А знаете ли вы, что в Ирбите, оказывается, есть два настоящих музея мотоциклов? По крайней мере для меня это казалось большим сюрпризом! Но я расскажу вам, как найти эти оба музея и чем они отличаются друг от друга.

Ирбитский государственный музей мотоцикла

Во первых, в России есть единственный государственный музей мотоцикла. И этот музей находится в Ирбите. В этом музее находится большинство образцов мотоциклетной техники России и СССР, а также иностранные мотоциклы, которые закупались за рубежом на протяжении десятилетий. На базе закупленных образцов сначала выбирались виды мотоциклов, которые будут производиться в Советском Союзе, а затем образцы мотоциклетной техники закупались для того, чтобы Ирбитский завод был в курсе мировых новинок. Эти образцы можно увидеть в музее.
Чтобы выбрать наилучший протопип мотоцикла Советский Союз закупал образцы английских мотоциклов, американских мотоциклов и немецких мотоциклов и вы их можете увидеть в музее в самом начале экспозиции.
К сожалению, мне музей показался не очень большим, он состоит из четырех небольших залов и все, чем богат музей, а это ведь вся история развития мотоциклетного дела в России, в залах разместить нельзя, много интересных экспонатов находится в запасниках. Кстати, позади здания, а это часть бывшего заводского цеха, строится новое здание для музея, оно строится уже несколько лет, начиная, по-моему, с 2006 года.

Этот музей очень интересен еще и потому, что организовал его сегодняшний директор музея Буланов Александр Ильич, который был и является до сих пор рекордсменом книги рекордов Гиннеса. Потому что его рекорд — 24 часа езды на двух колёсах мотоцикла с коляской ещё никто не побил! А вы знаете, что до 1988 года книга Рекордов Гиннеса в СССР была запрещена, потому что там было указано, сколько ракет, танков и самолетов производит Советский Союз. А нам это было знать нельзя!
Как я уже отметила, СССР закупал мотоциклы-образцы, однако первоначально это всё были одиночные мотоциклы, а СССР выбирал мотоцикл для армии, на мотоцикле нужно было не только ехать, но ещё нужно было стрелять! Именно поэтому начали искать образец мотоцикла с коляской, так и был найден немецкий мотоцикл BMW R71ис коляской.

5 экземпляров этой техники было закуплено в Германии и мы знаем, что на их базе был разработан советский военный мотоцикл. Конечно, ходят легенды, что как будь-то бы несколько экземпляров тайными путями выкрали с завода БМВ или после победы во время ВОВ демонтировали несколько производственных линий на заводе BMW . Но на самом деле, все было гораздо прозаичнее: перед войной, мы с вами знаем, Россия с Германией дружили и 5 мотоциклов с коляской были просто закуплены, однако проклятые капиталисты, думая о войне с СССР, продали в Советский Союз не самый лучший вариант — более легкий мотоцикл R71. А немецкая промышленность сосредоточилась на развитии мотоцикла R 75: более тяжёлого, более мощного, более проходимого.

Кстати, о R 75 сейчас вроде бы только коллекционеры помнят, а R71, превратившись на Урале в «Урал», покоряет не только Европу, но и другие континенты: Африку, Америку, Австралию… Правда и без трагедий не обходится.
Я лично считаю, что Анжелина Джоли ушла от Бреда Питта, когда он ее и всех детей решил пересадить на мотоцикл «Урал»!
Но от фантазий к фактам! Государственный мотоциклетный завод — музей серьезный, более, скажем так, академичный в нём представлены этапы развития мотоциклетной техники в СССР и медленной деградации ее же в России.

Сначала Ирбитский завод производил мотоциклы с маркировкой «М», а вот в 1960 году бренд приобрел свое громкое имя «Урал». Более 30 лет быть владельцем «Урала» было не только престижно, но это был показатель «хозяйственности», «основательности» домохозяйства, в котором появлялся этот неутомимый труженик. В деревне на мотоцикле возили навоз, на нём возили сено, на нем ездили на покос, на нём ездили на рыбалку, на нём ездили на охоту — он был настоящим членом семьи! В том числе и потому, что дорог в те времена хороших не было, а этот мотоцикл мог проехать по любому бездорожью, там, где сегодня едут квадроциклы.

ptr

В 1993 году на заводе произвели 3-х миллионный мотоцикл и этот год был одним из самых успешных в истории существования завода. Если посмотреть старые фотографии, то можно заметить, что в огромном цеху работает огромный конвейер, и все комплектующие производили на заводе для мотоциклов также самостоятельно. Тяжёлые мотоциклы в лучшие годы производили по 120.000 штук в год, таким огромным спросом они пользовались в СССР. А потом наступила разруха. В селах и деревнях пропали деньги, клиентов у завода не стало, и завод практически перестал существовать. Уволился весь персонал, которого в лучшие годы было на заводе 12.000 человек, разъехались по миру лучшие специалисты. Вместо огромного завода, который производил все комплектующие самостоятельно, остался один-единственный цех, который производит примерно тысячу мотоциклов в год. Мотоциклы называются «Урал» и серийно производятся с коляской, это единственный случай в мире, когда коляска производится серийно.
Владелец завода живёт в США и большинство собственной продукции завод продает тоже в США, потому что стоимость самого простого, самого неукомплектованного мотоцикла начинается от 10 000 долларов, а конец определяется вашей возможностью удовлетворять ваши капризы. Понятно, что это высокая цена для обычного жителя небольшого города, который бы мог использовать «Урал» для собственных нужд, да только появилось огромное количество более дешевых альтернатив. Сегодня даже говорить о том, что мотоцикл производится на Урале, можно с очень большой натяжкой, потому что большинство комплектующих для данного производства в результате международного разделения труда производится в самых разных странах: в Японии, в Германии, в Италии.
В этом музее хранятся интересные образцы мотоциклетной техники предыдущих лет, потому что, когда завод был успешен, он закупал заграницей интересные образцы.
Вы можете посмотреть потрясающий фильм о том как были установлены рекорды Гиннеса о самом продолжительном движение на двух колёсах мотоцикла с коляской. Когда сотрудники завода услышали, что установлен рекорд езды в три часа, то они решили этот рекорд побить. Первый раз удалось проехать 8 часов на столько хватило бака бензина, а второй раз умельцы научились уже заправлять мотоцикл на ходу и смогли проехать 24 часа, этот рекорд Гиннеса до сих пор не побит. Еще был установлен на заводе рекорд Гиннеса по продолжительности движения на мотоцикле с коляской задом наперед, этот рекорд побит был только в 2016 году. В музее очень интересные экспонаты, они не блестят и не заново покрашены, это не новодел, это мотоциклы самые настоящие, как раз те, которые были произведены когда-то 20-30-70- 80 лет назад. Что и опредедяет особую ценность музея. Поэтому сотрудники музея не стараются наводить особый лоск на экспонаты и техника предстоит перед посетители музея в ее натуральной мужественный красоте.
В музее есть прекрасный никелированный, весь блестящий мотоцикл: когда-то два таких мотоцикла заказал знаменитый клоун, ныне покойный, Юрий Никулин для одного из своих цирковых номеров, а на заводе произвели три таких мотоцикла, для того, чтобы один оставить для истории на заводе.
Здесь вы можете увидеть мотоциклы для ГАИ, мотоциклы с закрытой люлькой и еще самые разные вариации мотоциклов.

Когда в девяностые годы открыли границы и мы узнали, что современный мотоцикл — не столько для помощи в хозяйстве, сколько для удовольствия, а люди, которые получают удовольствие от езды на мотоциклах, называется байкеры, на заводе начали производить российские мотоциклы для байкеров. Выпустили три варианта и на самом последнем из этих вариантов даже сидел наш сегодняшний президент Владимир Путин.

Будем надеяться что за музей скоро получит своё новое здание от города Ирбита.
Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области «Ирбитский государственный музей мотоциклов» (ГБУК СО «ИГММ»)
623851,Россия, Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, д. 100 «А»
Директор: Буланов Александр Ильич. Тел./факс: +7 (34355) 6-50-70.
Запись на экскурсии: тел: +7(34355) 4-26-01.
E-mail: irbit-musey-moto@yandex.ru
Часы работы: ВТ-ПТ с 9-00 до 17-00 (перерыв с 12-00 до 13-00),
СБ с 9-00 до 16-00, (без перерыва)
ВС, ПН — выходной. Обратите внимание — воскресенье выходной!!!!

Музей — студия мотоциклетного конструирование.

А ещё в Ирбите совсем рядом с государственным музеем мотоциклов имеется музей студия мотоциклетного конструирования. В этом музее прежде всего вас познакомят с тем, как создавали мотоциклы в советское время, вы увидите чертежи мотоциклов, кальки, синьки, познакомитесь с работой конструктора, узнайте, кто такая была копировальщица и вам не покажется скучной ушедшая в прошлое прекрасная история создания советских мотоциклов.

Ведь они создавались именно таким сложным путем. А потом потихонечку пройдите по музею. По размеру он примерно точно такой, же как Государственный музей, только новое здание для него не строится и создали этот музей конструкторы, которые когда-то работали на этом на этом заводе и очень любили свою работу.

В музее вы увидите мотоцикл -рикшу, такой весёлый индийский мотоцикл.

Интересно? Расскажи друзьям!
1
2
Марина Чеботаева
Мне нравится жить, работать, общаться с самыми разными людьми, выстраивать отношения, строить планы. У меня есть замечательная работа: мы занимаемся очисткой сточных вод и делаем воду на этой Планете чище. Ещё мне нравится быть директором: это не только развитие бизнеса, но и развитие людей. Я люблю улучшать жизнь вокруг себя. У меня есть замечательное хобби: проект "Двигаем Урал в России и в мире!" Сегодня он состоит из 15 книг на русском, английском, немецком и китайском языках. Будет еще минимум пара книг. Кому интересно - присоединяйтесь!
avatar
сначала новые старые популярные
Виктор
Гость
Виктор

Музеи есть,производства нет.Лучше было бы наоборот.Пара сотен Уралов в год по миллиону за штуку-это не производство.

Леонид
Гость
Леонид

НЕ надоело колхозить? Повторите героический поступок наших предков, если сами ничего создать не можете, закупите пять хороших и современных мотоцикла, разберите, изучите и без вмешательства в изобретенное повторите. Если сможете. Надо любить прежде всего СЕБЯ. Не изобретайте колесо оно изобретено. Нас самих уже в музей надо… Все просим дайте, помогите, купите, подарите, сами ничего делать не хотим. Для путевого мотоцикла в нашей стране есть все.

Павел
Гость
Павел

Леонид,
несколько лет назад, когда я ещё смотрел ТВ ))
я посмотрел передачу «Мегазаводы. JOHN DEERE »
Не буду пересказывать … скажу только что челюсть у меня «тяготела вниз» )
Просто скажу, что если РФ закупит тот их комбайн и попробует его у себя производить, то … «Получится как всегда»(с), да