Если хочешь идти быстро — иди один. Если хочешь идти далеко — идите вместе (Африканская пословица)
Планирование
Если выпало идти одному — можно пойти быстро, далеко, и в такие дыры, куда Макар телят не гонял))
Собирались прогуляться компанией по Таганаю, на три дня: 11,12,13 сентября. Но затем план похода перекроился на меня одного: дойти до стоянки имени Гарбера, попутно заглянув на некую гору Терентьиха. Далее — найти так же неведомую альмандиновую горку, с этим самым минералом, альмандином. И на третий день — вернуться через северную вершину Круглицы, мимо Откликного (или с залазом на него), и вниз, по Пыхтуну. В первый и третий дни — по 21 км, во второй день — поменьше.
Потом маршрут я решил вывернуть наоборот, в связи с прогнозом погоды: на третий день обещали сильный западный ветер, а при западном — лезть на самый верх Откликного мне не хотелось, да и по Круглице топать там, по открытому месту..
Т.е. в первый день мне предстояло пройти через Круглицу, до стоянки имени Гарбера — со всем моим барахлом, и с трёхдневной едой, да ещё хотелось сбегать на Откликной.. Но зато на моей стороне в первый день — сухая ещё поклажа, и запас сил, в общем, плюсы перевешивали минусы.
Мое путешествие
Как добрался
Билеты туда и обратно я взял в купе. Туда — купе почему-то дешевле плацкарты, такая политика РЖД, а обратный — взял на бонусы. Оказалось, что за все мои немногочисленные поездки по Уралу — накопились-таки премиальные баллы на купейный билет, ими я и оплатил тот, который получался дороже, т.е. обратный, доплатив живыми деньгами за постель. Итого: билеты в купе, туда и обратно, мне обошлись в 1200 рублей, т.е. примерно как в сидячем вагоне. Неплохое начало))
Но в купейный багажник, оказалось, никуда не влазит Алтай-120 — ни на верхнюю полку, по своей толщине, ни под лавку, по своей непомерной длине. Хороший рюкзак, рекомендую)) В него влазит всё! Но сам он не влазит никуда))
Нет, серьёзно, снаружи рюка нет ничего, всё внутри: палатка, коврик, пустые пятилитровки, тёплая куртка зимой, это классно! Да и в плацкарте он влез бы на верхнюю полку. А сейчас пришлось пихнуть его под лавку, по диагонали, он не сильно мешал, до утра-то без разницы, как ему лежать.
Центральная усадьба
Дневное время в сентябре — на вес… пускай будет серебра, не золота, но всё равно в обрез, закат в 19-25, поэтому я, не мешкая, сел в маршрутку и в 8-45 стоял уже на Центральной усадьбе. Фиг вам, она открывается в 9-00, а мне хотелось купить значок, как у Ани — ладно, стоим-теряем 15 минут. Значка, как у Ани не оказалось, пришлось взять другой, зарегился, и — вперёд!
На первой же развилке остановился закопать повербанк — чтобы в конце посидеть на вокзале в инете, по вайфаю, и чтобы не таскать этот кирпич с собой — я его и прикопал, запомнив и зафоткав место. Ещё пришлось сделать минимальную разминку, а почему в те 15 минут, на усадьбе, я её не сделал? Ай-я-яй, теряем время.
По дороге на Гремучий
Зато дальше пошло как по маслу: осень, листья на дорожке, воздух всё вкуснее, местные грибники тут и там… ребята, вы мой банк там не откопайте, непоседы глазастые.. Но в целом — тишина и одиночество, утро вторника, волшебно!
Поляна за Оленьим мостом — замусорена, не завалена, но набросано… в выходные побывали поросята.
На Белом ключе — посидел минутку и пошёл, хозяева заняты, кошек не видно.
Дальше — прошёл по курумам, лень было в обход спускаться-подниматься, да и посмотреть хотелось на них, забыл уж.
На развилке с Курганской тропой на секунду отвлёкся — и скопытился в канаву от ручья, вниз головой, так, что Олтай вдавил меня в канаву, и не поможет ведь никто, остаётся барахтаться. Хороший рюк, быстро он меня переворачивает, однако)) Погнута палка, болит левое колено, и правый голеностоп, и осталось 500 метров подъёма до Гремучего. Придётся вставать на обед, чтоб ноги отдохнули.
Гремучий
Дежурным на Гремучем — оказался Олег, с которым мы познакомились в феврале на Киалимском кордоне, вспомнили друг друга)) Олег рассказал, что в выходные на Гремучем зарегились 250 человек, потом охрана согнала палаточный лагерь с Откликного — ещё 110 человек, они пришли ночевать на Гремучий. 360 человек… Сто палаток… Пришлось класть людей вповалку на недоделанную ещё новенькую веранду. А что вы хотите, импортозамещение же. Очередь в выходной на ресепшн — по часу.
Подпись: «Паломничество на Б.Иремель. В субботу, 15 сентября, на вершину Иремеля со стороны Тюлюка поднялись 632 человека». Вот так теперь, лучше выбирать будние дни.
Ещё Олег сказал, что мне не надо никуда идти, что Нижняя тропа вся сырая, Зеркало сплошь в воде, а тут, на Гремучем очень хорошо. К тому же, к столу подошли наши люди: Андрей, Евгений и Ольга — вот куда надо забраться, чтобы встретить велосипедистов из Каменска)) И ещё две подруги обедали на веранде, одна тоже оказалась из Каменска. Ещё в сторонке тусовалось четверо молодёжи — и всё, что значит вторник! Так-то действительно очень хорошо.
Но дорога зовёт! Сфоткались, и дальше вверх!
Откликной гребень
Дальше диалог с Откликным:
— Привет! — Привет!, — Здравствуй, Откликной! — Ба-ба-ба!, — Велокаменск! — Велокаменск!, — Лена-Зима передаёт тебе привет! — Зи-ма-ма-ма!, — Хорошо! — Хорошо!, Спасибо тебе! — Спасибо мне!
Ни фига себе отвечает, различает местоимения))
Трудно не залезть на Откликной, когда погода настолько благоволит, и 45 минут у меня есть. Справа, на северном ребре, замечаю две фигурки — они далеко, и не помешают.
Штурмовой рюкзак — в зубы, и полез по восточному склону, фоткая во все стороны.
Кхе-кхе! — раздаётся чуть выше, но близко… Вот и пришла за мной… Киалимская бабка, — проносится в голове… Но, нет — это те, двое, почему-то оказались прямо надо мной. Парни, а почему вы ходите посередине горы вот так странно? А мы, говорят, хотели подняться, но дороги нет, и без снаряжения не получится. Хе-хе, снаряжения не надо, дорога есть, погнали вверх!
Красота наверху, давно не был, всё мимо проходим. Вспоминается, как поднялся сюда в первый раз, как тряслись руки и ноги, и как ночами потом снилось, что не могу нащупать ногой зацепку, висю и срываюсь.. А сейчас смешно, а было это всего восемь лет назад))
Круглица
Парни пошли дальше, искать Долину Сказок, а мне надо вперёд них, почти бегом бежать, через Долину, через Круглицу… Времени суммарно я уже час потерял, хотя как смотреть.. Со старыми знакомыми поговорил, новых нашёл, так что не потерял))
У подножья Круглицы ещё раз перекусил, чисто чтоб разгрузить неподъёмный рюкзак, огурцы-помидоры сожрать))
Забег за облака
Вверх — оказалось не так уж и смертельно, секрет всё тот же: в городе забыть о лифте, а здесь — не ждать вершину, просто терпеть. Наверху нашёл чьи-то варежки-верхонки, и много разметки «Забег за облака». Так-так, интересно, не то, чтоб она не попадалась раньше, просто раньше она была мне не нужна, на знакомой-то тропе. Вопрос только: куда тепрь разметка ведёт? И почему кое-кто, при подготовке, упустил факт соревнований? Т.е. трасса забега — она в нужном мне направлении?
Пришлось сначала без рюкзака разведать спуск на плато — вроде совпадает, пока.. Тут-то, на спуске, ноги и припомнили мне всё: и падение, и Откликной.. особенно на спуске дальше, после Плато автографов. Курум там мелкий и подвижный. Турики и разметка редкие. Логично было предположить, что здесь у спортсменов был подъём, потому что на таких камнях, если вниз — то это будет забег за травмами. Но мне деваться было уже некуда, вперёд — всяко ближе, чем назад. Приходилось опять терпеть, выверяя каждый шаг, а солнце садится…
Радость зашкаливала, когда камни закончились, хотя оставалось ещё километра три по лесу, конечно с камнями на склоне, и болотом — на ровном, так оно дальше и оказалось, причём на ровном я и навернулся капитально, как-то «удачно» ткнув пятернёй в грязищу — так, что грязь вбилась под ногти, но это выяснилось потом..
Стоянка имени Гарбера
На стоянку я пришёл в 19-15, за 10 минут до заката. Оставалось ещё полчаса сумерек. Нашёл речку, памятник Гарберу, останки биваков, спуск к воде, выбрал себе полянку, нашёл штук шесть сухих ёлок сантиметра по четыре, притащил воду и ёлки — и всё, темнотища. Товарищи, я в такой дыре, что вообще-то надо помнить и о медведях..
Дальше — всё одновременно: палатка, супешник и костёр. Причём, на костре настояла дома Аня, чтобы пахло дымом, мне он был не нужен, и я не хотел брать ни пилы, ни топора — палатка отлично встаёт на палки, но решил взять пилу-цепочку. Так вот, ёлка — ни разу не сосна, хрен её сломаешь, она пружинит и топорщится, а пилить цепочкой каждую веточку.. Короче, в еловом лесу от топора гораздо больше толку.
Пришлось просто придавить хворостины бревном — горело хорошо, но варить на таком было бы невозможно. Я же — сварил на горелке замечательную пюреху с грудинкой. Перед сном запаковал поплотнее провизию, зато носки — развесил по периметру, смех смехом, но меры предосторожности — они все такие: если о них рассказывать подробно — то очень смешно читать о них, сидя на диване)) Поэтому я подробно и не буду))
Спал очень хорошо. Чуть ниже, в десяти метрах, журчал Малый Киалим, лесной воздух, приятная усталость — стоит залезть в такую дыру, даже просто чтоб поспать))
Будильник в 5-30, чуть полежал — и проспал, подъём уже в 6-20. К утру подмёрз — и снизу, с коврика чувствовалось, и сверху, и не было сил застегнуть воротник спальника, значит к следующей ночи нужно основательней готовиться.
Дыра конечно дырецкая — эта самая стоянка. Гарбер похоже специально заводил сюда детишек, чтобы умотать их и выпустить из них всю дурь. Так-то местечко неплохое, особенно когда выспишься, и солнце с утра)) Другой такой большой и ровной поляны, да ещё с водой, да вдали от глаз — просто нет. Но в дождь.. Вода будет долго капать с елей, солнца и ветра мало, после дождя, наверное, тут фиг просушишься. И дрова в округе повыпилены, метров на сто.
При свете дня у реки нашлась баня, похоже топили её этим летом, и пруд есть, по колено. В общем, если придти сюда толпой, с двуручной пилой и топором — можно и на баню дров наделать, а если в одиночку — то нужно не с цепочкой.
Альмандиновая горка и альмадины
На завтрак сварена овсянка, правильный геркулес, с молоком и изюмом. Рюк собран и закинут в кусты. А мне теперь надо найти некую Альмандиновую горку — упомянута она в Сети лишь однажды, и вскользь, понятно, что было бы здесь что-то доброе — так давно бы эти горы перерыли, и всё доброе выгребли.
(Тут кстати, «случайно» выяснилось, что даже наши Каменные ворота — это они сейчас памятник природы и визитная карточка нашего города, а «..в период индустриализации около Каменных ворот чуть было не возник карьер для добычи известняка. В 1934 году геологическое бюро.. Уральского алюминиевого комбината проводило тут разведку. К счастью для скалы и окружающей природы, из-за сложной геологической структуры и неподходящего химического состава месторождение было признано непригодным для промышленной разработки…» А так бы фигвам, а не визитная карточка щас).
К тому же, я не знаю, что такое альмандины. Так что интерес мой — совершенно нематериальный, бродяжий интерес))
А альмандины так-то — разновидность граната, гранаты добывают здесь в шахтах, и я подозревал, что на горе гранаты будут выглядеть примерно, как мы видели на Метеостанции. (Конкретно про альмандины — здесь, и здесь, и волшебные они, и лечебные, и вообще, без альмандина — жизни нет))).
Пошёл обратно по тропе — размесили её спортсмены, но если б не разметка для забега (кусочки ленты на ветках), мне вчера пришлось бы туго, краской ничего не размечено. Тропа уходит на Круглицу, а мне нужно дальше. GPS включен ещё от стоянки, спутников видит штук 30 — но определиться не может. Поляна, местность открытая, прошло уж минут 45 — ни в какую! Ладно, пойдём по компасу! Минут через 15 только заработало, в густом уже лесу. Вот так, на GPS надейся, а сам не плошай))
Хороший лес: бурелома, паутины, ям, камней — нет, просто густой лес, и густая трава, иди да иди потихоньку. Периодически попадаются лёжки, не знаю, чьи. Посвистываю в свисток и громко разговариваю. Так-то со вчера ещё, со склона Круглицы — всё посвистываю и разговариваю с Хозяевами. Помёта нет, только лёжки, иногда пованивает.
Вышел на сопку, воот, останцы на вершине, полные самоцветов. Т.е. мягкая порода разрушается, а твёрдые гранатины выступают, как роса, ну впечатляет чо. Лазил, лазил, потом увидел на вершине второй сопки — скалы повыше, придётся сходить и туда, раз уж я забрался в дебри. Южный склон, малинник, лёжки.. Пока до второй вершины добрался — двадцать лёжек насчитал, фигасе тут зверинец! На этих скалах — тоже есть гранатины, но реже. Залез на самый верх, красота вокруг!
Обратно пошёл другим склоном, и через болота — и всего три лёжки, т.е. вперёд я шёл, похоже, по хозяйской тропе. На болоте — следы больших копыт, так что лосиные лёжки, возможно.
Вернулся на стоянку, как раз время — постирать, пообедать, да и дуть на приют Таганай, с попутным поиском некоей Терентьихи.
Гора Терентьиха
Постирался без мыла, как учил Семён, развесил мокрые шмотки на рюкзак (маньпупунёрский опыт) — и зашагал на восток.. Четыре раза зашагал, но каждый раз тропа приводила в туалет… Потом переправился, по разметке забега — и снова ведёт не туда, чертовщина какая-то. Потом по карте понял, как идёт тропа — и только тогда нашёл её, по левому берегу вдоль ручья. Весёлая дорожка, представляю, как по ней шли у Гарбера дети — Людьми наверное вырастали, после таких походов.
Вышел на Киалимскую дорогу, включил GPS — опять та же история, что утром, спутников — полный набор, просека широкая, позиции — нет. Пошёл искать Терентьиху по компасу. Собственно, скалы на Терентьихе были упомянуты всего раз, в отчёте, как и Болотные Братцы. Координат нету, и это хорошо, но есть логика и карты. В итоге скалы найдены, но немного не те, что в упомянутом отчёте. Уже дома, вчитавшись, понял, что они все там рядом, просто заросшее всё, и не видно сразу. Но теперь понятно, куда нужно было сместиться ещё. Ну, что ж, оставим до следующего раза.
На приют пришёл рано, в 18-30, а навстречу уж бегут вчерашние знакомые, с которыми на Откликной лазили — они переместились с Белого ключа сюда. Вот так, судьба не долго будет испытывать одиночеством))
Нашёл закуток подальше от всех, мало ли, вдруг шумная компания к ночи припрётся. А так-то народу: пара палаток, да четверо в коттедже — и всё.
Сварил супешник с тушёнкой, поставил палатку, и начал утепляться на ночь. Под голову, вместо одежды, лёг моток верёвки. Штаны — под коврик, остальная одежда — всё сверху, ноги — в штурмовой рюк. В запасе остался Олтай, можно залезть и в него, но колени потом не согнёшь, да и ночь обещали на пару градусов теплее. И воротник ещё сразу застегнул.
Только лёг — задуло, странно, что ночью, днём обещали, причём задуло сильно, даже в закутке мою палатку шатало, так что не зря утеплился. Спал, как убитый, прислушаюсь, стоит ли палатка — и дальше спать.
Болотные Братцы
Подъём в 5-30. Сумерки, ветрище — там, по макушкам, ветрище, ко мне только порывы иногда долетают. Юбку палатки завернуло, колышки расшатало, не ожидал я, что ночью трепать будет. Ну ладно, устояла двускаточка. Зато высушило постирушку на берёзе. Я сушил пару носков в спальнике, а оно на улице лучше просохло. Просушил на ветру палатку и спальник, налопался геркулесу с изюмом, поговорил с парнями и дежурным. Вышел раньше, чем вчера. Дорога хорошая, подсушило. Олег правильно сказал, после дождя дорога была грязной, и Зеркало было в воде, но на то и был мой расчёт, чтоб возвращаться, когда вода за эти три дня стечёт. Тем более, что залезть мне теперь надо в болото, к Братцам.
Дорога так-то неплохая, в ботинках проходимая, но это ещё относительно сухо, и то попрыгать по камням приходится. Камни часто скрыты в воде, и порой не знаешь, куда шагнуть. Дикие, почти нехоженые места. Посвистываю и покрикиваю.
Скалы на вершине холма, напоминают Чёртово городище, обошёл вокруг, выискивая упомянутые в отчёте кости. Потом залез на самый верх, опасно там лазить, в одиночку. С вершины Братца и вправду видать весь парк — снизу вверх, как со дна блюдца. Красотища, не зря я сюда забрался. Но дома, вчитываясь в отчёт — опять обнаружил, что холмов там — два, и до Пизанской башни я не дошёл, а косточки-то были под ней. Получается, что и к Братцам, и к Терентьихе нужно будет наведаться ещё разик.
Монблан
Доел вчерашний суп с тушняком, и отправился штурмовать Монблан. Можно было б и не штурмовать, а выйти к 18-00, к закрытию ресепшн, а вдруг нужный мне значок привезли, да и посидеть спокойно на вокзале с вайфаем. Но простые решения — это не для нас))
Олег сказал тогда ещё, что дорога на Монблан — сплошное болото. Ну, это в начале, если с Киалимской дороги смотреть — то да, ужас, но сбоку есть обход, дальше начинается подъём, какое уж тут болото. Залезлось и на Монблан, три километра всего ходьбы, в одну сторону. А наверху — указатели и разметка Забега за облака. Дальняя вершина, написано — для опытных! Но я неопытный и ограничился ближней вершиной.
Не зря Монблан меня манил, вид оттуда и вправду хорош. Но ветер! Пока внизу — он только гудел по макушкам. Вершина Монблана метров на десять выше ёлок — тут-то ветер и набрасывается. Хорошо, что мне всего-то и надо — только пофоткать, и то приходилось вылавливать паузы в полсекунды, иначе просто сбрасывает с вершины. Хорошо, что я не иду сегодня через Круглицу, да и на Откликной не полез бы.
Река Тесьма
Дальше — дорога к Тесьме. Вроде и стартовал нормально, в 17-00 от Монблана, вроде и скорость под горку хорошая, а один же фиг, пришёл к Железному мосту в последние минуты сумерек. По дороге нашёл родник у Писаного камня, таблички-то давно нету, и мы зимой его не нашли, а теперь я вспомнил его, да как Лехин пил воду из него вверх ногами.
Тесьма мне нужна была чтобы выкупаться и переодеться в чистое перед цивилизацией, чистого осталось немного — пижама да носки, главное — водичка. Никого нет, почти совсем темно и холодно. Голышом выкупался, и погнал в гору греться, с фонарём уже. Переживаю, найду ли повербанк — столько впечатлений за три дня, да и темно. Но нашёл, сразу.
Путь домой
Отметился у охраны, выпросив кружку кипятку. Времени 21-00. Хлебаю я чаёк, и тут до меня доходит, что маршрутки, пожалуй, тю-тю, и что придётся топать пешком до вокзала, а ноги к такому повороту не готовы, ноги отваливаются совсем.
И вот, выхожу я на остановку, а на ней, в темноте там — пьяный шалман, и только огоньки сигарет.. Ага, и я бодро пошёл на вокзал пешком, 3.5 км ещё, размышляя о несовершенстве мира, о вайфае на вокзале, о косточках под скалой.. На последнем километре меня догнала-таки маршрутка, и я не пожалел 20 рублей, чтоб проехать хоть немного))
На вокзале не было вайфая!.. Охранники подтвердили, что раньше был, а теперь нету. Хорошо, что сходил на Монблан)))) Съел консерву горбуши с хлебом, и успокоился, всё к лучшему.
Итого
Пройдено в первый день 21 км, во второй — 19 км, в третий — 28 км, плюс 2.5 км по Златоусту — 70 км за три дня. Программа выполнена, насколько хватило мозгов. В следующий раз, значит, довыполним.
Маршрут и трек
Кольцевой трек примерно такой.
Фотоальбом
Весь фотоальбом — здесь.