Демидовская тропа — новый маршрут в парке «Оленьи ручьи», созданный Свердловским областным отделением Всероссийского общества охраны природы при содействии Фонда Президентских грантов, находится в музее под открытым небом «Миткинские озера», когда-то бывшие Миткинскими рудниками. Железорудное месторождение, разведанное во времена Демидовых, активно разрабатывалось уже купцом Михаилом Павловичем Губиным в конце 19-го века.

Экогеографическая тропа, протяженностью в 1 км, организована на территории Миткинского рудника. В летом 2018 г. там было проведено благоустройство и установлены информационные аншлаги.

Миткинские озёра

Расположены Миткинские озёра в 4,5 км. на восток от п. Бажуково на западном склоне Бардымского хребта, у ручья Миткина. Общая длина маршрута  составляет 18 -20 км. Два старых заброшенных железорудных карьера, заполняясь водой, образовали живописные озёра на склоне Миткиной горы. Третье озеро, Верхнее, образовалось естественным путем. В этом месте сохранились фрагменты технологического оборудования для добычи и обогащения железной руды XIX века. «Миткины озера» являются историко-гидрологическим памятником природы. Верхнее и Среднее озера неправильной геометрической формы, Нижнее — овальной формы. Верхние озёра рано начинают цвести. Их быстро затягивает ряской и вода в них кажется мутной, озера соединены ручьями.  Весной даже есть водопад. Есть и бобровая плотина.

Нижнее озеро самое глубокое, до 20 метров, вода здесь чистая.
Окрестные холмы и горки, поросшие лесом, сегодня кажущиеся совершенно природными образованиями, на самом деле старые отвалы давно заброшенного Миткинского рудника.
Предположительно, это месторождение железа было открыто более двух тысяч лет назад иткульскими кузнецами — жителями Оленеручьёвского городища, расположенного в четырёх километрах от рудника. В 18 веке демидовские крестьяне нашли в тайге  древние шахты и карьеры.
Сейчас бывшие конный двор и места, где располагались жилые бараки, заросли травой, карьеры заполнились грунтовыми водами. Миткинский рудник — музей под открытым небом, где мы можем больше узнать о старинном металлургическом производстве на Урале. Здесь сохранились следы старых шурфов и шахты, склад железной руды, а также остатки старинной паровой машины – локомобиля, погнутое металлическое колесо.


По берегам озёр можно найти окаменелые останки древних морских животных (как, например, криноидей, брахиопод и другие), обитавших на дне Рифейского моря более 300 миллионов лет назад. Лучшее время для посещения — поздняя весна, лето, ранняя осень.

О названии озер

В книге академика П.И. Кротова «Материалы для географии Урала», вышедшей в 1905 году, левый приток Серги назван Митькинским, а рядом Хрущевский ручей и еще один — Федотов лог. Скорее всего и лог, и ручей, и речка названы по фамилиям владельцев покосов. Но в названии горы, лога, ручья и рудников мягкий знак куда-то пропал и они все сегодня называются Миткинскими. Есть еще одна версия, что имя рудники получили в честь немецкого инженера фон Миткина, который в конце 19 века разрабатывал рудники, но руководство парка «Оленьи ручьи» считает эту версию маловероятной.

О Демидовых и их заводах в Нижне-Сергинском районе

В 1741 году Никита Никитич Демидов, младший сын родоначальника уральской династии металлопромышленников – Никиты Антуфьевича Демидова начал строительство Сергинских железоделательных заводов, рассчитывая на местные месторождения железа. Однако перед промышленником стало три серьезных проблемы: отсутствие работников, бедные железные руды и сложность при транспортировке готового железа в центр России. И если первую проблему Никита Никитич решил относительно легко: он привез крестьян-гамаюнов, живших в купленной им Ромодановской вотчине Калужского уезда в Нижние Серги, то остальные две проблемы династии Демидовых решить не удалось.
Руда в Сергах была, но месторождения оказались маломощные. Никита Никитич вынужден был возить на лошадях руду за две сотни верст с крупного южно-уральского Синарского месторождения. Готовое железо возить приходилось тоже на лошадях.
В 1758 г. Никита Никитич Демидов скончался, а 11 металлургических заводов завещал четырем сыновьям. Сергинские заводы отошли Ивану Никитичу Демидову, которого металлургия не очень интересовала. Поэтому заводы он передал сыновьям, а они в 1789 г. заводы продали за 600 тысяч рублей московскому купцу Михаилу Павловичу Губину. Михаил Павлович построил Атигский завод (1790), купил Уфалейский, Суховязский (1793), а позднее и Авзяно-Петровские заводы (1794). Так как транспортировка руды за две сотни верст удорожала стоимость металла, то новый владелец заводов пытается найти новые залежи железной руды. Тогда и начинается разработка Миткинского месторождения.

Эксперимент «Получение кричного железа»

В природном парке «Оленьи ручьи» в наше время возможно проведение эксперимента по плавке меди из малахитовой руды и по получению кричного железа. Это особенно интересно для школьников.

О Миткинском руднике

Судить о времени начала разработки Миткинского рудника приходится по косвенным данным, так в списке рудников, поставщиков руды Нижне Сергинского завода за 1869 г. уже обозначен Миткинский рудник.
Когда-то на руднике было многолюдно: на Миткинском руднике в конце ХIХ – начале ХХ веков работало девять – десять артелей. Работали они круглогодично и весь световой день.

 

О локомобиле

На Миткинских озерах лежит помятое колесо локомобиля. Кажется удивительным нахождение его в глухой тайге, однако появление его здесь оправдано. Когда на Миткинском руднике стали добывать руду карьерным способом, возникла проблема с грунтовыми водами – болота кругом. В 90-е годы XIX столетия Товарищество Сергинско-Уфалейских заводов, новый хозяин Сергинских заводов, приобрело локомобиль фирмы «Marshall sons & Co» из Гейнсборо (Англия) –паровой двигатель, приводящий в движение насос. Локомобиль установили на специальном фундаменте рядом с карьером. Фундамент виден и сейчас, а сарай, в котором стоял локомобиль, сгорел в 50-е годы ХХ в.
И Демидовская тропа, и сама дорога к Миткинским озерам очень живописна. Если вы возьмете экскурсовода, то узнаете много нового и об истории Урала, и об освоении Урала Демидовыми, и о безграничной силе природы, которая бесследно стирает следы человека в Уральской тайге.

Как добраться до Миткинских озер?

Добраться до Миткинских озер можно двумя способами:
— по тропе, идущей от Большого провала, расположенного в долине ручья Федотов.
— по старой лесной дороге, берущей начало от левого берега реки Серга чуть выше по течению скалы Священник, мост через Сергу у Карстова моста.

Координаты:

56°31’18″N 59°18’19″E (Бобровое озеро)

Как добраться до парка Оленьи ручьи?

Из Екатеринбурга: едем по трассе Екатеринбург-Пермь (Московский тракт). Далее поворот на Нижние Серги (в сторону Михайловска). Едем прямо. Поворот на поселок Бажуково находится в 2-х километрах от деревни Половинка. На повороте стоит большой указатель в парк Оленьи ручьи. После поворота по асфальтированной дороге еще 2 километра до контрольного пункта парка. От контрольного пункта пешком по тропе 10 км (Большой маршрут, через пещеру Дружба и Большой провал)

Дополнительная информация на портале

В природном парке «Оленьи ручьи» откроется тропа «Демидовы»

Пять самых популярных туристических объектов Свердловской области

Природный парк «Оленьи Ручьи» Фото, достопримечательности, как добраться

Природный парк «Оленьи Ручьи». История одной поездки

Официальный сайт парка «Оленьи ручьи»

https://www.olen.ur.ru/

Фотографии представлены парком «Оленьи ручьи», фотограф — Таманьков Алексей Викторович.

https://urnature.ru/

Интересно? Расскажи друзьям!
Мне нравится жить, работать, общаться с самыми разными людьми, выстраивать отношения, строить планы. У меня есть замечательная работа: мы занимаемся очисткой сточных вод и делаем воду на этой Планете чище. Ещё мне нравится быть директором: это не только развитие бизнеса, но и развитие людей. Я люблю улучшать жизнь вокруг себя. У меня есть замечательное хобби: проект "Двигаем Урал в России и в мире!" Сегодня он состоит из 15 книг на русском, английском, немецком и китайском языках. Будет еще минимум пара книг. Кому интересно - присоединяйтесь!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments