Если едешь из Ухты в аэропорт, то где то на полпути, справа, недалеко от дороги стоит памятная стела. Установлена она в 1981 году, на табличке надпись «Газопровод ВОЙ-ВОЖ–УХТА, памятник истории, науки и техники, первый в мире самонесущий самокомпенсирующийся подвесной газопровод».
Начало строительству этого первого в мировой практике подвесного надземного магистрального газопровода на деревянных опорах было положено в 1946 году, в соответствии с решением Правительства за №1187. Но сначала краткий экскурс в историю. Первое газовое месторождение в Коми АССР – Седъёльское, расположенное к юго-востоку от Ухты, было открыто в 1935 году, а в 1942 году началась его промышленная разработка. Именно здесь возник первый в Советском Союзе газовый промысел. Позднее в этом районе открыт ряд других газовых месторождений: в 1943 году – Войвожское, а в 1945 году – Нибельское. К этому времени важной проблемой развития нефтегазовой промышленности в регионе стала транспортировка нефти и газа. До открытия Войвожа в республике строились только технологические трубопроводы (внутрипромысловые, заводские и т.п.). Газ был остро необходим Ижемским заводам термической сажи и тепловой электрической станции города Ухты. Тут-то и возникла потребность строительства газопровода. Необходимо отметить, что газотранспортная система в СССР в то время находилась в зачаточном состоянии, большого опыта строительства газопроводов не было. К 1940 году в стране насчитывалось всего 325 километров действующих газовых магистралей местного значения. Но, как говорили тогда — для советских людей нет таких преград, которые они не смогли бы преодолеть, а всесильный ГУЛАГ, тем более, мог всё. Так, для выполнения этой задачи, были привлечены все силы Ухтижемлага, в том числе и специалисты, волею судьбы, оказавшиеся за колючей проволокой: Антон Викторович Булгаков, Сергей Иванович Новопавловский и Кирилл Александрович Веревкин. О них я и хочу рассказать.
Антон Булгаков
Антон Викторович Булгаков родился 2 августа 1879 году в селе Сабовка Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в небогатой дворянской семье. После учебы на механическом отделении Морского инженерного училища имемни Императора Николая I начал военную службу в Лазаревском адмиралтействе (судоремонтный завод) в Севастополе. Параллельно с военной службой активно интересовался политикой. В 1902 году вступил в партию эсеров (социалистов-революционеров). В 1906 году — первый арест и увольнение с воинской службы. После начала Первой мировой войны вернулся на флот, был главным механиком военного порта в Батуме. В 1922 проходил по делу закавказских эсеров, но был оправдан. Тогда же возглавил Техбюро «Азнефти», затем Бюро по проектированию нефтепровода Баку – Батум, с 1925 – главный инженер «Азнефтестроя». Арестован в 1930, осужден на 10 лет заключения. Был отправлен на строительство нефтепровода Гурьев – Орск, затем освобожден и направлен для работы в трест «Нефтепроект», был главным инженером строительства Одесского крекинг-завода. В 1938 опять вспомнили о его эсеровском прошлом, он повторно арестован и осужден на 5 лет. Но А.В. Булгаков не стал обычным заключенным на лесоповале, его инженерные знания и опыт были востребованы в ГУЛАГе на пользу Родине. До 1941 года он занимался проектно-сметным делом в Управлении Красноярского лагеря в городе Канске, а затем, 20 апреля 1943 года возглавил проектно-техническую часть лагпункта №17 – Газопромысла Ухтижемлага.
Сергей Новопавловский
Сергей Иванович Новопавловский родился 13 ноября 1909 году в селе Курлак, Аннинского района, Воронежской области. После окончания школы поступил в институт. В северные лагеря Новопавловского привёл тот же путь, что и многих других его современников: пресловутая 58-я статья. Срок он получил в 1935 году за «агитацию против советской власти». Не «шпионаж», конечно, но неосторожный обмен мнениями в связи с убийством Кирова стоил студенту Воронежского инженерно-строительного института, как раз готовившегося в то время к защите дипломного проекта, десяти лет лагерей. Отбыв несколько лет в Волголаге, Новопавловский был этапирован в Ухтижемлаг. Так он попал в состав инженерной команды проектировавшей газопровод Войвож – Ухта.
Кирилл Верёвкин
Кирилл Александрович Верёвкин, происхождением из княжеского рода Верёвкиных, родился в 1902 году в Санкт-Петербурге. Окончил гимназию, с 1919 года — учился в Институте инженеров путей сообщения в Петрограде; с 1924 года — после окончания института, работал в Питере инженером. 24 апреля 1924 года был арестован, с братом, как «участник контрреволюционной организации» и отправлен на три года в ссылку в Сургут. После освобождения жил и работал в Перми, Хабаровске. В 1934 году вернулся в Ленинград. 5 марта 1935 года — снова арестован по групповому делу, приговорен к 10 годам ИТЛ и отправлен в Ухтпечлаг, куда прибыл в сентябре 1936 году.
Вот как вспоминал о нем Олег Васильевич Волков в своей книге «Погружение во тьму»: «Ведущим инженером отдела был Кирилл Александрович Веревкин. С ним нас сближали общие воспоминания о Санкт-Петербурге. В лагере Кирилл Александрович оставался тем же суховатым петербуржцем, холодно-вежливым, корректным, не допускавшим и тени фамильярности в обращении. Он и в Ухтинских лагерях не расстался с галстуком и старенькой пиджачной парой». А работал Кирилл Александрович инженером-проектировщиком в проектном бюро Нефтешахты №1».
Первый в мире
Но вернемся к газопроводу. 1 июля 1946 года А.В. Булгакова утвердили главным инженером проекта газопровода Вой-Вож – Ухта. Разработку основных конструкций сооружения поручили С.И. Новопавловскому, а прочностные и газодинамические расчеты К.А. Веревкину. Опыта прокладки газопроводов в условиях крайнего севера в СССР не было. Сегодня уже трудно сказать, кому из этих троих пришла в голову идея выполнить прокладку газопровода надземно. А идея была такова: газопровод диаметром 325 мм подвешивается к деревянным опорам на высоте 1,2 м от земли. В плане газопровод прокладывается в виде «змейки», что позволяет ему свободно изменять длину в пределах, необходимых для компенсации продольных деформаций. В местах перелома угол принимается около 23°, а на пересечениях с дорогами газопровод изгибается в вертикальной плоскости для создания требуемых габаритов. Всё гениально просто, оставалось только воплотить эту идею в жизнь. Работа на трассе газопровода закипела.
Начальником строительства был назначен Александр Макарович Сиротко, инженер Ухтинского комбината (в будущем управляющий трестом «Войвожнефтегаз», заместитель председателя Совнархоза Коми АССР, с 1963 года начальник технологического отдела института Гипроспецгаз. Лауреат Сталинской премии второй степени (1947 год) — за открытие и промышленное освоение газовых месторождений Верхней Ижмы).
Газопровод варили из отечественной трубы и труб Витковицкого металлургического завода в Чехословакии. Через два года ударного строительства, силами заключенных, 10 июля 1948 года, газопровод Вой-Вож–Ухта диаметром 325 мм, протяженностью 102,3 км был пущен в эксплуатацию.
12 февраля 1951 года А.В. Булгаков, С.И. Новопавловский и К.А. Веревкин получили авторское свидетельство №92013 на изобретение «Надземный трубопровод».
Необходимость газификации Ухтинского района потребовала строительства ещё одной магистрали от Войвожского газового месторождения. В 1959 году параллельно первой нитке магистрального газопровода 325 мм была построена вторая, диаметром 426 мм, рассчитанная на высокое, до 5 МПа, давление. Конструктивная схема надземной прокладки второй нитки полностью соответствовала ранее утверждённым проектным решениям по первой нитке. Общая длина построенных под Ухтой подвесных магистральных и промысловых газопроводов составила около 300 км. В феврале 1957 года Главгаз СССР принял постановление: «Распространить метод прокладки магистральных газопроводов с самокомпенсацией, принятый в северных районах, для использования его на строительстве газовых магистралей в других районах и, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке». Опираясь на Ухтинский опыт эксплуатации надземных газопроводов, аналогичные системы затем были построены в Якутии, Канаде и США. Посмотрите на фотографию, этот Трансаляскинский трубопровод не напоминает вам Ухтинскую змейку?
Макет замечательного инженерного сооружения – газопровода Вой-Вож-Ухта, можно посмотреть в экспозиции комплекса выставочных залов ООО «Газпром трансгаз Ухта» в Ухте.
После завершения строительства газопровода Вой-Вож–Ухта А.В. Булгаков возглавил газовую инспекцию Ухтнефтекомбината, работал старшим инженером в Проектноизыскательской конторе. В 1955 году перебрался в Москву, в Гипроспецнефть Миннефтегазстроя СССР, где работал над усовершенствованием технологии прокладки трубопроводов. Антон Викторович прожил долгую жизнь и умер 2 февраля 1972 года в Москве. Реабилитирован.
С.В. Новопавловский все последующие годы работал в качестве рядового проектировщика в ПечорНИПИнефть, на его глазах выросшем из небольшого отдела Ухтокомбината в солидный научный и проектный институт, а последние годы жизни (он продолжал работать до 85 лет!) занимался проектированием коммунальных объектов и технических сооружений. Скончался 2 октября 1996 года. Реабилитирован 27 октября 1959 года.
Кирилл Александрович Веревкин после освобождения, с ноября 1945 года до 1957 года, работал старшим инженером строительного отделения. В 1970 — главный специалист технического отдела ПечорНИПИнефть, в 1971 — вышел на пенсию. Умер в 1977 году, похоронен в Ухте. Реабилитирован.