Эта статья участвует в конкурсе «Малые города — удивительные достопримечательности 2021»
В 1918 году в условиях начавшейся Гражданской войны и в целях реализации планов по заготовкам продовольствия большевики принимают попытку провести в Бирск железную дорогу, понимая, что речные перевозки весьма дорогие, а гужевые повозки просто не справятся с такой задачей. В июле 1918 года было принято решение связать Бирский и Уфимский уезд узкоколейкой от Бирска до села Топорнино через следующие пункты: Топорнино, Ямская, Ялгашево, Базакова, Акуди, хутор Новодесяткинский и по почтовому тракту до Бирска.
Коллегией заготовок было подсчитано, что возможно собрать в данных районах свыше миллиона пудов хлеба старого урожая (1 пуд = 16, 3807 кг), а также открывались перспективы собрать новым урожаем свыше 10 млн пудов.
Для выполнения чертежных работ был откомандирован особо опытный чертёжник. Расстояние до Бирска от села Топорнино составляло 41 версту (1 верста = 1, 0668 км). Проект был принят на заседании городских властей, и его выполнение сыграло бы огромную роль для города не только в условиях гражданской войны, но и послужила бы хорошей перспективой для дальнейшего развития на десятилетия вперед. Но судьба распорядилась иначе: в том же месяце в город вошла Белая армия. Проект так и осталась только на бумаге.
Узкоколейная железная дорога — железная дорога с шириной колеи менее стандартной: 600—1200 мм.
Автор: Димитрий Чиглинцев
Превью: Мария Брук, здание вокзала Бирска