История станции Янаул, ставшей большим вокзалом
B начале 1910-х годов Фоммег, возглавлявший русско-немецкое акционерное строительное общество, с большим трудом добивается разрешения от Николая I продлить дорогу от Казани до Екатеринбурга. Строительство Казанской дороги началось 1912 году. Еще задолго до постройки этой дороги в 1875 году Александр II утвердил высочайшее повеление o постройке железной дороги в Сибирь через Москву — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург и далее на восток.
Станция Янаул начала работать в 1916 году и первоначально принадлежала Казанской железной дороге. Позже проект построенного в 1916 году вокзала и станции пришлось пересмотреть. Воды из реки Янаулки не хватало для обеспечения поездов. Уже в 1919 году строится новый вокзал на реке Буй. Он проработал до 2002 года. На станции в те годы были построены водонапорная башня, 7 железнодорожных казарм, депо. А помещение старого вокзала вмещало телеграф, телеграфную станцию, мастерскую монтеров СЦБ, билетную кассу и буфет.
Железнодорожные пути того времени имели рельсы легкого типа, плохие шпалы, некачественную насыпь. Дорога не имела еще ни одной вполне развитой сортировочной станции, больше половины всех раздельных пунктов были двухпутными с короткими разъездными путями. Обеспечивалось лишь движение поездов с расчетом на транзитные перевозки.
Поезда тогда заправлялись дровами и водой прямо на станции, этого хватало на 60-70 километров.
Надо отметить и тот факт, что в годы Гражданской войны движение через станцию не было интенсивным. Со стороны Янаула дорога шла до станции Чад, а участок от Екатеринбурга, строившийся навстречу, был проложен только до Красноуфимска. В 1917-1919 годах взорванные красными войсками мосты через реки Каму и Буй привели к полной остановке работы железной дороги.
Только в 1921-1922 годах железную дорогу восстановили, проложили недостающий участок, построили мосты. Восстанавливали пленные австрийцы и местное население. Дорогу в основном использовали для перевозки грузов.
Топоним
Своё название станция получил по названию старинной деревни Янаул, расположенной неподалеку. Кругом простирались поля деревень Янаул и Иванаево. По реке Шудек стоял ольховый лес. На месте современного города было огромное болото. Янаул был самым глухим местом Уфимской губернии.
Сейчас на вокзале Янаула стоит паровоз, он считается одной из главных достопримечательностей города.
Координаты: 56.271605, 54.928552
Автор: Надежда Шуренкова
Фото: Сергей Суворов
О достопримечательностях Янаульского района читайте также:
Родники Янаульского района
Река Буй — левый приток Камы
Достопримечательности Янаульского района: деревня Туртык
В депо Янаул работал машинистом мой дед—Деревнин Григорий Иванович! Начинал в 1934 году кочегаром.