Если ехать от Чердыни по берегу Колвы до края Пермской географии, то можно увидеть еще много интересного.

Ныроб (1579) – место, где заканчивается география

А у многих и биография. Вдоль всего поселка тянуться колонии. Уже давно никто из заключенных не бежит, здесь – кормят, крыша есть. А многие после освобождения остаются в поселке – ехать больше некуда.

От Чердыни до Ныроба

Ныроб – край Пермской земли, за ним только тайга и пара уже заброшенных деревень. Символично, что поселок находится на одной параллели с Санкт-Петербургом, Сургутом и Магаданом.

От Чердыни до Ныроба

Судьба поселка, как страны колоний, видимо определилась еще в 1601 г., когда в Ныроб Борис Годунов сослал боярина Михаила Никитича Романова, дядю царя. До революции здесь сидел Ворошилов, а Ныроблаг в советское время насчитывал до 19 тыс., человек.

На месте каменной ямы, где Романов продержался почти год, благодаря поддержке местного населения (за что действующая власть с населением жестоко обошлась) теперь находится мемориальный комплекс – сад, часовня Михаила Архангела, а под ней – яма, похожая на подвал. В середине сентября здесь проходят дни памяти М.Н. Романова и разыгрываются максимально приближённо к действительности сцены из серии «Ныробский узник»: прибытие, заточение, помощь местных. Ужас по-моему).

С судьбой Романова связана и красивейшая белокаменная Никольская церковь. Ее построили в 1704 – 1705 годах на месте деревянной, срубленной в 1619 году по распоряжению царя Михаила Федоровича.

По легенде Никольская церковь строилась неизвестными, ни кем не нанятыми мастерами, которых якобы прислали родственниками Годунова. Она возводилась без лесов и подъемных механизмов, и то, что строилось днем, за ночь уходило под землю. Поэтому каждый раз кладка велась от уровня земли. Когда же работы были закончены, церковь «вышла» на поверхность, а ее мастера скрылись, не запросив денег за работу.

В Никольской церкви находится несколько старых икон. В их числе икона святого Христофора с собачьей головой, святого близкого по духу местным охотникам.

На въезде в поселок бьет источник «живой воды» (мертвая находится в Покче). Родник забил, когда рядом объявилась икона Николая Чудотворца. Эта икона была утеряна во время революции.

Покча, которая 60 лет была столицей Великой Перми

В Покче (1472) находилась резиденция князя Великой Перми Михаила. Его, княгиню и пятерых княжат убили на краю города, а на месте их гибели забили 2 больших и 5 маленьких ключиков – источник мёртвой воды. Ее питье укрепляет силы телесные, в отличие от живой воды, которая одухотворяет, дает вдыхает жизнь.

Покча — столица резьбы по дереву на севере Прикамья: здесь нашли ранние композиции пермской деревянной скульптуры и до сих пор стоят украшенные искусной резьбой дома конца XIX – начала XX вв.; здесь делали иконостасы и тесали дерево так, что деревянные дома похожи на каменные, даже обработка облицовочных деревянных досочек стилизована под каменную облицовку.

В 1472 г. здесь срублен русский кремль, и столица Перми Великой была перенесена из Чердыни в Покчу, а уже в 1535 г. – обратно. Впрочем 60 лет столичности на Покче не отразились.

Почанская Благовещенская церковь была построена в 1785 г. соликамскими мастерами. В 1930-е гг. ее закрыли, сейчас считают не подлежащей восстановлению. В церкви хранились фамильная икона Благовещенья великопермских князей и известная резная скульптура Николая Можайского (сейчас в Пермской галерее), а на колокольне звонил колокол 1554 г.

Вильгорт

Еще один поселок на дороге, Вильгорт, с коми-пермяцкого переводится как: «виль» – новая, «горт» – родина, деревня.

Здесь находится Свято-Троицкая церковь (1770-1810), напоминающая Воскресенскую церковь в Чердыни, состоящая как бы из двух храмов.

Камгорт

Поселок Камгорт на зырянском означает «дом, домовладение, хозяйство». В селе проживают 80 жителей, официально прописано 164.

В селе расположена интересная «заброшка» — Введенская церковь (1873), возведенная на средства крестьянина А.М. Суслова и его сыновей. Именно в ней венчался К.Е. Ворошилов, направляясь в 1913 году в ссылку в Ныроб. Церковь строилась на месте небольшого старого храма, прямо поверх него. Закрыта в конце 20-х годов XX в. Использовалась как склад для хранения сельскохозяйственной продукции. Последние десятилетия пустует. Частично отреставрирована и законсервирована.

Бигичи

В Бигичах находится один из первых православных храмов в Прикамье. Теперь на его месте — руины деревянной Ильинской церкви (1917 г.) Поскольку храмы последовательно строились на месте древнего капища, в них регулярно попадали молнии, разбивая купола на звоннице. Последний раз это произошло в 2000 г. Здание признано непригодным для реставрации.

Количество жителей в этих местах, и так очень небольшое, постепенно сокращается.
Тишина, малолюдье, заброшенные церкви… и не покидает ощущения края земли, с его безысходностью. Потому что бежать больше некуда.