В исторический день рождения Екатеринбурга, 18 ноября 2017 года в рамках проекта «Огни Екатеринбурга», в старинном особняке в центре города был открыт Музей наивного искусства, новая институция на культурной карте столицы Урала.
Телефон: +7 (343) 301 15 31
Собрание произведений наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств является наиболее многочисленным собранием уральских художников-наивистов, сформированным на основе коллекции Евгения Ройзмана. В мае 2015 года выставкой «Дар собрания Е.В. Ройзмана Екатеринбургу» был осуществлен акт передачи городу частной коллекции Евгения Вадимовича. Большую часть собрания составляют уральские мастера, авторы из Екатеринбурга и Свердловской области, оно репрезентативно отражает многообразие стилистических и сюжетных вариантов отечественного наива второй половины ХХ века.
Музей наивного искусства: история здания
В 2016 году Екатеринбургскому музею изобразительных искусств муниципалитетом было передано здание под размещение коллекции Ройзмана и создание Музея наивного искусства, который расположился в старинном особняке по адресу: улица Розы Люксембург, д. 18.

В советское время дом был жилым, в нём размещались коммунальные квартиры, в постсоветские годы в особняке располагалась студия звукозаписи, где записывала альбомы легендарные группы «Чайф» и «Наутилус Помпилиус», а позднее — магазин и рекламное агентство.
Музей наивного искусства: открытие
После капитальной реставрации здания-памятника, в исторический день рождения города, 18 ноября 2017 года, экспозиционные залы музея были открыты для екатеринбуржцев и гостей города выставкой «Ангелы и другие жители Земли».

Намереваясь первой выставкой музея наивного искусства продемонстрировать многообразие авторов из собрания музея, сюжетов и выразительных приёмов, мы представляем работы, в которых можно почувствовать не озабоченность, а очарованность жизнью в её разнообразных проявлениях.

Большую роль в пробуждении интереса к наивному искусству на Урале сыграли свердловские профессиональные художники, привлекавшиеся к художественному оформлению общественных зданий в райцентрах области – М. Брусиловский, Г. Мосин, В. Волович, А. Казанцев. Познакомившись в Алапаевске в июне 1971 года с яркой и самобытной художницей Анной Ивановной Трофимовой, Мосин и Брусиловский уже в декабре организовали первую выставку Анны Ивановны в Свердловске, во Дворце культуры им. Дзержинского.

Музей наивного искусства сегодня
Миша Брусиловский окрылял и опекал многих наивных художников и познакомил с наивом Евгения Ройзмана, в собрании которого к тому времени уже присутствовали прекрасные образцы иконного примитива, народной иконы. К 2011 году, когда Ройзманом был сделан первый шаг в создании общедоступного Музея наивного искусства, его коллекция насчитывала около 1500 произведений живописи, графики и скульптуры более тридцати авторов из Екатеринбурга, Урала и других российских регионов, множества безымянных работ.

Произведения, представленные на выставке, были приобретены Евгением Ройзманом или получены им в дар от художников и наследников на протяжении двадцати пяти лет коллекционирования. Каждый художник — это отдельная история поисков собирателя и знакомства с автором, а его картины – отдельный внутренний мир. Графические работы алапаевской семьи Трофимовых свидетельствуют о новейшей истории наива на Урале и демонстрируют независимость авторских почерков; картины скромного и ранимого Алексея Языкова лишь отчасти приближают к тайнам его загадочной биографии и скрывают глубокие философские смыслы; фейерверк красок, сюжетов и материалов творчества Альберта Коровкина поражают разносторонностью дарований автора; буйство цветов и страстность в изображении библейских сюжетов контрастирует с личным обаянием и умиротворённостью характера писательницы Нины Горлановой, а соседствующий с ярким Коровкиным медитативный Вадим Колбасов открывает нам поэзию сельского быта и философию вещей.
Открытие первой выставки стало настоящим испытанием для сотрудников музея – так велик был поток желающих посетить новую и необычную музейную площадку, ведь передача исторического здания учреждению, как и появление нового муниципального музея – явление нечастое в наше время. Однако самым приятным событием вечера стали поздравления и подарки от коллег из музеев и коллекционеров России. Коллекция пополнилась картинами Дражена Тетеца из Хорватии и Марии Теодоры из Гватемалы, Алевтины Пыжовой и Люси Вороновой из Москвы, вязанным панно Валентины Пономарёвой из Перми и целой коллекцией народных икон от Евгения Фатеева.

Сегодня в судьбе собрания начинается новый жизненный этап, связанный с возможностью более широкой экспозиционной интерпретации произведений наивного искусства, рассказа о судьбах художников, прочтения разнообразных наивных смыслов, текстов и контекстов.
Музей наивного искусства: будущее
Ближайшее будущее Музея наивного искусства связано с решением непростой задачи экспонирования столь разнообразного в своих проявлениях и сюжетах наивного искусства, поиска и реализации новых форм музейного повествования о собрании. В планах музея – знакомство екатеринбуржцев с наивным искусством из частных собраний партнёров музея из Кургана, Перми, Нерехты, Санкт-Петербурга, Москвы.
















