Глава из книги Башкиры Бориса Хайретдинова. Участвует в конкурсе «Малые города — удивительные достопримечательности 2021»

Башкиры, как один из тюркоязычных народов, проповедовали ислам. Эта религия, наряду с буддизмом и христианством, является одной из наиболее распространенных религий. Возникает ислам в арабском обществе в начале VII в. Сложился он не сразу. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, нуждались в объединении, в усилении политических и экономических связей. Различные части территории Аравии были объектом притязаний великих империй того времени — Византии и Ирана. В таких условиях идеологическим орудием, пригодным для объединения, оказался ислам. Он воспринимал моральные и религиозные поучения ранних форм единобожия. В нем присутствуют элементы иудаизма и христианства, то есть многими узами связан с другими религиями. Каким образом ислам — религия развитого феодализма — распространилась среди народов Приуралья, которые находились на уровне родоплеменного строя. Ведь развитие религиозных представлений тоже имеет свою последовательность. Причин несколько: во-первых, ислам опирался на те же языческие обряды, которые выполнялись и башкирами; во-вторых, религия эта насаждалась не только путем проповедей, но и силою оружия в эпоху монгольского ига.

Башкиры, как и многие другие народы до принятия единобожия, были язычниками. Ряд ученых предполагают, что они поклонялись Тенгри — Небесному Хозяину и потому были уже тогда единобожниками. Имеются и другие версии, где утверждается, что род или племя башкир поклонялись каким-то зверям или птицам, как пишет ибн-Фадлан.

Прим. История Татарии в документах. М., 1939, с. 40

Следует заметить, что даже сегодня встречаются народности, которые удержались в язычестве. Оно дает базу для внутреннего равновесия. На этой основе происходит согласие человека с самим собой и с окружающей природой. Здесь сказывается уважительное отношение к природе, осознание своей огромной ответственности перед нею. Жрецы язычества или в просторечье — колдуны были хорошо осведомлены о законах природы, о возможностях человека. Разумеется, часть накопленных знаний была ложной – никто не застрахован от ошибок. Но большая часть сослужила хорошую службу. Обожествление сил и явлений природы — характерные черты древних верований башкир.

Ахмед ибн–Фадлан, известный арабский путешественник, посетивший Башкортостан в 922 г., писал, что башкиры верили в двенадцать богов. Эти боги, по представлениям башкир, управляли временами года, а также дождем, ветром, людьми, жизнью и смертью. «Мы видели, — сообщает путешественник, — как одна группа из них поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбам, еще одна группа поклоняется журавлям. Мне сообщили, что они, когда–то вели войну с какими–то людьми из числа своих врагов, причем они, враги, обратили башкир в бегство, и что журавли закричали позади них, врагов, так что они испугались и сами обратились в бегство, после того как обратили в бегство этих башкир. Поэтому они, эти башкиры, стали поклоняться журавлям и говорить: «Эти журавли — наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов». За это они им и поклоняются».

Тут мы имеем дело с тотемистическими взглядами. Это характерно не только для древних башкир. Тотемизм был распространен у всех народов мира. И пережитки его сохранились во всех религиях. Согласно тотемистическим взглядам, отдельные группы людей родственными узами связаны с некоторыми животными и растениями. В башкирских сказках таковым очень часто выступает медведь. Памятники народного эпоса указывают на древние космогонические представления башкир. В некоторых произведениях солнце предстает в образе женщины, а луна — мужчины. В мифах о небесных светилах луна рисуется в виде джигита — красавца, который весело или грустно смотрит с неба на людей. Согласно мифу, девушка засмотрелась на джигита, влюбилась. Тот в свою очередь ответил взаимностью, и они соединяются.

Существует и другой вариант. Сиротка пожаловалась на свою горькую судьбу, что мачеха заставляет ее каждую ночь ходить за водой. Луна пожалела ее и забрала к себе. В полнолуние, согласно мифу, она шествует с коромыслом на плечах за водой. И зовут ее — Зухра. Ветер, бурю, ураган древние башкиры представляли себе в образе страшных чудовищ, подобных змеям.

По поверьям, обыкновенная змея, прожив более ста лет, превращается в аждаху, которая, достигнув пятисотлетнего возраста, становится юхой. Юха же может принять облик человека. Не случайно башкиры о двуликом человеке говорят: как змея–юха. Помимо одухотворения небесных светил и других явлений природы, древние башкиры верили в существование всевозможных духов. Одну категорию духов составляют духи–хозяева (гор, лесов и вод).

Подобное встречается и у русских: водяной, леший, домовой, например. Отголоски таких верований дают о себе знать сегодня. После захода солнца не рекомендуется ходить в баню – в это время якобы там парится домовой, поэтому могут быть разные неприятности. Как и другие тюркские племена, башкиры верили в самостоятельное существование и бессмертие души. По поверьям, когда человек спит, душа на время оставляет тело, поэтому советовали будить человека осторожно, чтобы душа успела возвратиться. На базе знания природы рождается народная медицина. Древние башкиры хорошо знали целебные возможности всевозможных трав, растений и широко использовали их в врачевании.

Религия у древних людей родилась в попытке объяснить окружающий мир. Никто не мог объяснить, почему вдруг наступает холод или голод, случается неудачная охота.

Природные силы: солнце, дождь, гром и молнии — вызывали у людей особое почтение. Все народы в раннем своём развитии поклонялись силам природы и идолам, которые их представляли. Например, главным богом у древних греков и славян был громовержец, который непокорных ему поражал молнией. Греки его называли Зевсом, славяне — Перуном. А древними башкирами особо почитались солнце и луна.

Солнце они представляли в образе женщины, луну — в образе мужчины. В мифе о небесных светилах солнце выступает в виде красной водяной девы, выходящей из моря, с длинными белыми волосами. Руками она достаёт звёзды и украшает ими свои волосы. Луна рисуется в виде джигита-красавца, весело или грустно смотрящего с неба на людей. Земля, думали древние башкиры, покоится на огромном быке и большой щуке, а телодвижения их вызывают землетрясения. Деревья и камни, земля и вода, как и человек, полагали древние башкиры, испытывают боль, обиду, гнев и могут отомстить за себя и ближних, нанести вред или, напротив, помочь человеку. Птицы и животные также наделялись разумом. Древние башкиры полагали, что птицы и животные могут разговаривать между собой, а по отношению к человеку ведут себя так, как тот этого заслуживает. А огонь, по народным представлениям, являлся источником двух начал — злого в виде убыра и доброго — как сила очищения от злых духов и как источник тепла. Поэтому башкиры вели себя осторожно по отношению к окружающему миру, чтобы не вызвать гнева и недовольства со стороны природы.

Ислам начинает проникать в Башкортостан из Аравийского полуострова в X в. Многие его каноны несут в себе черты язычества. Основоположник религии — Мухаммед. В шесть лет он остался сиротой, и его воспитывали приёмные родители. В те времена арабы поклонялись многим богам. Как и другие народы на ранней стадии развития они поклонялись различным идолам. Племена арабских кочевников жили очень бедно и в постоянной вражде друг с другом. Для того чтобы объединить, нужна была общая вера. Такой верой стал ислам. Ислам был новой религией, в то же время в нём много заимствовано из иудаизма и христианства. Мухаммед объявил себя пророком Аллаха, который через архангела Гавриила (Джабраила) открыл ему истины новой веры, позднее собранные в Коране.

Слово «ислам» в переводе с арабского означает «покорность». «Мусульманин» (араб. — муслимин) означает — «тот, кто подчиняется». Новая вера провозгласила Аллаха единственным богом, который добр к людям, но, однако, мстит тем, кто не предан исламу. Следует сказать, что в Коране много преданий о пророках, которые упоминаются в священных еврейских и христианских книгах. Согласно Корану, Моисей (Муса), Иисус (Иса) и многие другие являются пророками.

Мухаммед, проповедуя от имени Аллаха, заставил враждующие племена объединиться в единый народ, что впоследствии привело к созданию арабской империи. Мухаммед и его последователи создали новое исламское общество, сочетавшее строгие религиозные предписания с заповедью защищать слабых — женщин, сирот и рабов. Европейцы зачастую считают, что ислам — религия воинствующая. Но это не так. Бок о бок с мусульманами векам жили в мире иудеи, христиане и буддисты.

Завоевания арабов привели к тому, что ислам распространился по всему миру. Ислам сыграл очень большую роль в развитии человечества. Новая религия способствовала развитию науки, архитектуры, ремёсел, торговли. К примеру, решив покорить страны, с которыми их разделяло море, арабы стали прекрасными мореплавателями. Сегодня мусульманами являются более 840 миллионов человек.

Арабы доисламких времен в своих поверьях были рационалистичны: их обряды имели определенный практический смысл. Тот же пост (ураза), например. С одной стороны, воздержание в еде полезно для организма. Люди знали это уже в те далекие времена. С другой стороны, пост был связан и с нехваткой продуктов питания. Пост совершается в месяц «Рамазан». Слово это происходит от арабского «рамад» — знойное время – тяжелое в Аравии время года, когда запасы продовольствия кончаются, а палящее солнце выжигает подножный корм для скота. В этот период древние арабы были вынуждены воздерживаться в еде. Задолго до ислама месяц «Рамазан» считался священным – в это время не велись войны между арабскими племенами, прекращались набеги на караваны, запрещалось убивать людей. В Башкортостане ислам распространялся купцами, мусульманскими миссионерами из средней Азии и Волжском Булгарии. Наибольшее распространение ислам получает при господстве Золотой Орды. Он насаждался силою оружия. Оккупированная монголо–татарами территория была разделена между потомками Чингисхана. Улус (поместье, владение) его старшего сына Джучи лежал к западу от Иртыша (включая в себя Приуралье, Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Хорезм, низовья Сырдарьи) до Новгородских земель на севере. Этот улус Джучи назывался у монголов «Кыпсакским ханством», а в русских летописях — Золотой Ордой. Под игом Золотой Орды находился и Башкортостан.

Прим. Кузбеков Ф. Т. история культуры башкир.  Уфа, 1997, с. 26

Ислам начал проникать в башкирское общество в Х-ХI веках через булгарских и среднеазиатских купцов, а также проповедников. Арабский путешественник Ибн-Фадлан ещё в 922 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам. Уже в XIV веке ислам становится господствующей религией в Башкирии, о чём свидетельствуют мавзолеи и мусульманские захоронения. Распространение мусульманской религии повсеместно сопровождалось строительством молитвенных зданий и мавзолеев над «могилами святых», являющихся в настоящее время образцами древнего башкирского архитектурного зодчества. Эти памятники искусства у башкир называются «кэшэнэ». На современной территории республики имеются три мавзолея, построенные в XIII — XIV веках, из которых два в Чишминском, а третий — в Кугарчинском районах. Один из них мавзолей-кэшэнэ Хусаин-бека находится на левом берегу реки Демы, на окраине станции Чишмы.

Мавзолей Тура-хана
Мавзолей-кэшэнэ Хусаин-бека

Кэшэнэ сооружено над могилой Хусаин-бека, одного из активных мусульманских проповедников. Здание в своем первоначальном виде до наших дней не сохранилось. Основание кэшэнэ построено из больших неотесанных камней, а для постройки купола использованы специально обработанные и хорошо подогнанные друг к другу камни. Весь облик здания напоминает форму «тирмэ», представляет собой архитектурный образ, в то время господствовавший в степях Башкортостана.

Но, несмотря на бесспорные успехи ислама, народные массы продолжали упорно держаться старых верований. Даже, тогда, когда ислам сделался господствующей религией в Башкортостане, пережитки старых религиозных представлений были долго еще живы в народном сознании. Например, праздник «Карга туй» («Воронья свадьба») зауральские башкиры проводили до начала XXI века.

Автор: Борис Хайретдинов
Фото: Сергей Суворов

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

3 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Амирхан хазрат
3 лет назад

Ну как можно написать такую ложь про Ислам? Во первых, Ислам не был придуман пророком Мухаммадом, и он не является её основоположником. Он лишь пророк и посланник который передал послание.Всевышнего. Ислам не новая религия, ислам существует с начала сотворения мира, она религия первого человека Адама . Во вторых, Ислам не распространялся силой среди башкир, мы башкиры т.е наши предки приняли ее добровольно на разумной основе.Вы сами пишите, что ислам пришел купцами и.т.д Ислам среди башкир распространился посредством проповедников. В третьих, у башкир сохранились только те языческие действия, которые не противоречили исламу, а те, которые противоречили были привнесены язычниками калмыками в… Читать дальше »

Куштау
3 лет назад

Когда Ибн Фадлан в Х веке проезжал через страну башкир, в сопровождающей его свите находился местный башкир мусульманин. В записках Фадлана это описывается хорошо. Башкиры- мусульмане уже со времен пророка Мухаммада, когда пророк лично посылал своих сахабов к башкирам для распространения ислама. Эти сахабы похоронены в Миякинском районе, около деревни Илсегул. на горе Нарыстау. До революции тюркские народы. казахи. киргизы приезжали в Нарыстау каждое лето. башкиры считали это место сакральным, святым. с этих пор к башкирам прибыли многие другие роды, каково было у вновь присоединившхся отношения с религией, точно невозможно сказать. но и они со временем приняли ислам.

Марат
2 лет назад
Reply to  Куштау

Сахабы похоронены на горе Нарстау в600 -х годах, так написано на могиле.( к стати местные люди эту гору редко называют Нарстау, а эту отдельную горку где похоронены сахабы, называют Зыяратлы койо тауы, ). Это связано с родником возле второй горы. По сказаниям пожилых, гору Нарыстау, где похоронены сахабы, называют второй Меккой. Есть такая легенда уроженцу этого села, который совершал хадж в Мекку, сказали у вас в своих краях есть священное место для хаджа.