Авиакатастрофы – это всегда страшно. Человек боится неба, а когда он оказывается в самолете на многих вообще нападает паника по самым разным причинами (эта паника иногда вообще не связана с полетом). Несмотря на эти страхи, самолеты являются самым безопасным видом транспорта.

Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы

Но, к сожалению, иногда случаются непредвиденные происшествия. Например, 15 августа 2019 года при взлете самолета «Уральских авиалиний», выполняющего рейс в Симферополь из Жуковского, произошло попадание большого количества птиц в оба двигателя. Пилотам удалось посадить самолет на брюхо на кукурузное поле с невыпущенным шасси. На борту было 226 пассажиров и 7 членов экипажа. Все выжили. Обоих пилотов представили к званию Герой России, а экипаж наградили Орденом мужества. Самолет получил значительные повреждения и отстранен от полетов.

Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузыОднако, не всегда все заканчивается так радужно. В истории авиаперелетов есть много происшествий, когда счет погибших шел на сотни. Есть подобные случаи и на Урале. В этой статье мы собрали наиболее крупные авиакатастрофы Урала, а также некоторые происшествия, которые до сих пор мучают умы многих.

Крупнейшие авиакатастрофы мира и России

Прежде чем мы перейдем к Уралу стоит поговорить о самых крупных авиакатастрофах России и мира. В списке «100 крупнейших авиационных катастроф» присутствуют террористические акты 11 сентября 2001 года в Вашингтоне, однако они не попадают под определение «авиационная катастрофа».

Поэтому крупнейшей катастрофой отдельного самолёта считается произошедшая 12 августа 1985 года катастрофа Boeing 747 под Токио (520 погибших). А крупнейшей авиационной катастрофой в истории считается произошедшее 27 марта 1977 года столкновение в аэропорту Лос-Родеос (583 погибших).

столкновение в аэропорту Лос-РодеосА крупнейшая катастрофа на территории России произошла 11 октября 1984 года с самолётом Ту-154 в Омске, который из-за ошибки авиадиспетчера при посадке врезался в находящиеся на взлётно-посадочной полосе аэродромные автомашины, при этом погибли 178 человек.

Крупнейшие авиакатастрофы Урала

К сожалению, авиакатастрофы на Урале тоже были, при чем некоторые их них до сих пор находятся в списке 100 крупнейших на территории СССР и России.

Катастрофа Ту-104 под Свердловском (1973 год)

Произошла 30 сентября 1973 года под Свердловском, когда вскоре после вылета из аэропорта Кольцово упал и разбился самолет Ту-104Б, в результате чего погибли 108 человек.

Катастрофа Ту-104 под Свердловском
Автор фотографии: Lars Söderström

На высоте 350 метров экипаж ввел самолет в левый разворот, движение которого диспетчер круга наблюдал на светоплане радиолокатора. В точке вывода самолета из разворота для следования на Тахталым диспетчер круга заметил, что самолет продолжает находиться в развороте, и сделал запрос экипажу: «Вы на Артёмовский пошли, да?». На запрос экипаж не ответил и на дальнейшие запросы не отвечал. Самолет был обнаружен полностью разрушенным и частично сгоревшим в лесу в 10 км юго-западнее аэропорта. По показаниям очевидцев, самолет сближался с землей с большими креном, углом снижения и скоростью. При столкновении с землей произошел взрыв.

Официально причиной крушения назвали отказ навигационных приборов из-за сбоя в электропитании.

Катастрофа Ил-18 в Свердловске (1967 год)

Произошла 16 ноября 1967 года, в результате которой погибли 107 человек. На момент событий это была крупнейшая авиакатастрофа в СССР.

Катастрофа Ил-18 в Свердловске (1967 год)
Автор фотографии: Alan McKnight

Самолёт должен был выполнять рейс по маршруту Свердловск-Ташкент. Стояла ночь, небо над аэропортом было затянуто слоистыми облаками с нижней границей 150-170 метров, видимость составляла 6 километров. В 21:02:40 местного времени экипаж связался с диспетчером и доложил о взлёте, затем достиг высоты 140-150 метров, когда неожиданно резко развернулся вправо и понёсся к земле. Через 500 метров Ил-18 при скорости 440 км/ч с правым креном врезался во вспаханное поле правым крылом в 2900 метрах от торца полосы (5300 метров от старта), а затем полностью разрушился и загорелся.

Обломки были разбросаны по площади длиной 320 метров, в том числе пересекали грунтовую дорогу. Все 107 человек на борту авиалайнера (8 членов экипажа, 87 взрослых пассажиров и 12 детей) погибли.

К сожалению, из-за полного разрушения всех узлов и агрегатов самолёта причину катастрофы комиссия не смогла установить.

Катастрофа Ил-18 под Магнитогорском (1972 год)

Произошла 31 августа 1972 года в окрестностях Магнитогорска с самолётом Ил-18В, в результате которой погибли 102 человека.

Катастрофа Ил-18 под Магнитогорском (1972 год)Самолёт выполнял рейс из Караганды в Москву. В 09:57 экипаж вышел на связь с диспетчером и доложили, что рассчитывают пролететь Магнитогорск в 10:11. Но в 10:08:20, когда до Магнитогорска было 45 километров, с самолёта запросили экстренное снижение и посадку в связи с сильным задымлением из багажника. Получив разрешение, экипаж снизился до высоты 4800 метров и в 10:10:32 перешёл на связь с диспетчером Магнитогорского аэропорта: «Экстренная посадка у вас, у нас пожар во втором багажнике». Диспетчер разрешил им снижаться.

Но в это время (10:14) дым уже заполнил салон и кабину, тем самым дезориентировав всех на борту. Огонь повредил систему питания бортовых самописцев и они отключились. Самолёт начал значительно колебаться по высоте и углам крена, испытывая при этом большие перегрузки из-за паники пассажиров, которые перебрались в переднюю часть, подальше от источника дыма. В 10:15:50 самолет оказался в опасной близости от земли, поэтому пилоты потянули штурвалы на себя и перевели двигатели на взлётный режим с одновременной уборкой шасси, тем самым с двукратной перегрузкой переведя самолёт из снижения в набор высоты. По проведённой впоследствии судебно-медицинской экспертизе, было установлено, что пассажиры на борту уже были мертвы из-за отравления угарным газом. Лишь находящиеся в кабине командир, второй пилот и штурман ещё были живы и продолжали управлять самолётом, погибнув в момент катастрофы.

Увеличив высоту на 1300-1400 метров за 35 секунд, Ил-18 перешёл в снижение, при этом постепенно разгоняясь. В 10:19:33 летящий со скоростью 370 км/ч авиалайнер в полётной конфигурации без бокового крена плашмя врезался в вспаханное поле между посёлком Смеловский и деревней Покровка у границы Башкирии и Челябинской области. При ударе самолёт полностью разрушился и сгорел, при этом обломки разбросало на территории 400 на 100 метров. Все 102 человека на борту погибли.

Как оказалось, на самолёте находились изделия, которые относились к взрывчатым веществам и были запрещены к перевозке. В результате возникшего пожара растянулись расположенные над багажным отсеком тяги управления рулём направления, а бортовые самописцы вскоре прекратили работу.

Катастрофа Boeing 737 в Перми (2008 год)

Произошла 14 сентября 2008 года. Авиалайнер Boeing 737-505 совершал регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва—Пермь, но при заходе на посадку рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 88 человек.

Камень на месте падения самолёта Боинг-737 в Перми
Камень на месте падения самолёта Боинг-737 в Перми. Автор фотографии: Поздеев В.О.

Во время посадки командир самолета начал переговоры с диспетчером о возможности посадки без повторного захода и не выполнил команду даже после трёх её повторений. В это время он дважды вмешивался в управление, несоразмерным движением штурвала вправо создав крен. После возврата в горизонтальный полёт самолёт вновь начал набор высоты с потерей скорости. Затем начал развиваться левый крен, однако в течение 25 секунд не было зафиксировано ни одного воздействия на органы управления, то есть фактически самолётом никто не управлял. При этом экипаж отрицал наличие проблем на борту.

Когда левый крен достиг 30°, а высота полёта 1200 метров, второй пилот попросил КВС взять управление на себя. Командир резким движением штурвала влево увеличил крен до 76°. Второй пилот среагировал на его действия и вывел самолёт из крена, но затем самолёт сделал «бочку» и вошёл в неуправляемое пикирование. В 05:09:25 самолет на скорости 467 км/ч врезался в землю на границе Индустриального и Свердловского районов Перми, возле конечной части улицы Советской Армии, напротив её пересечения с улицей Карпинского, в 200 метрах от ближайшего жилого дома.

Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь КВС, которая произошла при полёте ночью, в облаках, с отключёнными автопилотом и автоматом тяги.

К тому же, установлен факт наличия этилового спирта в организме КВС перед смертью. Режим труда и отдыха КВС в период, предшествующий авиационному происшествию, способствовал накоплению у него усталости и не соответствовал действующим нормативным документам.

Катастрофа Ту-134 под Сыктывкаром (1986 год)

Произошла 2 июля 1986 года в 75 километрах от Сыктывкара в результате вынужденной посадки на лес самолёта Ту-134АК, в результате которой погибли 54 человека. 

Катастрофа Ту-134 под Сыктывкаром
Источник фото: www.baaa-acro.com

Самолёт выполнял рейс 2306 по маршруту Воркута — Сыктывкар — Москва. В аэропорту Воркуты весь багаж был загружен в заднее багажное отделение, при этом его досмотр не осуществлялся, что допускалось инструкциями. Ту-134 без происшествий долетел от Воркуты до Сыктывкара.

В 09:55 авиалайнер вылетел из Сыктывкара и начал набор высоты. В 10:05 сработала сигнализация «Дым в заднем багажнике». Тогда, чтобы убедиться в наличии пожара, командир отправил бортмеханика, который вскоре вернулся и доложил о наличии возгорания и задымления в заднем багажном отделении. Однако командир не поверил и в нарушение инструкций не стал сообщать диспетчеру о пожаре, включать сигнал бедствия и приступать к экстренному снижению, а вместо этого в 10:09:30 лично пошёл в хвостовую часть самолёта, прихватив с собой бортмеханика. Командир велел второму пилоту и бортмеханику ликвидировать пожар, а сам остался в кабине вместе со штурманом и приступил к экстренному снижению с левым разворотом по направлению к Сыктывкару. В 10:11:11 он доложил диспетчеру о пожаре на борту.

Через 20 минут после срабатывания сигнализации, из-за невозможности подобрать площадку в лесистой местности, экипаж произвел вынужденную посадку на лес, что привело к разрушению самолёта и наземному пожару.

Пассажиры эвакуировались самостоятельно через служебную дверь переднего багажного отделения, форточку кабины и разломы фюзеляжа, а бортпроводники тем временем помогали выбраться пилотам и бортмеханику. Всего в катастрофе погибли 45 взрослых пассажиров, 7 детей, штурман и бортмеханик (скончался от ран), причём часть пассажиров погибла от отравления продуктами горения. Остальные 38 выживших получили разные травмы.

Однозначно установить причину возникновения пожара в полете не представляется возможным из-за воздействия на конструкцию самолета интенсивного и длительного пожара на земле.

Катастрофа Ан-24 в Ханты-Мансийске (1965 год)

Произошла 20 марта 1965 года. В аэропорту Ханты-Мансийска потерпел катастрофу Ан-24, в результате чего погибли 43 человека.

Катастрофа Ан-24 в Ханты-МансийскеСамолёт выполнял рейс из Тюмени в Ханты-Мансийск. Метеоусловия были простыми. Находясь на эшелоне 5400 метров, экипаж приступил к снижению. На высоте 10 метров Ан-24 «просел», после чего произвёл посадку в снег с недолётом до взлетно-посадочной полосы (ВПП). Пробежав по снегу 7 метров, он на полной скорости врезался в снежный бруствер в торце ВПП и начал разрушаться. По некоторым данным, у него отломилась одна из плоскостей крыла, а затем топливо из крыльевых баков хлынуло в салон. Возник пожар. Все люди, находившиеся в салоне (42 пассажира и бортпроводник), погибли от отравления ядовитым дымом от горящего пластика обшивки салона.

Расследующая данное происшествие комиссия не смогла установить точную причину катастрофы.

Катастрофа ATR 72 под Тюменью (2012 год)

Произошла 2 апреля 2012 года. Авиалайнер ATR 72-201 совершал рейс по маршруту Тюмень-Сургут, но через 1 минуту и 37 секунд после взлёта рухнул на землю в 16 километрах западнее центра города Тюмени и вблизи деревни Горьковка. Всего погибло 33 человека.

Катастрофа ATR 72 под Тюменью (2012 год)
Автор фотографии: Konstantin Nikiforov

Рейс вылетел из Тюмени в 07:32:58. В 07:33:56 на высоте 182 метра КВС включил автопилот, 4 секунды спустя были убраны закрылки. После уборки закрылков, в 07:34:08, на высоте 210 метров лайнер самопроизвольно начал крениться вправо. Автопилот был выключен.

В 07:34:22 самолёт внезапно накренился влево и понёсся к земле. Пилоты уже ничего не смогли сделать. В 07:34:35 самолет рухнул на землю в 1,6 км от аэропорта Рощино, полностью разрушился и частично сгорел. Горящие обломки рейса были обнаружены экипажем самолёта, вылетевшего сразу после взлёта разбившегося лайнера. Выжить удалось только 12 пассажирам.

Непосредственной причиной катастрофы явился отказ командира судна от противообледенительной обработки, что, при наличии снежно-ледяных отложений на поверхности самолёта, привело к его сваливанию на взлёте из-за ухудшения аэродинамических показателей. Экипаж не смог своевременно распознать сваливание и не предпринял мер по выходу из него.

Другие происшествия

Кроме подобных авиакрушений на территории Урала было еще несколько происшествий, о которых стоит упомянуть, когда речь идет о самолетах.

Уничтожение U-2 под Свердловском (1960 год)

Это один из эпизодов холодной войны, произошедший 1 мая 1960 года во время руководства Никиты Хрущёва и президента США Дуайта Эйзенхауэра. В ходе инцидента в воздушном пространстве СССР был сбит самолёт-разведчик Lockheed U-2.

Уничтожение U-2 под Свердловском (1960 год)Первоначально США пытались отрицать существование, задание и цели самолёта, однако после предъявления советским правительством остатков сбитого самолёта и захваченного лётчика Гари Пауэрса вынуждены были признать существование программы полётов самолётов-шпионов над СССР. Пилот Гари Пауэрс был осуждён за шпионаж и приговорён к десяти годам заключения, однако 10 февраля 1962 года был вместе с американским студентом-экономистом Фредериком Прайором обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Захват Ту-134 в Уфе (1986 год)

Террористический акт, совершённый двумя солдатами-дезертирами 20 сентября 1986 года в аэропорту города Уфы.

Захват Ту-134 в Уфе (1986 год)Добравшись до аэропорта дезертиры пробрались на территорию лётного поля через дренажный канал. Увидев стоявший там самолёт «Ту-134», следовавший маршрутом «Киев-Уфа-Нижневартовск», севший на дозаправку, они направились к нему. Заскочив в салон самолёта, они объявили о захвате и заставили экипаж судна выдать оружие. В заложниках у дезертиров оказались 81 человек, в числе которых 5 членов экипажа и 76 пассажиров.

В ходе спецоперации один из дезертиров погиб на месте, а второй был ранен в ногу, которую позже пришлось ампутировать. В результате захвата самолёта в конечном итоге погибло 4 человека, из них два пассажира лайнера и два сотрудника милиции, расстрелянных ещё до прибытия в аэропорт.

Авиакатастрофа Ли-2 на Таганае (1947 год)

Произошла 30 декабря 1947 года. Экипаж в составе 4-х человек выполнял рейс из Челябинска в Москву с промежуточной посадкой в аэропорту города Казань.

Авиакатастрофа Ли-2 на Таганае
У места крушения самолёта близ Откликно гребня. Из архива семьи Андросенко

В Челябинске на борт транспортного самолета было загружено около 2-х тонн груза. При вылете из аэропорта экипажу не была предоставлена полная информация о погоде на маршруте. Помимо экипажа на борту самолета находилось еще два пассажира.

Взлет был произведен около 10 утра по Москве и экипаж занял указанную диспетчером высоту, причем эта высота была немного ниже минимальной высоты для данной авиационной трассы. В назначенное время транспортный рейс в Казань не прибыл, вызов по радио результата никакого не дал. На следующий день, 31 декабря 1947 года было обнаружено место катастрофы — на вершине горы Откликной гребень (высота около 1100 метров), примерно в 10 километрах к северо-западу от города Златоуста. Было установлено, что самолет на полной скорости врезался в отвесную каменную стену и взорвался.

По рассказу свидетеля он до момента хлопка слышал шум двигателей, который был постоянный и не менялся. Это свидетельствует о том, что экипаж не видел приближающегося препятствия. Возможно горный массив был окутан туманом, не позволяющий пилотам визуально наблюдать рельеф местности.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

1 Комментарий
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Максим
4 лет назад

Еще на памяти крушение АН-2 в Серове в мае 2012 года