Собираясь в командировку или в отпуск и решая, ехать железной дорогой или лететь самолетом, всегда отдавал предпочтение поезду. Любовь к поездам, наверное, в нас заложена с детства, когда этот способ передвижения был практически единственным и самым надежным.
Воздушный флот в то время не особо то и баловал ухтинцев своим ненавязчивым сервисом. Долететь куда хотелось, можно было только с несколькими пересадками, и то с оглядкой на погоду. То ли дело поезд. Мерный стук колес, постоянно меняющиеся пейзажи за окном, станции, полустанки и разъезды и, конечно же, вокзалы. По большому счету железнодорожный вокзал — лицо города, его размеры и архитектура, в первую очередь — символы определенной политической эпохи, свидетельство уровня технического и культурного развития города. Как вы уже, наверное поняли, речь в моей заметке пойдет о станциях и вокзалах. Я предлагаю совершить виртуальную поездку на поезде по Северной железной дороге, которая проходит по Республике Коми, от ее южной границы и до конечной остановки в Воркуте. Естественно, не все, без исключения, станции и вокзалы вы увидите, и фотографии будут как старые, так и новые. Ну что, поехали.
Немного истории
А начнём с небольшого экскурса в историю. План сооружения Северо-Печорской железной дороги Коноша-Котлас-Воркута был принят в 1937 году. Приказом Народного комиссариата внутренних дел от 10 мая 1938 года строительство этой северной магистрали было поручено Севжелдорлагу, которому на все работы отводилось 7 лет — с мая 1938 года по сентябрь 1945 года. Основной рабочей силой на строительстве должны были быть заключенные. Начавшаяся Великая Отечественная война внесла жесткие коррективы в график строительства Северо-Печорской железной дороги. Страна остро нуждалась в топливе, нефть и уголь были на вес золота. Стройка приобрела поистине стратегическое государственное значение. Строительство магистрали Котлас — Воркута закончилось 28 декабря 1941 года, а сквозное движение началось 5 марта 1942 года, после окончания строительства участка дороги Коноша — Котлас.
Северо-Печорская дорога, протяженностью чуть более 1600 км, далась дорогой ценой — ценой многих тысяч жизней, положенных на то, чтобы прорубиться через тайгу и вечную мерзлоту. Как я уже сказал, Северо-Печорская железная дорога начиналась от станции Коноша. Вот вам и первый вокзал.
В путь
1 ноября 1939 года было открыто временное движение на участке Айкино — Шежам, а менее чем через неделю — временное рабочее движение на участке Княжпогост — Чибью. С этого времени с Ухтинских промыслов на реку Вычегду, на пристань Айкино, пошла нефть в железнодорожных цистернах, а оттуда — на баржах на нефтеперерабатывающие заводы.
Следующая станция Микунь. С проведением от Микуни железных дорог в Сыктывкар и на Удору, станция стала крупным железнодорожным узлом.
На всём протяжении железной дороги много маленьких станций. Скорые поезда чаще всего проскакивают их без остановки, а пассажирские останавливаются не более чем на 5 минут. Названия большинства даже не откладываются в памяти, однако некоторым из них даже посвящены стихи. Коми поэт Николай Володарский, в своем стихотворении «Есть такая станция Весляна», признаваясь в любви к девушке Светлане, написал следующие строки:
Снится мне веселая Светлана, а любовь сильней к ней и сильней. Есть такая станция Весляна, но не все наслышаны о ней.
Эти стихи положены на музыку, и песня была очень популярна в 60-е годы.
А поэт Серафим Попов написал стихотворение «Станция Мадмас», вот четверостишие из него:
Где, охотясь на белок, по тропам таежным Я бродил осторожно вдали от жилья, Нынче путь проложили железнодорожный: К новой станции Мадмас бежит колея.
Ему же принадлежат следующие строки из стихотворения «В Малой Пере»:
Ветер колючий, разбойный. Дождь беспросветный. Туман… Малая Пера, с тобой нас Осень поймала в капкан.
Конечно же, я не мог не показать вам эти маленькие станции.
А дальше станция Княжпогост. Своё название станция получила от старинного коми села Княжпогост, расположенного на левом берегу реки Вымь. Первое упоминание о нем в летописях датируется 1490 годом. У многих погост ассоциируется с кладбищем, но это ошибочно. Погостом в те стародавние времена называли центр нескольких поселений. По моему мнению, тогда село было как бы княжеской резиденцией, отсюда и название — Княжпогост.
Чиньяворык. Ухта совсем близко, всего 90 километров. Кстати, от станции Чиньяворык идет железнодорожная ветка на Тиманский бокситовый рудник. Эта первая и единственна в современной России частная железная дорога протяженностью 176 километров принадлежит компании «РУСАЛ» Олега Дерипаски. Добываемый боксит, или проще говоря, алюминиевая руда, отправляется на Уральский алюминиевый завод в Каменске — Уральском.
Чуть не забыл про Ярегу. Первоначально станция называлась 3-й Промысел. На Яреге находятся 3 действующие шахты, где шахтным способом добывают тяжёлую нефть.
Ухта. Когда поезд подъезжает к вокзалу, сердце начинает учащенно биться. Всё-таки родной сердцу город, в котором прожил 60 лет. Вокзал в Ухте был построен в 1958 году. Несмотря на то, что само по себе здание небольшое, в техническом плане и по архитектуре не сложное, но, тем не менее, строительство его растянулось на три года. Ухтинский долгострой даже попал в сатирическую репризу Тарапуньки и Штепселя.
Проезжаем Ветлосян, одну из самых крупных грузовых станций на Северной железной дороге. Длина маневровых путей на ней превышает 50 километров. Пассажирские поезда здесь не останавливаются.
И через 20 минут Сосногорск. Изначально станция называлась Ижма.
1 декабря 1955 года Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил Указ об образовании на базе станции Ижма и посёлка Сосновка города Ижма, переименованного в 1957 г. в город Сосногорск.
Я 16 лет проработал в Сосногорске, и каждый год город будоражили слухи, что вот-вот начнется строительство нового вокзала. И, наконец то, сбылось. Город получил новый железнодорожный вокзал.
Ещё одна маленькая станция — Кожва, а за ней мост через реку Печору.
На строительстве моста, как и на всей железнодорожной магистрали, трудились заключённые.
За окном вагона город Печора. В 1903 году известный исследователь Русского Севера В. А. Русанов предпринял крупную экспедицию по реке Печоре. Проплывая мимо живописных крутых берегов, он написал в своём путевом дневнике: «Придёт ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит парк, и этим изумительным зрелищем будет наслаждаться рабочий люд». Его слова оказались действительно пророческими, город появился в ходе строительства Северо-Печорской железной дороги. Сегодня Печора главный водный транспортный узел Республики Коми.
Инта. В советские времена шахтерский город. Распад СССР привёл к резкому сокращению добычи каменного угля, экономика Инты пришла в упадок, не осталось ни одной из шести шахт. Город расположен в лесотундре к западу от Уральских гор. Из Инты пролегает кратчайший путь к высочайшим вершинам Урала: горе Народной, пику Карпинского, вершине Манарага, а так же к национальному парку Югыд Ва, раскинувшимся в пределах объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми».
Станция Чум. От неё идет железная дорога на Лабытнанги.
В Лабытнангах стоит побывать только для того, что бы посмотреть на железнодорожный вокзал.
Но вернемся на главный путь. Впереди конечная остановка Воркута — четвёртый по величине город в мире, построенный за северным полярным кругом и самый восточный город Европы.
Воркута расположена в Полярном Предуралье, в советские времена её называли «заполярной кочегаркой». С конца 1930-х и до начал 1950-х годов прошлого века в Воркуте находился один из крупнейших лагерей ГУЛага — Воркутлаг. Высококачественный антрацит отправлялся на крупнейшие предприятия чёрной и цветной металлургии СССР. Сегодня Воркута является лидером в Республике Коми по сокращению численности населения, а также самым быстро вымирающим городом России. Из тринадцати, когда то работавших шахт, осталось только четыре.
На этом наше путешествие закончилось. Конечно же, рассказать подробно о каждом городе Республики Коми, через который проходит Северная железнодорожная магистраль, в формате данной статьи невозможно. Но если Вас интересует история, то просто садитесь на поезд, который идет до Воркуты, сойдите на любой станции и Вы откроете для себя много нового и интересного.
Счастливого пути!
Отличная статья про любимую нашу родную Северную железную дорогу! Каждый небезразличный должен хоть раз проехать по ней. Одно небольшое замечание: в Воркуте антрацит никогда не добывали. Угли Печорского бассейна относятся к газовым, жирным, длиннопламенным, т.е. с большим выходом летучих. Относительно антрацитов (малый, почти нулевой выход летучих, т.е. почти чистый углерод) они с противоположной стороны ранжира.
Зато в Инте добывался антрацит, который не годится на кокс в металургии.
Поэтому Воркута пока ещё держится за счёт «Северсталь», а что будет с Интой ?
Не мешало бы отметить, что по дороге на Лабытнанги проложена ж/д ветка на Ямал, до Бованенково, на средства Газпрома.
Всё ж и в Инте добывали не антрацит, а уголь марки Д (длиннопламенный);)
гора не народная, а нАрода. что в атласах, то притянуто за уши. нельзя взять и вот так просто переименовать вековые понятия. станция Инта — это посёлок Верхняя Инта. сам город Инта в 14 км от станции. кстати, город некогда знаменитый. Там сидели исключительно политические. среди них много знаменитостей таких как вераксо, русланова. выходцы оттуда урбанский, олег ефремов (пос. абезь). этот город очень любил окуджава. позже эсамбаев, евг. леонов. да много кто. снимались старые фильмы там «случай на шахте №8», «жили-были старик со старухой». город очень богатую историю имеет, хоть и меньше века стоит
Ну, ты так написал, что подумают, что Ефремов сидели в Абезе, за политику.
На самом деле, у него папаша работали в в лагере, бухгалтером, где благополучно прятался от фронта в сороковые годы.
Его сынок, Олег и внучок, Миша, уродились такими же хитрожопыми.
тест
С интересом прочёл статью. Не хочется писать дурь типа «Нет уж лучше вы к нам». Конечно с радостью бы проехал по этой дороге в окружении новых лиц и побродил по всем станциям и поселениям, увидеть местных людей, проникнуться духом и историей, да только как практически? И сами пишете, что эти места вымирают, так где найти время, лишние деньги и силы искать там «много нового и интересного»? Вот если бы там нашлась хорошая временная работа и условия для выживания (я тех. переводчик в возрасте 64 годиков) — тогда могло бы быть реально. Желаю крепости духа и здоровья всем жителям и работникам… Читать дальше »
В молодости работал в Коми и Ненецком АО геологом. База наша была в Айкино. 5 лет назад (мне тогда был 61 год), я взял рюкзак, ружье, палатку и поехал в сентябре в те края снова и потом ездил один еще три раза каждый сентябрь. Но возраст уже не тот и одному бичевать уже тяжеловато. Но самое неприятное было то, что хоть на той станции поезд и останавливается и стоит 1 мин но билет на него там не купишь. Хорошо покрашенный вокзальчик давно закрыт, билеты не продаются, их надо брать заранее. Еле до Москвы добрался)))
БОГ Создал Рай а черт Коми Край! Одному богу известно кол-во не винно убиенных и замученных. Слишком много горя там было.
«По тундре, по широкой дороге,
Где мчится «скорый» Воркута-Ленинград.
Мы бежали с тобою,
Уходя от погони, чтобы нас не настигнул
Пистолета заряд.
По тундре……..
Вохра нас окружила,
«Руки вверх» — говорят,
Но они просчитались
Окруженье разбито.
Кто на смерть смотрит смело,
Того пули щадят.
………..
По тундре, по широкой дороге»
Мой дед Лобачев Борис Михайлович 1913г.р в 46г.был осужден (как сказано -за халатность (были украдены при перевозке документы) и сослан в Инту, да так там и остался.Работал в управлении-ИнтаУголь. Я, в году 70-м, навещал его будучи в гостях, (когда мы высадились на станции запомнилось здание вокзала-длинное такое,дед попросил водителя грузовика, что бы он нас довез до города,сам город от станции находится в 15 километрах,и бежать с рудников желающих не было -все равно на станции примут..Дед, гуляя со мной, много рассказывал про сам город ,про людей, строивших его, про людей которые трудились на шахтах города .Запомнилась знаменитая водонапорная башня. В городском… Читать дальше »