Тысячи кораблей ходят по рекам, бороздят бескрайние просторы морей и океанов. И среди них нет – нет, да и мелькнёт корабль, с детства знакомым, милым сердцу названием любимого города на борту. Давайте посмотрим на эти корабли, которые удостоены чести носить имя моего города Ухта. Но начнём издалека, когда еще не было Ухты, да и города, по большому счету, тоже. А был поселок Чибью. На первой фотографии 1946 года буксирный пароход «Чибью», на второй, он же в 1972 году на реке Печоре. Это его последняя навигация. В 1973 году он был списан и разрезан на металлолом.
Но в те годы это было не единственное судно с таким названием. Этот буксир «Чибью» ходил по Москва-реке и базировался в Южном речном порту. Фото 1956 года из фотоальбома, посвященного 150-летию Московского речного пароходства.
Этих пароходов уже нет, но традиция передавать старые названия новым судам у корабелов существует. Вот два буксира «Чибью», один трудится в Нарьян-Маре, а второй в Архангельском порту.
А теперь о кораблях с названием «Ухта». Просматривая фотоальбом «В краю Донском», выпущенный в 1959 году, я увидел фотографию теплохода с Одесской пропиской.
Автор сайта, который предоставил этот альбом для просмотра, так прокомментировал это фото: «Что делал морской пароход «Ухта» у причала городской набережной, не представляю. Но в альбом попал. Вероятно, чтобы подчеркнуть, что наш город Ростов-на-Дону – порт пяти морей».
На следующих фото трудяга-буксир — «Ухта». Нарьян-Мар, река Печора, 1972 год.
Почтил своим внимание наш город и военно-морской флот. Был в его составе ПКЗ-45 «Ухта». Для начала поясню, что это такое: Плавучая казарма (или плавказарма, сокр. ПКЗ) — рейдовое судно обеспечения, предназначенное для размещения экипажей кораблей, в пункте базирования, где береговые казармы отсутствуют. Удобное и хорошо оснащенное судно построила в свое время для ВМФ СССР финская фирма «Valmet».
На корабле, водоизмещением 6500 тонн, имелись 1-, 2-, 3- и 4-местные каюты, каюты-люксы, а также вместительные кубрики, всего 394 места. Для жизни и отдыха моряков функционировали камбуз, столовая, спортзал и даже сауна. А сегодня, после 30 лет беспорочной службы, ПКЗ стоит на приколе, полузатопленный, в бухте Ильичева, Авачинской губы, на Камчатке. К сожалению, на бортах не видно названия, но поверьте мне на слово, это точно судно с названием «Ухта«.
А какие корабли носят название вашего города?