С давних времен Урал называют Великой яшмовой провинцией, славу которой принесли лучшие в мире яшмы. Яшма вошла в «большую тройку» главных уральских цветных минералов и горных пород, заняв достойное место рядом с малахитом и родонитом.

Триумфальное шествие яшмы по европейским культурам началось с эпохи Средневековья, где ей было отведено место среди двенадцати «священных» камней, достойных одежд первосвященников. Ее стали использовать в оформлении храмового убранства и церковной утвари, она стала непременным аксессуаром костюма священнослужителей.
На Руси за характерные полосы и разводы яшму называли «тигровым камнем» и говорили, что в нем «смешалась кровь».

Большой интерес к яшме проявляли как европейские, так и русские ювелиры, выполняя многочисленные заказы для разных слоёв населения. Особую слабость к этому камню питала императрица Екатерина II, немало сделавшая для развития ювелирного дела в России. А.С. Пушкин носил браслет из яшмы, считая его талисманом.


![]() |
![]() |
Однако именно яшма стала главной героиней серии ювелирных украшений «Яшмовые фантазии Каменного Пояса» известного уральского ювелира Надежды Кузнецовой.
Надежда Дмитриевна — один из немногих мастеров, кто создает ювелирные серии, раскрывающие природные достоинства уральских самоцветов. Так, в 1990 х годах появилась ювелирная серия «Сказы Бажова», в 1995–1996 — серия колец «Неделя», в 2002–2003 — «Имена». Заслуживает внимание и серия ювелирных украшений «Красная книга Урала», созданная в 2006–2007 годах.
В 2016 году начал создаваться новый проект, в который вошли подвесы, броши, серьги, кулоны, колье. Именно такое собрание эксклюзивных ювелирных украшений, выполненных с использованием традиционных ювелирных техник и современных приёмов, позволяет свободно трактовать авторские поиски, предоставляя для этого широкий спектр аксессуаров. Главная идея, объединяющая украшения этой серии — показать все декоративные возможности яшмы из разных уральских месторождений.
Ещё в древности мастера отметили главное достоинство этой горной породы — декоративную окраску. Одни яшмы монохромно окрашены, в других поражает пёстрое смешение цветов, образующих затейливый рисунок. Очень часто сочетания красок так изысканны и сложны, что на полированном камне вырисовывается какой-то фантастический пейзаж. Яшмовые краски — вечны, они не выцветают, как у некоторых драгоценных камней.
![]() |
![]() |
Еще одно неоспоримое преимущество яшмы, которое выделяет её из большого минералогического перечня — способность принимать и долго сохранять зеркальную полировку. Несмотря на то, что яшма — камень высокой твёрдости: её нельзя поцарапать даже самой лучшей сталью, она трудна в обработке — мастера добиваются безукоризненных поверхностей своих изделий.
Надежда Дмитриевна включила в серию работы, выполненные в соответствии с общепринятой классификацией яшмы: однотонной, полосчатой (ленточной), ландшафтной, пестроцветной породы. Использованная классификация позволили мастеру показать и разнообразную текстуру яшмы (ситцевую, концентрическую, пятнистую, брекчиевидную).





















