екатеринбурге

Сейчас это уже сложно назвать «увлечением юности» — из средства передвижения мотоцикл для коллекционера превратился в роскошь. Стоимость экспонатов начинается от пары сотен и может доходить до нескольких десятков тысяч евро. И это не самая большая цена! Но для владельца экспозиции вопрос цены не главный. Ведь ни с чем не сравнить те чувства, которые испытываешь, когда удается не только привести технику в божеский вид, но и завести.

«Знаете, какой это азарт… запустить его?!», — с горящими глазами «игрока» рассказывает Яков, — «когда из полувекового, запущенного, грязного, обездвиженного пошло облако сизого дыма, вспоминается запах детства. А это за деньги не купишь».

Музей старинных мотоциклов в ЕкатеринбургеПеред нами не просто экспонаты. У каждого здесь своя история. «Zandapp» 1925 года – эту модель выпускали всего 3 года – прочный и надежный, запомнился необычными колесами: на них сейчас не найдешь резину. Мотоциклы «DKW» концерна «Auto Union» обогнали свое время: два цилиндра, 500 «кубиков» с паровозной тягой по всему диапазону оборотов, регулируемая задняя подвеска с тремя режимами жесткости!

Есть еще один забавный зверек. Без названия, без имени, без страны производства. «WER BIN ICH» — кто я?!

Музей старинных мотоциклов в Екатеринбурге«Никто не может определить, что это за модель», — разводит руками Яков, — «установили только, что модель примерно 30-го года. У него уникальные характеристики: треугольный багажник, тормоз левой пяткой. Но имея такие отличительные особенности, мы не можем его идентифицировать. Никто не может. Ни в России, ни в мире».

На вопрос, какой экземпляр самый любимый, хозяин коллекции долго молчит – не находит ответа. Да и как тут можно выбрать?! Каждый особенный, неповторимый. На один мотоцикл может уйти до трех лет реконструкции. Зато, все мотоциклы представленные на выставке – на ходу. Хоть сейчас завел и поехал.

Музей старинных мотоциклов в Екатеринбурге«Для меня это – как первая любовь», — признается Яков Кузнецов, — «Если она у вас была – вы всю жизнь с ней жить будете, никогда не забудете. Так и у меня. Первая моя любовь это мотоцикл 60-го года, на котором я первый раз поехал. И мне сейчас вновь и вновь хочется повторить это чувство, эти ощущения. И с этими мотоциклами это получается».

Таких коллекционеров у нас единицы – и это, скорее, ценители. Ведь новым, современным мотоциклам, они предпочтут ИЖ, ТИЗ. Для некоторых коллекции становятся семейной реликвией, передаваемой от отца к сыну. Сергей Пшеничкин начал ездить на мотоцикле раньше, чем ходить. И сына Алексея к тому же приучает. В их коллекции есть экземпляры и 35 года, и даже мотоцикл внука Бажова – так в техпаспорте указано.

Музей старинных мотоциклов в ЕкатеринбургеИ это тоже любовь. И это тоже искусство – разобрать груду железа и из нее заново собрать мотоцикл. Но главное, создать не просто транспорт, а его историю . Советуем всем посетить этот замечательный и уютный музей!

Кроме исторических мотоциклов, на выставке представлен раздел истории мототуризма и мотоспорта в Свердловске. Нашлось место и для небольшой выставки довоенных фотоаппаратов.

Музей старинных мотоциклов в Екатеринбурге
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Раевского,13 (вход через станцию технического осмотра).
Режим работы: по пятницам с 15:00 до 17:00
Некоммерческая фото-и видеосъемка — бесплатная. Вход свободный.
Интересно? Расскажи друзьям!