Как известно, с 1703 года и вплоть до начала 20 века река Чусовая была водным путем, по которому уральская продукция доставлялась в другие регионы. Можно сказать, что эта эпоха сплава, барок, пристаней, лоцманов, караванных, контор, складов стала отдельным историческим пластом в истории реки. Факт этот связан с некоторыми специальными и устаревшими словами, значение которых современному человеку непонятно или же слова эти употребляются сегодня в совсем другом контексте. Краевед реки Чусовой Рудольф Кашин составил словарь таких слов.

  • БАРКА — плоскодонное судно не имеющее собственного хода.
  • БЕЧЕВА — чистая от древесной растительности прибрежная полоса.
  • БУСКА — самый большой лот на барке, предназначенный для остановки барки.
  • ВОДОЛИВ — ответственный за сохранность груза на барке.
  • ВЫСЕЛКИ — небольшие поселения крестьян на время выполнения временного задания.
  • ВЫСЫПЫШ — каменная осыпь подступающая к реке от разрушающейся или разрушенной скалы.
  • ВЫНЫРОК — выход русла реки из-под земли.
  • ВЫСЫП — засохший селевой поток из пещеры спускающийся к реке.
  • ВЫСЕЛОК — временнок, небольшое поселение, жители которого должны выполнить определённый объём работ на рудниках, лесозаготовках или строительстве.
  • ЕЛЕНЬ — олень-бык.
  • ЕЛЕНИЦА — олень-корова.
  • ЕЛАНЬ — поляны в лесу служившие покосами.
  • ЗАПЛАВНИ — под «бойцами», в местах сильных прижимов, натягивались канаты, к ним крепились «ёлочкой» длинные, толстые брёвна, которые смягчали возможный удар барки о берег (о скалу).
  • ЗАРЫСК — направление барки под углом к сильному течению или струе отвала, чтобы не попасть в следующий привал (прижим) у противоположного берега.
  • ЗАНОРЫШ — небольшая яма, которую вырывает старатель в поисках камней-самоцветов или золота.
  • ЗАТИН — внутренняя сторона крепостной стены или укрытие чего-либо.
  • КОЩЕЙ, КАЩЕЙ (стар.слав.) — сохранило тюркское значение «раб», «пленник». От корня «кощь» образовалось «кощунствовать» — оскорблять святыни, богохульник.
  • КНЕХТ — немецкое слово употреблялось в значении: чугунный столб особой формы, который ввинчивался в берег реки и служил для причаливания к берегу барок и плотов. Кнехт ((нем.) — слуга.
  • КУРЬЯ — место окружённое водой (рекой, болотом, старицей), служившее покосом, пастбищем для скота, плотбищем для строительства барок.
  • ЛОТ — чугунная болванка со сглаженными шипами, весом в несколько десятков пудов (в зависимости от предназначения). привязывалась к канату и сбрасывалась с барки при надобности сбавить ход или остановить барку; самый большой лот иногда называли якорем.
  • МАГАЗИН — капитальный склад для хранения клади.
  • МАНДАН — образование больших стоячих волн или встречных течению волн; такая ситуация возникает на крутых поворотах, быстром течении и при наличии препятствий на дне.
  • МАНТУЛИТЬ — много напряжённо работать.
  • МАТАФОН — поплавок невода.
  • НЕПРЕМЕННЫЕ РАБОТНИКИ — крестьяне определённые в постоянный штат работников завода для выполнения постоянных (основных) заводских работ.
  • ОГРУДОК — 1) ограждение на носу и корме барки; 2) мель или даже остров, образовавшийся в результате выноса из притока щебня и земли.
  • ОСЛЕДЬ, ОСЛЯДЬ, ОСЛЕДИНА — бревно пригодное для строительства.
  • ОТУРИТЬСЯ — удар барки о преграду, при этом барка разворачивается на 180 градусов.
  • ПЕРЕБОР — участок реки с быстрым течением, где дно по всей ширине реки усеяно крупными камнями или вертикальными (наклонными) скальными плитами (пластами); перебор может быть глубоким.
  • ПЕРЕКАТ — участок реки мелкий по всей ширине русла.
  • ПОДПЛОТИНА — на широких, мелких перекатах и переборах сужали русло реки срубами из брёвен, забитыми камнями; образовавшийся подпор поднимал уровень воды на мелком участке; также применялись для отвода бокового течения в устьях притоков.
  • ПОТЕСЬ — длинная жердь (может быть бревно) с лопастью на конце; служит для управления баркой или плотом.
  • ПРИВАЛ, ПРИЖИМ — место, где сильное течение реки (как правило на крутых поворотах) вынуждено менять направление, подмывая берег.
  • ПОНОСНАЯ — иногда так называют потеси на барках и плотах
  • ПРИЛУКА — участок перед или после большой излучины реки.
  • РЕФЕР — так на Чусовой называют знак-ориентир с указанием привязки к объектам на данной местности.
  • САПЦА — применявшаяся на камских и чусовских пристанях мера веса-объёма; плетёная корзина, вмещавшая до трёх пудов сыпучего груз (песок, уголь, зерно); применялась для определения веса или объёма, загружаемого на судно сыпучего груза.; в ХVI веке упоминается, как мера объёма, с которой брали у виноделов налог.
  • СЕРБЯЖИТ — слепит глаза солнечными бликами (зайчиками) от мелкой волны — «сербит в глазах».
  • СТЕРВА — кусок гнилого, обсиженного мухами, смердящего мяса. С 20 века этим словом стали называть людей злых, лживых, алчных.
  • СУВОДЬ — обратное течение вызванное препятствием; кружение воды возникает как перед, так и после за препятствием, в зависимости от ситуации.
  • СПЛАВЩИК — особая категория специалистов-лоцманов на Чусовой, отвечавших за безаварийное прохождение судна (барки) до места назначения.
  • СПЛОТКИ — небольшие плоты из длинных лесин примерно одной длинны; из сплотков собирался большой плот для транспортировки сплавом.
  • ТАШ — камень подступающий со дна реки близко к её поверхности; при слабом течении он не приметен; в этом его опасность для судов; на быстром течении его выдаёт водяной вал над ним.
  • ТОМИЛЬНИ — их ещё называют куренями — особо сложенные кучи из дров и обложенные дерном, внутри поджигаются; при недостатке воздуха и высокой температуре вода из древесины испаряется и получается древесный уголь, качество которого зависит от породы древесины и мастерства углежога.
  • ТЯГУН — длинный плёс или подъём в гору.
  • УКЛАД — определённого размера и веса (примерно три пуда) слитки или пакеты листов чугуна, стали, меди. предназначенные для транспортировки или перегрузки.
  • УРМАН (рус) — дремучий, трудно проходимый лес.
  • УРОК — норма выработки или задание без чёткого ограничения времени.
  • ХВАТКА — вкопанные на берегу столбы для причаливания барок и плотов; часто для этого использовались прибрежные большие деревья.
  • ХОМУТИНА — излучина реки образующая полуостров с узким перешейком, ввиде хомута.
  • ЧАЛИТЬ — прижимать и удерживать судно у берега.
  • ЧЕГЕНЬ — длинный, особо прочный шест применяемый для стаскивания барок с мели.
  • ШТЫК — особой формы и определённого веса слиток меди отправляемой на продажу.
  • ШИТИК — разновидность плоскодонной лодки.
  • ЯМА — сокращённое название постоялого двора для ямщиков, занимавшихся дальними перевозками

(Словарь опубликован в сокращении)