Вот и подошел к концу самый массовый фестиваль уличного искусства в Екатеринбурге – фестиваль Стенограффия. Ежегодно фестиваль дарит улицам нашего города десятки удивительных арт-объектов и элементов культуры. Давайте вспомним, какой стрит-арт появился в Екатеринбурге в этом году.
Стрит-арт объекты
В этом году международный фестиваль уличного искусства Стенограффия прошел уже в 11 раз, радуя жителей и гостей Екатеринбурга яркими рисунками и объектами.
Радио
Для создания своих работ воронежский художник Ян Посадский глубоко погружается в историю места. Во время работы над вышкой художник анализировал информацию о жизни Юрия Левитана на Урале, разбирался в деталях вещания радиостанций во время ВОВ.
На фестивале STENOGRAFFIA художник отправился на поиски радиостанции РВ-5 им. Свердлова у озера Шарташ, откуда сводки Совинформбюро передавались на всю страну. Затем Ян соотнес идею своего проекта о создании работы про радио с бетонной триангуляционной вышкой в парке.
Для создания арт-объекта башню покрыли черной краской и наклеили около 7000 кружков из светоотражающей пленки. «Рисунок на вышке силуэтно напоминает колебания электромагнитных волн, бесшовно завихренные вокруг башни. Свет, отражающийся от башни — также электромагнитное излучение, только воспринимаемое человеческим глазом», — прокомментрировал свою работу Ян.
Адрес: Шарташский лесной парк
No title
Впервые на фестивале STENOGRAFFIA культовый французский художник OX создал работу дистанционно: по его эскизу в городском контексте был размещен баннер, будто проходящий через шредер. Этот арт-объект делает акцент на смелом формальном приеме, который использует художник. OX управляет вниманием прохожего и заставляет его сконцентрироваться на билборде, коммерческое наполнение которого обезличено и подменено концептуальным обозначением с помощью слова «реклама». А офисное устройство для измельчения бумаги перенесено в пространство города и тем самым взламывает жанр рекламного щита.
Адрес: рядом с ул. Амундсена 69/1
Натюрморт с чайником и лимоном
Юлия Антонова, талантливая художница и преподавательница в художественной школе, еще ни разу до своего участия в STENOGRAFFIA не рисовала на улице. В рамках фестиваля 2020 года она решила создать классическую живопись в формате улицы, тем самым взломав привычный паттерн восприятия стрит-арта. «Мы классику превратили в жизнь. Наверное, очень неожиданно встретить на улице подобные работы», – говорит Юлия о своем арт-объекте, полюбившемся горожанам еще до его завершения.
Адрес: ул. Заводская, 32 к1
Относительность
«Относительность» — это первый масштабный арт-объект для Натальи Денисовой и первый автопортрет на фестивале STENOGRAFFIA! Работа посвящена поиску самой себя и пронизана символизмом. В центре композиции размещена фигура художницы, на заднем фоне работы ходят люди без лиц, разбросаны смятые фотографии, а за головой девушки виднеется огромный раскрытый гранат, символ сердца для художницы. Название работы «Относительность» и человечки на фоне отсылают к известной литографии Эшера, голландского автора. Наталья поясняет: «Мне хотелось, чтобы зритель почувствовал себя на лестнице Эшера. Я изобразила человечков, которые не могут быть вместе, потому что для одного это пол, а для другого потолок. Это так досадно, но это часть нашей жизни».
Адрес: Суворовский переулок, 18
Гордый фонарь
Для создания арт-объекта «Гордый фонарь» художники команды SPEKTR вместе с сотрудниками МБУ «Горсвет» выпрямили конструкцию одного из фонарей в сквере у ККТ «Космос». Главная мысль работы написана на табличке, установленной рядом с ней: «Ровно столько, сколько существует человечество, находятся те, кто бросает вызов своему времени. Говорят своё «Да» против миллионов «Нет». Доказывают, что земля круглая, а все люди на ней равны. И когда человечество сталкивается с общей бедой, они не сгибаются под тяжестью обстоятельств».
Адрес: 56.846335, 60.608158
Уральская вышивка
Изучение культурного и индустриального наследия Урала — это одна из главных тем, которую Анастасия Пищугина развивает в своей художественной практике. Взяв за основу каталоги с орнаментами Уральского региона, Анастасия адаптировала традиционные узоры к городской среде. Целью работы художницы было «обезвредить» максимально запущенные бетонные блоки, сделав их поверхности визуально приятнее и интереснее с помощью линейно-геометрических узоров. Получившиеся нетипичные для мегаполиса арт-объекты заставляют сфокусировать свое внимание на деталях повседневной жизни города и обратиться в мыслях к культуре родного края.
Адреса арт-объектов: ул. Гоголя, 12 и Чапаева, 3А (недалеко от Сада Нурова)
Мы с Таськой так давно дружим, что я понятия не имею, где это мы
Этот арт-объект – маленький сюрприз от Наташи Денисовой ее лучшей подруге Тасе. Для его создания девушка перенесла на стену их детскую фотографию, сделанную во время путешествия. Когда Наташа начала заниматься уличным искусством, она поняла, что у нее есть возможность делать что-то приятное для своих близких, рисуя их на улице. «Наверное, на этой фотке мы обе очень похожи сами на себя: я похожа на себя, на папу, а Тася похожа на себя — она так классно смеется. Дискомпозиция фотографии мне тоже очень понравилась. Бывают такие моменты, когда увидишь что-то и понимаешь: это то, что нужно!» — говорит о своей работе Наташа.
Адрес: Народной Воли, 62
Соседи
Художница Наталья Пастухова создала на фестивале STENOGRAFFIA на жилом доме огромный мурал, наполнив его очаровательными персонажами – пёселями. Каждый из них занят своим делом в своем маленьком домике, все образы индивидуальны. Название работы «Соседи» отражает суть арт-объекта: пёсели стали соседями для жильцов этого и близлежащих домов. Кроме того, вспоминая опыт самоизоляции, в каждом образе можно найти похожего на себя персонажа: мечтающего, наводящего порядок, работающего и пр.
Адрес: ул. Красноуральская, 11
Take Five
Вдохновившись композицией Take Five оркестра Дейва Брубека 1959 года, художница из Санкт-Петербурга Тина Прохорова посвятила свой мурал теме джаза. Работа площадью более 140 кв.м. заняла часть фасада детской музыкальной школы №12 имени С. С. Прокофьева. Художница изобразила футуристический джаз-бэнд: на одной половине здания можно увидеть саксофониста, контрабасиста и барабанщика, а переход над аркой превратился в абстрактное фортепиано.
Эта надпись сделана с любовью
В 2019 году работа команды Hot Singles in Your Area «Эта надпись сделана легально» начала дискуссию между уличными художниками о легальности уличного искусства, причем спор шел прямо на стене. В 2020 художники HSYA решили снова начать диалог на улице, но не о ситуации внутри субкультуры, а о том, что коснулось каждого. «Этот год был сложным для всех, в том числе и для нас. Город изголодался по любви. Как горожане, мы это чувствуем и даем свой ответ – делаем работу с любовью», – рассказал участник команды.
Гефест
«Гефест» от живописца-монументалиста Кирилла Ведерникова расположился в трудовом районе Екатеринбурга — на Эльмаше, а рядом — Уралмаш, кузница машиностроения. Образ бога огня и покровителя кузнечного ремесла стал аллегорией уральской индустриальной культуры. Для рисунка Кирилл выбрал поверхность с интересной архитектурной формой: это три выступа-прямоугольника на фасаде дома. Справа расположился Гефест, слева — заводские трубы, намекающие на рабочий район города, а центральная фигура — это портал с элементом огня.
Адрес: Красных Командиров, 16
Кувшинки на мелководье
С 2016 года добрый проект «Вид из окна» преображает унылые стены, которые видны из окон больниц, детских домов и других социальных учреждений, где люди отрезаны от внешнего мира. В рамках фестиваля STENOGRAFFIA екатеринбургская команда MES CREW создала на территории «Свердловской областной клинической больницы №1» арт-объект «Кувшинки на мелководье». Художники разрисовали складское помещение речными мотивами: потоками воды, водорослями и рыбами. «Получился яркий водный узор, который хорошо виден издалека среди серых стен больницы, и, надеюсь, будет радовать как медиков, так и пациентов», – поделился Олег Павлов, член команды MES CREW.
Адрес: ул. Волгоградская, 185
Проводник
Эта работа приглашает в парк Павлика Морозова всех, кто хочет найти тихое место в центре города, чтобы побыть наедине с самим собой или пообщаться с близким человеком в комфортной атмосфере. Арт-объект был назван «Проводник» и художница дала пояснение к выбранному названию: «Работа носит такое название, потому что скамейка играет роль проводника, связывает реальный мир из парка с миром больших цветов и птиц, который изображен на стене».
Адрес: 56.827310, 60.619126
Рефрен
В 2017 году команда STENOGRAFFIA запустила проект «Ночная галерея». Арт-объекты, созданные в его, рамках видно только ночью, когда город погружается в сон, а киоски «Роспечати» опускают свои жалюзи. Излюбленные место для тегов превращается в единое уличное полотно, защищая киоск от возможного вмешательства.
CODE 501, екатеринбургский художник, известный своими «курлыками», впервые принял участие в фестивале STENOGRAFFIA сделал на жалюзи киоска «Роспечать» яркий рисунок. «Каждая из сторон — строфа стихотворения. Элементы повторяются полностью или с незначительным изменением — это называется «рефрен». Я нарисовал стих о лете без слов», — рассказал о своей работе Сергей.
Адрес: 56.833414, 60.592530
Разрыв фантазии
Проект: Ночная галерея уличного искусства под открытым небом. В рамках STENOGRAFFIA самарский художник Денис Vertigo создал свою третью работу для «Ночной галереи». Он изобразил стрекоз, которые разрывают цветную материю и борются за свободу. Художник создал эскиз для этого арт-объекта, когда фестиваль STENOGRAFFIA столкнулся с вероятностью отмены фестиваля из-за пандемии. «Стрекозы для меня – символ героев. Я сравнил их со Стенограффией: фестиваль победил и разорвал материю. Он будет жить», — прокомментировал свою работу Денис.
Адрес: 56.839686, 60.618257
Красный Человечек
«Красный человечек», созданный Андреем Люблинским для Екатеринбурга в 2019 году, в честь девяностолетия ТЮЗа был установлен командой STENOGRAFFIA на крыше здания. Идея создания «Красного человечка» принадлежит паблик-арт художнику Андрею Люблинскому из Санкт-Петербурга. «Этот человечек был сделан исключительно для Екатеринбурга. Объект обязательно должен взаимодействовать с углом 90°, а в архитектуре ТЮЗа как раз много таких углов, поэтому место хорошо подходит для моего объекта», — рассказал автор. Фигура изображает универсального персонажа без лица, имени и пола. «Красный человечек» может одновременно обозначать никого и каждого из нас. Вдохновленный образцами СССР, Андрей Люблинский придумал этот арт-объект 10 лет назад и успел показать его почти всему миру: «красный человечек» побывал в Нью-Йорке, Стамбуле, Москве, Лос-Анджелесе, Париже и теперь знаменитая скульптура находится в Екатеринбурге.
Адрес: 48 56.846965, 60.610818
Вдох-выдох.mp3
Под псевдонимом арсений и улица молодой пермский художник Арсений Швабский создает остроумные интервенции в городскую среду с помощью мемов с героями фильмов, анимации и поп-культуры. В рамках фестиваля STENOGRAFFIA он создал свой первый крупный арт-объект на стенах электробудки возле Площади 1905 года. «Я не очень люблю сложные концепции. Во главе моей работы стоит прикол: я делаю таблички “Вдох” и “Выдох”, стилизованные под “Вход” и ”Выход”», — рассказал автор.
Адрес: Воеводина, 4Б
Серия «Кольца Всевластия»
Художники на фестивале STENOGRAFFIA работают не только с помощью кистей, валиков или аэрозоли, но даже металлом. В Екатеринбурге появились яркие железные конструкции, которые взаимодействуют с городской средой и ее несовершенствами. Этот проект известного художника и дизайнера Андрея Люблинского был реализован впервые именно в уральской столице.
Художник Андрей Люблинский, известный в Екатеринбурге по деревянной скульптуре «Красный человечек», разработал для города еще один проект: во дворах и на улицах появились приваренные к поверхностям желтые, красные и синие фигуры из металла.
Вот как комментирует свою идею автор: «Концепция проекта очень простая и, на мой взгляд, достаточно любопытная. Стрит арт существует как некая интервенция в городское пространство. И зачастую возникает вопрос: что есть стрит арт, а что – вандализм, является ли стрит арт вандализмом? Я решил довести идею вандализма до абсурда и сделать такие объекты, которые без помощи бригады с болгарками и бензопилами демонтировать просто невозможно. Если граффити на стене можно закрасить, то мои вещи из нового проекта можно удалить только с помощью подготовленных людей со специальными приспособлениями».
Адреса и координаты, по которым можно найти яркую сварку:
— ул. Якова Свердлова, 27, 56.854440, 60.603447
— Проспект Ленина, 52/4А, 56.838733, 60.625957
— ул. Испанских Рабочих, 28, 56.852104, 60.602072
— ул. Испанских Рабочих, 29, 56.850959, 60.601554
— ул. Мельковская, 2Б, 56.850491, 60.602227
Tramart
Автором росписи стал художник-каллиграф Вася Bas. Главным посланием, зашифрованным в сплетении букв стала фраза: «Жизнь есть движение». Также внутри изумрудно-золотого орнамента можно найти слова: «движение», «рост», «искусство» и пр. Многие слова, использованные в росписи, написаны на кириллице, но встречаются и английские выражения. Например, зоркий глаз найдет жизнеутверждающую фразу «don’t stop».
Внимание! Невероятно милый факт! В причудливую вязь также вшиты добрые пожелания, которые предлагали волонтеры фестиваля во время работы над арт-объектом
«Я рассудил так: трамвай постоянно собирает разных людей, поэтому какой-то конкретный текст не подойдет» — комментирует художник.
Другие приятности от STENOGRAFFIA
В этом году организаторы фестиваля создали не только яркие арт-объекты на улицах города, но и систематизировали их. Теперь наслаждаться уличным искусством можно с комфортом, не боясь пропустить ни один объект.
Стенограффия на Яндекс.Картах
До этого года Екатеринбург мог похвастать двумя линиями, обозначающими туристический маршрут – Красной и Синей. Первая проводит жителей и гостей города по достопримечательностям исторического центра Екатеринбурга, а вторая соединяет места, связанные с именем царской семьи. Благодаря Яндекс.Картам и команде фестиваля STENOGRAFFIA в Екатеринбурге появилась третья – фиолетовая арт-линия.
Фиолетовая линия познакомит жителей и гостей города с работами уличных художников. Она соединяет в одном девятикилометровом маршруте 29 работ уличных художников, которые создавались в рамках фестиваля в разные года. Пройти его целиком можно за пару часов.
Спланировать маршрут можно будет не выходя из дома – арт-линия отображается в Яндекс.Картах в подборке «Где посмотреть уличное искусство». Помимо адреса, в Яндекс.Картах можно увидеть изображение той или иной работы, почитать ее историю. Проект стал уникальным как для Екатеринбурга, так и для страны – в России больше нет линий, которые бы могли провести человека по значимым объектам уличного искусства.
Также команда фестиваля проводила экскурсии по Фиолетовой линии.
STENOGRAFFIA – один из крупнейших в России фестивалей уличного искусства, художники которого превращают обычные городские постройки в новые локальные достопримечательности.
В этом году фестиваль отметил одиннадцать лет. За всю свою историю он объединил более 300 уличных художников из России и зарубежья, которые украсили более 500 построек в самых разных уголках страны – и в заполярных поселках и городах миллионниках. В своих работах авторы STENOGRAFFIA подчеркивают уникальность регионов, вдохновляясь их историей и культурой.
Миссия фестиваля — разбить холодное, темное пространство яркими работами, помочь
жителям подружиться с окружающей средой.