Знаменитый уральский разведчик Николай Иванович Кузнецов родился 27 июля 1911 года в деревне Зырянке (ныне Талицкий район Свердловской области).
О нем снято несколько художественных фильмов («Подвиг разведчика», «Сильные духом», «Отряд специального назначения») и написаны книги. В конце ХХ века память о разведчике решили увековечить – назвать в его честь экологическую тропу по окрестностям Екатеринбурга.
Николай Иванович Кузнецов
Изначально родители дали мальчику имя Никанор. Позже Кузнецов заменил его более привычным именем Николай.
С 1938 года Кузнецов занимается шпионской деятельностью среди немецких дипломатов. В НКВД ему выдали паспорт на имя немца Рудольфа Шмидта. С началом Великой Отечественной войны после тщательной подготовки Кузнецова внедрили в среду немецких офицеров. Он был известен под именем Пауля Зиберта. Действовал он на территории города Ровно в оккупированной Украине. Организовал несколько покушений на высокопоставленных немцев.
9 марта 1944 года, отступая с немецких территорий к советским частям, Николай Кузнецов со своими товарищами наткнулись на немецкий патруль и погибли в перестрелке. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.
В настоящее время прах самого известного уральского разведчика покоится на Холме Славы во Львове (Украина). С какими только населенными пунктами Среднего Урала не связана жизнь Н.И. Кузнецова: Зырянка, Талица, Кудымкар, Свердловск и другие.
В Зырянке и Талице работают музеи, посвященные жизни и деятельности советского разведчика. В Екатеринбурге установлено несколько памятников и памятных плит в местах, связанных с жизнью Николая Кузнецова, работает экспозиция в историческом парке «Россия — Моя история».
О разведчике сняты фильмы («Подвиг разведчика», «Сильные духом», «Отряд специального назначения») и написаны книги. Но, пожалуй, самое необычное увековечивание памяти разведчика – названная в его честь экологическая тропа по окрестностям Екатеринбурга.
Экологическая тропа имени Н. И. Кузнецова
Торжественное открытие экологической тропы имени Н.И. Кузнецова состоялось 27 июля 1986 года. Открытие тропы было приурочено к 75-летию разведчика. Как утверждали создатели тропы, Николай Кузнецов любил ходить по этим местам. Один из создателей тропы Кузнецова — Станислав Горский.
Маршрут тропы начинается на Уралмаше – от памятника Н.И. Кузнецову на бульваре Культуры перед бывшим ДК Уралмаш (ныне – Областной Дворец народного творчества, ул. Фестивальная, 12). Скульпторы памятника — Г. Белянкин и В. Егоров.
От памятника нужно пройти по бульвару Культуры и повернуть направо на ул. Бакинских Комиссаров. Путь идет мимо Белой Башни – интереснейшего памятника архитектуры.
Водонапорная башня была построена в 1929 году, служила для водоснабжения еще только строившегося тогда завода-гиганта Уралмаш и жилых домов. Однако потребление воды возрастало, башня не справлялась со своими задачами и в 1960-х годах ее перестали использовать по назначению.
Высота бетонной башни – 35 м. Кстати, в то время объем ее бака был самым большим в мире!
После Белой Башни продолжайте двигаться дальше, пока не дойдете до улицы Кировградской. Здесь нужно повернуть налево и идти до конца Кировградской. В конце улицы стоит танк Т-34. Этот танк Т-34 – один из последних, выпущенных на заводе Уралмаш.
Танковая дорога
В годы войны здесь проходила танковая дорога, на которой проходила обкатка выпущенных на Уралмашзаводе танков, после чего их отправляли на фронт. Дорогу построили в лесу, чтобы зимой ее не переметало. Поскольку танки быстро разбивали почву, тут вырыли траншею, которую засыпали щебнем. Поверх положили каменные плиты. Первые танки здесь прошли 21 ноября 1943 года.
Если посмотреть на снимки из космоса, то в этом месте на границе города и парка и сейчас отчетливо видна дорога в виде восьмерки. Это и есть танковая дорога. Сейчас по ней проходят парковые тропы.
Парк Победы
Маршрут пересекает танковую дорогу и далее идет по парку Победы. Парк был основан в 1975 году – в годовщину победы в Великой Отечественной войне.
Тропа идет мимо лесничества и небольшого противопожарного водоема, затем поворачивает направо. Тропинок в парке Победы много, поэтому важно не сбиться с тропы Кузнецова.
Вскоре тропа подходит к железной дороге, соединяющей завод Уралмаш и поселок Красное. В Красном был полигон, на котором испытывалась производившаяся на заводе военная техника.
Озеро Шувакиш
По другую сторону от железной дороги – озеро Шувакиш. Когда-то его площадь была сопоставима с размерами Шарташа. По берегам озера археологи нашли несколько стоянок наших далеких предков. В свое время на озере бывал писатель Павел Бажов, упомянувший его в одном из своих сказов.
Трудные времена для озера наступили с постройкой завода Уралмаш. Шувакиш стали использовать для водоснабжения предприятия. В итоге природный баланс озера был нарушен, оно стало стремительно мелеть и заболачиваться. На его дне образовалась многометровая толща ила-сапропеля.
В настоящее время большая часть озера превратилась в болото. Лишь кое-где видно небольшое зеркало воды. В лесу близ озера в нескольких местах можно увидеть полуразрушенные здания водокачек.
Некоторое время тропа идет параллельно железной дороге, затем через арку под железной дорогой переходит на другую сторону. У входа в арку можно разглядеть нарисованную краской маркировку маршрута. Она имеет форму красной медали со звездой. Время от времени такая маркировка встречается и на деревьях вдоль тропы.
Во время прогулки у тропы встречается немало огромных, старых сосен, которым несколько сотен лет. Дальше тропа удаляется от железной дороги на запад, выходит на просеку ЛЭП, идет по ней мимо садов. Через 2,5 км тропа пересекает уже другую железную дорогу, которая соединяет станцию Шувакиш с Верхней Пышмой. Она используется лишь для грузоперевозок. Здесь тропа выходит на автомобильную дорогу.
Беседка
Прямо вы увидите примечательный памятник – небольшую каменную беседку с мемориальным знаком. Так в 2004 году увековечили место одного из первых в екатеринбургской округе заводов. Он возник почти на 20 лет раньше Екатеринбурга – в 1704 году. Старше (на два года) был только Уктусский завод.
Шувакишский железоделательный завод был небольшим. Его основал Ларион Мясников, но вскоре из-за долгов завод перешел кредитору. Далее он переходил из рук в руки. В июле 1710 года на завод совершили набег восставшие башкиры. Завод был разорен. Но вскоре его восстановили. В 1716 году Шувакишский завод окончательно был закрыт.
В 1992-93 годы на месте бывшего Шувакишского завода проводились масштабные археологические раскопки под руководством Е.А. Курлаева. Было найдено немало интересного. Исследователям повезло: несмотря на проходящие мимо дороги, это место не было повреждено хозяйственной деятельностью человека. Редчайший случай, когда местность на территории бывших старинных заводов сохранилась нетронутой до наших дней (и это – всего лишь в нескольких километрах от мегаполиса!).
Исследователям удалось найти прекрасный образец продукции завода – крицу. Были найдены остатки плотины, молотовой, бытовых построек. Также археологи обнаружили брошенные инструменты, осколки посуды. Однако из-за недостатка финансирования обследована была лишь незначительная часть территории бывшего завода. Вполне возможно, что впереди ждут новые интересные открытия.
Пышминский родник
Вблизи течет ручей Шувакишский исток. Он вытекает из озера Шувакиш и впадает ниже в верховья реки Пышмы. По другую сторону от дороги – обустроенный родник. Обычно его называют Пышминским родником. Этот родник пользуется большой популярностью среди жителей Уралмаша и Верхней Пышмы.
В выходные дни порой выстраивается очередь за чистой родниковой водой. Круглый год за водой сюда идут пешком, едут на велосипедах или автомобилях, а зимой на лыжах.
Рядом проходит Екатеринбургская кольцевая дорога. Это место с памятником Шувакишскому заводу, речкой и родником находится на восьмом километре тропы Кузнецова.
Дойти сюда не составит труда, если, конечно, не повернете по ошибке куда-то не туда. Как правило, здесь и заканчивается маршрут большинства тех, кто решил пройтись по тропе разведчика Кузнецова.
Куда идти дальше?
Хотя разработанный энтузиастами маршрут тропы должен проходить далее через станцию Гать, Чертово Городище и заканчиваться на станции Исеть.
Да вот в чем сложность. За 25 лет местность сильно изменилась – появились многочисленные сады, новые дороги, старые дороги и тропы напротив уже заросли. Приходится констатировать: в том виде, в каком задумывали ее создатели тропы, тропы Кузнецова далее уже не существует.
Автор этих строк не раз пытался пройти далее по тропе Кузнецова: от памятника Шувакишскому заводу возвращался на 100 м назад и шел по железной дороге в направлении станции Шувакиш. После Серовского тракта (железная дорога проходит под ним под мостом) – поворот направо, на лесную дорогу. Именно на этой дороге на одном из деревьев мне встречался заветный значок маркировки тропы Кузнецова…
Через пару километров эта лесная дорога выходила на трассу Шувакиш – Коптяки, рядом с монастырем на Ганиной Яме. Тогда, несколько лет назад, объездной дороги в тех местах не было. Сейчас сориентироваться там стало куда сложнее.
Как тропа шла дальше – сейчас сложно сказать. Неспроста она названа в честь разведчика… Желающим пройтись дальше можно дойти по трассе до поселка Шувакиш, затем по автомобильной дороге вдоль ж/д до станции Гать. От станции Гать маршрут проходит вдоль садов на просеке ЛЭП в западном направлении.
Через несколько километров после Гати в поле видимости уже покажется гора, на вершине которой находятся скалы Чертово Городище. Через них и проходила по плану тропа Кузнецова. Однако путь преграждает обширное и глубокое болото. Таким образом пройти здесь можно разве что зимой, на лыжах. После Чертова Городища маршрут идет к станции Исеть, где и заканчивается. От Исети до Екатеринбурга ходят электрички.
Учитывая все вышеприведенные сложности, рекомендуем идти по тропе Кузнецова до памятника и родника на ее восьмом километре. Обратно можно вернуться тем же маршрутом или прогуляться по другим тропинкам. Зимой здесь можно отлично покататься на лыжах, которые можно взять напрокат на лыжной базе у Белой Башни.
Как добраться?
К началу тропы Кузнецова можно приехать на трамвае (№8, 24, ост. «Донбасская»). Далее следовать указаниям в описании маршрута.
Карта