Золотая баба — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Существует ли мифические сокровища или все это вымысел? Попробуем разобраться.

Золотая бабаПервые упоминания

Самое первое упоминание содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом». Там говорится, что около 1023 года норвежские викинги совершили поход в Биармию. На реке им удалось узнать местонахождение святилища божества местных племён — Йомали — и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с серебряной чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Один из викингов отрубил истукану голову, прельстившись цепью. Но по пути назад викингов встретили хранители святилища, и им пришлось спасаться бегством, побросав все награбленное.

На Руси впервые о поклонении Золотой бабе язычников коми рассказывает Софийская первая летопись (датированная 1398 годом), в связи с сообщением о смерти просветителя Стефана Пермского. Там говорится, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе. Что удивительно, после этого о «Золотой бабе» не было больше никаких упоминаний из русских источников на протяжении целых трехсот лет.

А иностранцы, наоборот, все чаще рассказывали о знаменитом идоле, когда упоминали Русское государство. Так, около 1420 года немецкий хронист Ульрих фон Рихенталь упоминает «лежащий за Русью» некий город «у Золотой старухи», жители которого «поклоняются Золотой старой бабе».

Золотая бабаА более подробные известия о Золотой бабе появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В этих описаниях говорится:

  • о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок — внук;
  • об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок — внук;
  • о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках;
  • о позолоченном, выдолбленном изнутри и пустотелом изваянии старухи, способном издавать трубные звуки и, «подобно Дельфийскому оракулу», предсказывать будущее.

Стоит отметить, что проезжавший в 1675 году через Сибирские земли русский дипломат Николай Спафарий писал: «А около Березова есть капища идолские остяцкие, и про тех пишут земнописатели, что тут есть идол Золотые Бабы, однакожде золотых не сказывают, а что серебряных, деревянных крашеных множество и медных льют же…»

Ермак и Золотая баба

Не обошлось и без знаменитого покорителя Сибири. Как говорят легенды, перезимовав в Сибири, в начале 1583 года Ермак послал на разведку отряд, чтобы найти путь к Оби. На стоянке у реки Демьянки казаки Ермака и услышали впервые от пленных о золотом идоле. Те сообщили, что в осажденном ими урочище остяки молятся «богу золотому, литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше».

Когда же казаки захватили урочище, идола не нашли — язычники успели его унести и укрыть в надежном месте. Вторично о золотом идоле казаки услышали на Оби, где было самое почитаемое среди хантов капище.

Легенды народов

Масса преданий о Золотой бабе ходит среди коми, хантов и манси. Так, оленеводы манси рассказывают такую легенду. Золотая баба была живой и могла ходить самостоятельно. Когда она перебиралась через Каменный пояс, как встарь называли Уральские горы, местный шаман попытался задержать ее. Тогда идол закричал страшным голосом, и от криков его умерло все живое на много верст. Шман же упала навзничь и обратилась в камень. Эта легенда связана с одним из чудес Россиистолбами выветривания Маньпупунер.

Столбы выветривания Маньпупунер
Автор фотографии: Юрий Ильенко

Якуты рассказывают про медную статую, стоящую посреди непроходимых болот. При приближении врагов она якобы издает звук, напоминающий стрекот множества сверчков, а также излучает в небо голубое сияние.

А у ненцев есть миф о том, что раз в год, когда на небосклоне появляется Великое Солнце, из-под мерзлой земли встает Солнечная Баба, носящая в своем чреве младенца.

Эти рассказы напоминают легенды русского Севера о малом народе — чуди, который может проживать в уральских горах и пещерах.

Таинственные жители уральских пещер: народы чуди и дивьи людиЧто говорят исследователи?

В работах русских учёных XVIII века, в частности И.И. Лепехина, появляется сообщение о том, что Золотая баба — древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками. Г.Ф. Миллер в «Истории Сибири» описывает «Златую бабу» как «изваяние языческой богини, державшей ребёнка на коленях», которой остяки приносили жертвы, за что она «оказывала им помощь на охоте, рыбной ловле и во всех их делах».

Разумеется, что загадка «Золотой бабы» породила обширную литературу, в которой, наряду с вдумчивым анализом источников и серьезными предположениями, с годами накопилось немало откровенных вымыслов. Многие из которых до сих пор пугают туристов во время их путешествий.

Золотая бабаОднако, большинство исследователей все-таки утверждает, что идолы северных народов не были золотыми. Но почему тогда «баба золотая»?

Археологи обнаруживают предметы из драгоценных металлов обычно на древних жертвенных местах, где некогда стояли идолы. Судя по археологическим находкам, дорогие вещи из серебра и золота в качестве жертвоприношений накапливались подле особо чтимых божеств, сделанных из дерева или сшитых из шкур и тканей в виде кукол. Со временем драгоценные сосуды сами становились предметом почитания как атрибуты богов.

Видимо именно так и родилась та самая легенда о «Золотой бабе».

Золотая баба в литературе

Известный уральский писатель С.Н. Плеханов опубликовал в 1985 году историческую повесть «Золотая баба», посвященную поискам русскими промышленниками на Урале в первой половине XVIII века легендарного идола. В 1986 году на Свердловской киностудии по этой книге был поставлен одноименный фильм. Интересно, что некоторые сцены фильма снимались на территории Тобольска, в частности в Тобольском Кремле.

Золотая бабаВокруг мифа о Золотой бабе также крутится значительная часть повествования романа Алексея Иванова «Сердце Пармы». В попытке найти и украсть культовую статую, а также в попытке отвоевать её обратно гибнут и/или сходят с ума некоторые герои произведения. Другим участникам, наоборот, клятва завладеть идолом (или защитить его) дарует долгую жизнь, которая не может оборваться до тех пор, пока обещание не будет исполнено.

А все-таки, где ее искать?

Предполагается, что с приходом христианства язычники стали прятать статую, чтобы ее не уничтожили. Поэтому неуидивтельно, что разные писатели тех времен указывают совершенно разные географические точки. Например, М. Меховский (1517 год) пишет, что идол находится за Вяткой. А вот С. Герберштейн (1549 год), А. Гваньини (1578 год) и Д. Флетчер (1591 год) утверждают, что «Золотая баба» спрятана вблизи устья Оби. Эти утверждения подтверждаются и одной из карт средневекового картографа Г. Меркатора, изданной в 1595 году, где в районе устья реки Обь изображена статуя с ребенком на руках и подписью «Золотая баба».

Золотая бабаВ Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша», расположенном в Тюменской области, можно увидеть экспозицию, посвященную Золотой бабе. В число экспонатов входит Кунгурская летопись, согласно которой 400 лет назад идол находился в Демьянском городке на территории Уватского района, однако после взятия городка ермаковскими казаками (о котором мы уже рассказывали) статуя загадочным образом пропала. В центре музейного зала выставлена реконструкция жертвенника с позолоченной фигурой богини, воспроизведенной по рисункам летописца С.У. Ремезова.

Золотая бабаГде сегодня найти легендарную Золотую бабу — неизвестно. А если правдивы истории о  сокрытии ее хранителями, то возможно это никогда и не произойдет.

Источники:

Читать также

Село Вотча

Село Вотча: столица всех сысольских земель

В 2019 году 635 лет отметило одно из самых древних селений в Коми крае – сысольское село Вотча. Оно впервые ...
Деревня Ёлкино и её окрестности: маршрут выходного дня

Деревня Ёлкино и её окрестности: маршрут выходного дня

Первое воскресенье марта выдалось на редкость теплым и солнечным. Пьянящий весенний воздух бурлил и пузырился, словно молодое, игристое вино, до ...
Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

4 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Владимир
4 лет назад

Родился я 1945 г. в пос.Нахрачи (в честь шамана Нахрача),потом переименовано в пос Кондинское на реке Конда. Послевоенные пацаны были предоставлены самим себе и летом мы сбивались в стаи и брели куда несли босые ноги.Однажды летним теплым днем,вооружившись гибкими корнями сосны и глядя внимательно под ноги от змей мы направились к озеру искупаться.К полудню мы вышли к озеру,но там расположились кочующие манси (ханты?) со всей утварью и собаками.Последние дружно пошли на нас стеной и мы бегом рванули к поселку.На последок я оглянулся назад и из-под завернутой шкуры предмета стоящего на санях что-то сильно блеснуло в лучах полуденного солнца.На следующий день… Читать дальше »

Владимир
4 лет назад

Предали старую веру, не видать вам ее.

не важно
4 лет назад

только во сне

Вадим
2 лет назад

Очень интересно описал Золотую Бабу в своей повести «Юмала» Лев Теплов.