Так получается, что наиболее интересные достопримечательности Пермского края я посетил уже не по разу и, как правило, в разные времена года и время суток. Не так давно я уже делился с вами отчетом о поездке на Усьвинские столбы в разгар золотой осени. Но это ведь далеко не единственное время когда эту достопримечательность можно посетить! Тем более, что при посещении Усьвинских столбов есть один нюанс, который существенно влияет на красоту «картинки».
Поэтому, чтобы не плодить несколько заметок, я объединил в одном отчете крайние состояния природы в этом живописном месте. Надеюсь, что он будет для вас и полезен и приятен для чтения. Но обо всем поподробнее ниже и начнем мы с нашей суровой, но величественной уральской зимы!
Зима на Усьвинских столбах
Мое хроническое заболевание «Несидидома» опять дало о себе знать — и вот, вместо прошлогоднего оливье и сопения на диване, опять скрипит потертое седло, ропщут домочадцы, гудят ходкие ноги. Первая вылазка нового года была посвящена одному из самых красивых природных ландшафтов Пермского края — Усьвинским столбам.
Вообще, подобных локаций (скала на берегу реки) в Пермском крае много, но, по моему скромному мнению, Усьвинские столбы значительно более живописны, чем тот же Ветлан на Вишере. У неизбалованного туриста Усьвинские столбы должны вызывать визуальный шок и трепет — поэтому место довольно посещаемое, несмотря на некоторую труднодоступность.
Здесь я позволю себе сделать еще небольшую ремарку — до недавнего времени я считал, что лучшее время года для посещения подобных мест это лето, на край — ранняя осень. Именно в это время наиболее комфортная логистика и виды. Но мнение мое сейчас изменилось — лучшие виды таких природных ландшафтов можно увидеть именно зимой. Да, зимой добраться порой сложнее, но снежное великолепие полностью оправдывает дополнительно затраченные усилия. Да и я сам больше люблю зиму и холод, чем лето и тепло.
В первом своем отчете по Усьвинским столбам я подробно описывал как можно добраться до них можно — по реке, пешком от поселка Усьва (трек 5 км) и на машине по грейдеру вдоль газопровода, начинающегося от поселка Нагорнский.
Последний вариант мне очень импонировал, но проверить его у меня все никак не удавалось. Накануне поездки были предприняты разведопросы, в ходе которых выяснилось, что грейдер не чистился, но месяц назад Прадик проходил по этому пути до Усьвы. Утешение небольшое, так как снег в этом году выпал как раз во второй половине декабря и о состоянии дороги по прежнему можно было только гадать.
До Усьвы добрались уже к полудню. День поездки был подгадан идеально — солнечная безветренная погода. Помянуя о желании сократить пеший маршрут, я промчался через Усьву и через 10 минут уже колесил по Нагорнскому в поисках съезда на грейдер к высоковольтной линии. Нашелся он в самом дальнем конце поселка, сразу за лесопилкой.
Поначалу дорога внушала оптимизм — твердый накатанный снегоходами наст позволял уверенно двигаться в нужном направлении. Однако спустя километр-полтора путь резко ухудшился — машина пошла тяжелее, а сама дорога стала совсем узкой. Любое неудачное движение рулем и вперед, махать лопатой. Учитывая, что ехал я одним экипажем в котором категорически доминировали дамы, у меня возникли серьезные опасения в сохранности своего психического здоровья в случае неудачной попытки проезда — редкая женщина может позитивно оценить прелесть внедорожных приключений.
Одним словом — благоразумие победило и под роптание своих спутниц, я развернул колесницу и поехал обратно к трассе. Тут же навстречу мне выехал внедорожник Митсубиши Паджеро Спорт — парень также вез полную машину женщин детородного возраста навстречу неизвестности в виде десяти километров по заснеженному лесу. Решив таки попытать счастья, МПС поехал на разведку, а мы, не теряя времени, помчались обратно к поселку Усьва. Только бросили около железнодорожного моста машину, как мимо проехал экипаж МПС в поисках места для парковки. )))
Ну а дальше знакомый путь вдоль зимней реки Усьва.
На пересечении с газопроводом невольно отметил состояние (вернее отсутствие состояния) дороги — на склоне только следы от снежиков и старые следы от крупной грузовой техники типа «Урала». Вариантов проехать сюда на машине (пусть даже подготовленной) — не много.
И вот спустя час мы уже на вершине Усьвинских столбов.
Обратный путь преодолеваем под горку — поселок Усьва встречает нас привычным видом на железнодорожный мост.
Уже в красках догорающего дня проезжаем мимо Белых камней — только снег и простор уральской Пармы.
Усьвинские столбы летом на рассвете
Второй раз в этом году я оказался на Усьвинских столбах относительно случайно — в июле состоялся традиционный (уже шестой) Уральский рейд (позднее я выложу также заметки о нем). Поехать с Уральским рейдом мне в этом году не получалось, но так как он начинался на Усьвинских столбах выходные, то я по пути из Соликамска на дачу в окрестностях Перми, решил заскочить к ребятам на огонек. И так получилось, что с ночевкой.
И вот когда мы с женой уже решили оставаться ночевать, вдруг я неожиданно для себя осознал, что есть у меня гештальт незакрытый — побывать на Усьвинских столбах на рассвете. Почему именно на рассвете спросите вы? А вот почему!
И тут вот такой неожиданный для самого себя поворот — надо использовать! Со мной идти на рассвете вызывается девушка Майя — тоже видимо покусанная как и я )))
Ставлю будильник на четыре, утром привожу себя в сознание маканием лица в Усьву и вот мы уже на всех парах шагаем с Майей по тропе к Усьвинским столбам.
Пары у Майи оказались более спортивные — она задала такой темп в горку, что я к вершине сопрел! Выскочили на первую скалу метрах в 20 от верхней точки — зарево вот-вот разразится первыми лучами!
Быстрее! Поднавали! Уже практически рысью забегаем наверх Столбов — а там уже полыхает!
Ну а дальше — лицезрейте! Вот они — Усьвинские столбы на рассвете!
Ну и пара фоток производственного процесса )))
Ну и немного видео, насколько позволили мои способности.
Теперь все — гештальт закрыт!