Иваницкий Виктор, директор АНО «Большая Евразийская тропа» (https://vk.com/greateurasiantrail, https://t.me/GreatEurasianTrail)
Начало путешествия по старому Верхнеуральскому (Белорецкому) тракту. Так называют дорогу Стерлитамак (1735) — Верхний Авзян (1756) — Белорецк (1762) — Верхнеуральск (1734), построенную под руководством военного строителя инженер-полковника Петра Ивановича Сергеева в середине XIX века с целью связать уральские заводы с пристанью на реке Белой, которая была расположена в границах современного Стерлитамака.
Из Стерлитамака выехали по улице Технической, которая переходит в улицу Петровский тракт. Село Петровское (1791) — первый населенный пункт на тракте.
Первой достопримечательностью будет скала Калим — Ускан, в которой пещера Салавата (53.60116° N, 56.64707° E).
Весной со стороны старого тракта туда не попасть — река Сикася перед скалой очень полноводная и быстрая.
Сейчас же она полностью высохла.
Калим — Ускан переводится с башкирского как Калим упал. Есть разные версии о человеке по имени Калим — от нечаянно оступившегося пастуха до несчастной любви.
Подтверждений пребывания Салавата Юлаева в этой пещере нет, как и во многих других пещерах в Башкортостане, названных его именем.
О посещении музея Салавата Юлаева в Малоязе писал здесь vk.com/wall224288948_805.
Водопад Кук — Караук (53.60138° N, 56.68445° E) как раз находится на этом тракте.
С башкирского Күк-Ҡарауыҡ означает сложение «голубой, небесного цвета» и «шумный», Ҡуҡырауыҡ «от ҡуҡырауыҡ «грохочущая». Водопад назван по реке, на которой находится.
До водопада некоторые доезжают и на легковых автомобилях, но я бы рекомендовал кроссовер или внедорожник.
Сейчас видны только тоненькие струйки воды, текущие по камням. Весной же он очень полноводен: vk.com/wall-226000020_207
Рядом есть ещё несколько красивых водопадов на речке Кунгуртуй, притоке Кук — Караука, наиболее крупные здесь 53.59889° N, 56.68531° E и здесь 53.59963° N, 56.68464° E
Если дальше водопада Кук — Караук ехать на стандартном внедорожнике по старому Верхнеуральскому (Белорецкому) тракту на восток, можете притереть о камни бампера/пороги/днище.
В одном месте будет разрушающаяся железобетонная труба, из которой немного торчит арматура, поэтому ехать лучше на MT — резине.
Старый тракт сливается с современной грунтовкой в точке 53.59120° N, 56.80094° E.
Еcли дорога за водопадом для Вас тяжела, можно вернуться на запад до точки 53.63833° N, 56.56969° E и там уже ехать на восток по современной дороге. С перевалов будут открываться шикарные виды, будет старинный каменный мост, но об этом в следующем посте.
Путешествовали Виктор Иваницкий и Виталий Ребров
Продолжение следует.