С давних времен Урал называют Великой яшмовой провинцией, славу которой принесли лучшие в мире яшмы. Яшма вошла в «большую тройку» главных уральских цветных минералов и горных пород, заняв достойное место рядом с малахитом и родонитом.

Яшма на УралеЯшма принадлежит к числу самых распространенных горных пород, известных еще древнему человеку. Название камня восходит к древнегреческому слову iaspis — «пестрый», указывая на большое количество включений и примесей, влияющих на многообразие окраски различных видов яшм.

Триумфальное шествие яшмы по европейским культурам началось с эпохи Средневековья, где ей было отведено место среди двенадцати «священных» камней, достойных одежд первосвященников. Ее стали использовать в оформлении храмового убранства и церковной утвари, она стала непременным аксессуаром костюма священнослужителей.

На Руси за характерные полосы и разводы яшму называли «тигровым камнем» и говорили, что в нем «смешалась кровь».

Яшма на УралеВ XVIII веке, с открытием богатых месторождений на Урале, Алтае и в Забайкалье, гранильные фабрики в Петергофе, Екатеринбурге и Колывани начали изготавливать яшмовые вазы, канделябры, столешницы, письменные приборы, камины, различные подставки и даже колонны для храмов.

Большой интерес к яшме проявляли как европейские, так и русские ювелиры, выполняя многочисленные заказы для разных слоёв населения. Особую слабость к этому камню питала императрица Екатерина II, немало сделавшая для развития ювелирного дела в России. А.С. Пушкин носил браслет из яшмы, считая его талисманом.

Яшма на УралеСвоим избранницам мужчины дарили украшения с яшмой в знак преданности и любви. Дамы любили носить кольца, бусы, броши и серьги с этим красивым камнем. Украшения с яшмой были показателем материального достатка, признаком достойного положения в обществе и хорошего вкуса.

Яшма на УралеВ настоящее время яшма, как правило, используется для изготовления массовой каменной бижутерии (бусины, подвески, бусы, браслеты). Не часто можно увидеть ювелирные украшения с яшмой, выполненные на высоком художественном уровне. Современные мастера крайне редко используют ее в ювелирных украшениях, отдавая предпочтение прозрачным драгоценным и поделочным камням.

Яшма на Урале Яшма на Урале

Однако именно яшма стала главной героиней серии ювелирных украшений «Яшмовые фантазии Каменного Пояса» известного уральского ювелира Надежды Кузнецовой.

Надежда Дмитриевна — один из немногих мастеров, кто создает ювелирные серии, раскрывающие природные достоинства уральских самоцветов. Так, в 1990 х годах появилась ювелирная серия «Сказы Бажова», в 1995–1996 — серия колец «Неделя», в 2002–2003 — «Имена». Заслуживает внимание и серия ювелирных украшений «Красная книга Урала», созданная в 2006–2007 годах.

В 2016 году начал создаваться новый проект, в который вошли подвесы, броши, серьги, кулоны, колье. Именно такое собрание эксклюзивных ювелирных украшений, выполненных с использованием традиционных ювелирных техник и современных приёмов, позволяет свободно трактовать авторские поиски, предоставляя для этого широкий спектр аксессуаров. Главная идея, объединяющая украшения этой серии — показать все декоративные возможности яшмы из разных уральских месторождений.

Ещё в древности мастера отметили главное достоинство этой горной породы — декоративную окраску. Одни яшмы монохромно окрашены, в других поражает пёстрое смешение цветов, образующих затейливый рисунок. Очень часто сочетания красок так изысканны и сложны, что на полированном камне вырисовывается какой-то фантастический пейзаж. Яшмовые краски — вечны, они не выцветают, как у некоторых драгоценных камней.

Яшма на Урале Яшма на Урале

Еще одно неоспоримое преимущество яшмы, которое выделяет её из большого минералогического перечня — способность принимать и долго сохранять зеркальную полировку. Несмотря на то, что яшма — камень высокой твёрдости: её нельзя поцарапать даже самой лучшей сталью, она трудна в обработке — мастера добиваются безукоризненных поверхностей своих изделий.

Надежда Дмитриевна включила в серию работы, выполненные в соответствии с общепринятой классификацией яшмы: однотонной, полосчатой (ленточной), ландшафтной, пестроцветной породы. Использованная классификация позволили мастеру показать и разнообразную текстуру яшмы (ситцевую, концентрическую, пятнистую, брекчиевидную).

Яшма на УралеНесмотря на то, что яшма великолепно сочетается с драгоценными металлами (золотом, серебром) и ювелирными сплавами (например, с мельхиором, нейзильбером), в настоящей серии она выступает как самостоятельный материал, способный раскрыть творческий замысел мастера. Металл лишь бережно оправляет и дополняет камень, дает возможность по достоинству оценить его богатую декоративную палитру. Кузнецова использует разные ювелирные техники: накладную филигрань, зернь, горячую эмаль, оксидирование и другие, которые помогают выявить и подчеркнуть первозданную волшебную красоту яшмы, её неповторимую суть.

Яшма на УралеСерия ювелирных украшений «Яшмовые фантазии Каменного Пояса» уникальна и самобытна. На первый взгляд работы кажутся простыми и незамысловатыми, но именно в этом и заключается художественная идея проекта, подкупающая ясностью, четкостью и завершенностью каждого украшения, выполненного с безукоризненным техническим мастерством. Именно высокое чувство меры и умение найти благородное соответствие формы, текстуры, декоративных элементов, никогда не изменяет Н. Кузнецовой и является её своеобразной «визитной карточкой».

Автор текста: Татьяна Михайлова
Фотографии и текст любезно предоставлены Ларисой Левицкой и журналом Платинум №45

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments