Шел четвертый день нашего путешествия по Вишере — после прохождения Долгого плеса нас ждала стоянка с двумя ночевками напротив Говорливого камня.
Гид-экскурсовод, которая плыла с нами на катамаране, еще задолго до прибытия на место подробно описала нам удивительные особенности этого камня — из-за особенностей его расположения и его рельефа скала обладает прекрасным эхом. Если повезет с точкой расположения, то с камень отчетливо и довольно громко отвечает на обращенные к нему возгласы.
Говорливый камень
А пока что мы гребли изо всех сил — течение то появлялось, то снова пропадало. Игры в слова все уже наскучили, все легенды Вишеры прослушаны — хотелось уже просто выйти на берег и заняться какой-нибудь активной деятельностью. А пока что мимо проплывали пусть и живописные, но совершенно другие скалы.
И вот уже ближе к вечеру Вишера распахнула свои воды и прямо по курсу показалась величественная стена Говорливого камня.
Камень действительно производит впечатление — практически ровная вертикальная стена высотой в 60 метров и длиной практически в два километра! Особенно впечатляла именно гладкость камня — с расстояния казалось, что вода отшлифовала его практически до идеальной поверхности. И если другие скалы представляли собой изломанные в разных направлениях породы, то Говорливый был просто атласом геологических периодов — было бы интересно пригласить какую-нибудь говорящую голову от науки, которая бы разметила их на камне.
Мы встали на стоянку напротив самого начала камня. Здесь находится глубокий омут, в котором жители рядом расположенного села когда-то промышленным способом ловили тайменя.
Насчет эха нас действительно не обманули — оно у камня отчетливое и очень причудливое. Жаль, что микрофон телефона слабо передает его.
Утро встретило меня практически непроницаемой стеной тумана. Ни камня, ни реки — все утонуло в светящейся в утреннем солнце пелене. Пока я спросонья минут пять бродил по берегу, туман, словно занавес в театре, начало сдергивать. Бегом за камерой! — успел ухватить только его небольшие следы.
В утренних лучах солнца фактура камня смотрелась наиболее удачно.
Ближе к обеду отправились на небольшую экскурсию на камень. Подъем не сложный, виды отличные!
В закатных лучах камень тоже крайне живописен — ах, если бы можно было забрать эти виды с собой!
Вторая ночевка, веселые мероприятия у костра — и вот уже последний день нашего сплава.
Село Говорливое
Прощание с Говорливым камнем — сразу за ним открывается склон, на котором было село Говорливое. Сейчас о его существовании напоминает только несколько домов в виде дач и Троицкая церковь. Когда то на ее месте стоял деревянный приход — его поставили примерно 1750 году специально для обращенных в православие манси и лишь в 1832 году заменили на каменную. К концу советской эпохи церковь пришла в упадок — колокольня разрушилась, церковь тоже дышала на ладан. Однако, в момент нашего визита внутри церкви явно шел неспешный ремонт, но при этом стояли иконы и она была открыта для посещения.
Ветлан и Полюд
Последний, шестой день сплава начался под пасмурным небом — после жаркой и душной недели на землю пермскую пришел циклон. Похолодало, тяжелые тучи изредка изливались моросящим дождем. Мы же, наваливаясь на весла, шли на Красновишерск — финальную точку нашей экспедиции.
Единственная остановка предполагалась на знаковой достопримечательности Пермского края — Ветлане. Но до него было еще несколько километров по воде, а нам уже стали попадаться артефакты Ветлана — ряжи, искусственные островки.
Историческая ремарка: В 1925 году, в виду острой нехватки бумаги в СССР, при начальнике снабжения РККА был создан трест «ВИШХИМЗ» (Вишерские химические фабрики и заводы), которому были переданы лесные массивы площадью около 10 тыс. кв. км в бассейне реки Вишеры и ее притоков.
В 1930 году, на месте деревни Вижаиха начал расти рабочий поселок Красно-Вишерск (статус города и современное название он получил в 1942 году). Строительство как ЦБК, так и самого города производилось в основном силами заключенных 4-го отделения Соловецкого лагеря особого назначения (с 1929 по 1934 года — самостоятельное управление Вишерских лагерей).
Следом, по всему бассейну Вишеры и ее притоков один за другим стали появляться лесозаготовительные пункты (позднее превратившиеся в деревни и поселки), а по реке поплыли плоты с древесиной для ЦБК. Для сохранения судоходства по реке, а также сортировки и хранения леса, по руслу Вишеры стали строиться запани — цепочки соединенных между собой стальными канатами рукотворных островков. Делались они из деревянных срубов, заполненных изнутри камнем.
Вишерский ЦБК (после приватизации ОАО «Вишерабумпром») в разных ипостасях просуществовал до 2008 года, а в 2014 году его печальному примеру последовало ЗАО «Уралалмаз»
И вот уже скоро на горизонте показалась стена Ветлана. По правую руку приближаемся к последнему из «небольших» скал Вишеры — камню Кедровцу. Напротив него, через реку, за деревьями спряталась деревня Талица.
Еще полчаса и вот мы уже под монументальной стеной махины Ветлана. Из всех трех самых крупных скал Вишеры (другие — Писанный и Говорливый) Ветлан самый высокий — по некоторым данным над урезом воды он возвышается на 142 метра! А сама длина стены без малого 1750 метров! Как и другие большие скалы, он стоит на излучине реки, из-за чего создается ощущение, что река упирается в него.
На Ветлане я уже не в первый раз — для меня это уже четвертый визит, но я по прежнему испытываю некоторое волнение, когда выхожу из опушки леса на его вершине к распахнувшемуся великолепию северной природы края.
Небольшое примечание для туристов впервые поднимающихся на Ветлан: Пару лет назад, после несчастного случая во время подъема, была разобрана деревянная лестница, по которой можно было подняться на верх скалы. Сейчас имеются две альтернативы — и ни одна из них не лучше другой. Можно пойти по крутой тропе на месте бывшей лестницы — помимо значительного уклона, придется идти по участками сырой земли и осыпям камней. Благо на наиболее сложном участке провешены перила из стального провода — можно подстраховаться. Однако я бы рекомендовал также взять с собой палки. Второй маршрут идет по левому склону Ветлана — придется пройти вдоль всей стены, а потом также идти пусть и немного пологому, но более грязному склону.
На одной из скал можно заметить интересное сооружение — насколько я понял, его используют экстремалы для прыжков со скалы.
С Ветлана также открываются лучшие виды на вторую популярную достопримечательность «выходного дня» — Полюдов камень. На Полюде я также был уже три раза — в разные времена года. От реки до Полюда около 7 километров. Со стороны Красновишерска до него можно добраться только переправившись через реку к деревне Бахари. Прямо напротив нее находится научно-производственная база, на территории которой можно оставить машину, а также взять координаты местных жителей, которые оказывают услуги по заброске на Полюд: в зимнее время прямо с реки можно доехать до вершины Полюда на снегоходе, а летом на УАЗиках сократить путь примерно на 4 километра.