Мы с мужем Костей уже третий год подряд ходим по Уральским горам, в основном с туристическими группами. И вот, наконец, у нас появилась некоторая уверенность в своих силах, и мы решили отправиться одни, без инструктора на Большой Нургуш.

Большой Нургуш, Челябинская областьСходить именно туда предложил наш друг Женя. Мы два раза там уже были, поэтому дорогу хорошо запомнили. Надо сказать, что на некоторые горы я бы не рискнула пойти самостоятельно, например, на Уреньгу, на её Первую Сопку или на Большую Сукý, там легко заблудиться и дорогу спросить не у кого, народу туда ходит очень мало. А на Большой Нургуш ведёт прямая и ровная дорога с равномерным подъёмом, говорят, по ней ходили даже древние скифы.

Большой Нургуш, Челябинская областьМаршрут выходного дня

Выехали из Челябинска в 6:00, а в 9:00 были уже на пропускном пункте национального парка Зюраткуль. Там стоял большой комфортабельный автобус с туристами, как оказалось из Ижевска и тоже, как и мы, приехавших на Нургуш. Прибыл он издалека, значит надолго, впереди целых три праздничных дня. Предвкушая незабываемый отдых, ижевские туристы накупили на пропускном пункте сувениров и магнитиков на память и довольные поехали дальше на своём огромном автобусе до «Кордона у трёх вершин». Он так называется, потому что расположен близ трёх высоких гор: Большой Нургуш (1406 метров), Уван (1222 метров) и Большая Калагаза (1048 метров).

Кордон у трех вершин

Мы вышли, наконец, из машины и отправились к домику дежурной. На улице было прохладно, Женя сказал, что термометр в машине показывает +6 градусов. На мне была только лёгкая ветровка, надетая поверх мастерки и футболки, поэтому холод быстро начал пробирать меня до костей. Женщина пребывала в радостном возбуждении от посетивших её ижевчан и стала раскладывать на столе все свои сокровища. Костя выбрал магнит с видом на Нургуш под хмурыми грозовыми тучами, Женя ничего не выбрал, женщина очень удивилась, попыталась уговорить нас купить ещё каменную подвеску и берестяной крест, аналог того, что на вершине Нургуша, спросила, есть ли у нас льготы. Мы ответили, что льготы есть, но они, то есть дети остались дома и в машине у нас больше никого нет. Женщина нас записала, спросила, во сколько мы вернёмся и на этой радостной ноте мы, наконец, расстались.

Я рванула к машине, просто на тот момент у меня уже зуб на зуб не попадал от холода, и я с ужасом поняла, что оделась не по погоде, слишком легко и начала судорожно вспоминать, что у нас ещё с собой есть из одежды. Оказалось, что кроме запасной футболки мужа — ничего. Я её надела поверх своей и начала постепенно согреваться.

Кипящий ключ

Поехали дальше к кордону по узкой лесной дороге, покрытой камнями и лужами. Где-то посередине дороги встретили всё тот же автобус. Дальше он проехать не смог и высадил ижевцев, пришлось им топать пешком. На гору они в тот день, похоже, так и не пошли, скорее всего отдыхали на кордоне. По дороге к Кипящему ключу нам встретилась небольшая группа туристов, они сказали, что на горе очень красиво, но очень ветрено. Кипящий ключ оказался действительно кипящим, прямо бурлил от поднимающихся на поверхность пузырьков газа. Рядом с ключом сидела парочка весёлых туристов, наверное, надышались уже родончика и были очень довольные.

Большой Нургуш, Челябинская областьБольшая Калагаза

Набрав водички, мы отправились к речке Большая Калагаза. Длина реки — 25 км, впадает в речку Юрюзань. Интересно, что через реку Большая Калагаза когда-то проходил участок Старой Казанской дороги. По данным некоторых историков, еще скифы пользовались этой дорогой. Этот участок тропы пролегал недалеко от нынешнего кордона «У трех вершин» через хребет Нургуш. Нафоткались вдоволь на деревянном мостике, слегка перекусили и пошли дальше.

Дорога превратилась в русла горных ручьёв, которые стекают со всех окрестностей в разные стороны. Поэтому у нас всю дорогу журчало, клокотало и хлюпало под ногами.

Когда мы добрались до каменной речки, состоящей из курумников, выглянуло солнце, стало тепло, всех слегка разморило, и мы сделали привал прямо на дороге. Под камнями журчали всё те же ручейки, только уже более таинственно и умиротворяюще. Мне стало так хорошо, что я решила, что надо поесть прямо здесь, но подошёл Костя и сказал, что нечего расслабляться, надо идти дальше до бревна, там и поедим.

Большой Нургуш, Челябинская областьНам пришлось прыгать по камням через глубокие лужи, пробираться по тонким брёвнышкам через болотные топи, продираться сквозь чащу, чтобы обойти непроходимые участки дороги. Кстати, я всё-таки провалилась в воду и промочила одну ногу, хотя это не самое страшное, что может случиться с туристом в летнем походе. Ботинок быстро высох прямо на ноге, ещё не доходя до вершины. Сложнее было не поддаться чарам бога сна Морфея и не залечь где-нибудь в кустах под убаюкивающее журчание ручьёв и нежные трели птиц. Так, преодолевая трудности пути и утренний недосып, мы добрались до бревна. Рядом стоял недостроенный пятиугольный сруб, с пепелищем от костра посередине, стены изнутри, видимо, служили защитой от ветра и холода.

Река Большая Калагаза, Большой Нургуш, Челябинская областьПуть до вершины

От бревна дорога совсем испортилась, превратилась в заливные луга и пошла резко в гору. Этот участок пути оказался самым трудным. Когда мы, наконец, выбрались из леса, перед нами предстала гора с многочисленными каменными останцами, курумами и простирающимся до горизонта плато, напоминающим тундру своей скудной низкой растительностью и карликовыми искривлёнными деревцами. В это время в предгорьях Нургуша в изобилии цветёт сон-трава. Её пушистые бело-жёлтые цветочки кучками приютились между камнями.

Гора Большой Нургуш

Довольно большой участок крупных курумов мы преодолели легко, так как дождя не было, камни были сухие. По небу плыли караваны белых и серых облаков. Одно из них повисло прямо над нами и засыпало нас мелкими градинками. Ветер на вершине действительно был, но не такой сильный, как нам обещали.

На всём протяжении пути прямо до вершины нас сопровождала новая красная разметка, которую нельзя было не заметить. Но, попадая в первый раз на огромное вершинное плато, народ теряется и не может понять, куда идти, несмотря на указатели. Дело в том, что самая верхняя точка, с недавно установленным большим металлическим крестом, издали не видна, да и вблизи теряется за изгибом горы. Когда мы спускались обратно, все, кого мы встречали на плато, спрашивали у нас, куда им дальше идти. Двое мужчин, расположившись прямо посреди тропинки с указателями, сидели и выбирали на какой из останцев им залезть, чтобы оказаться на вершине. Двум девушкам мы тоже сказали, что надо идти прямо по указателям, и тогда они увидят Зюраткуль. «Как, Зюраткуль, на вершине?!» — воскликнули девушки. «Да, шикарнейший вид на Зюраткуль!» — уточнили мы.

Летом Нургуш красив и приветлив, в отличие от зимнего лютого, с пронизывающими ледяными ветрами. Вот такая она загадочная и непонятная вершина Нургуша, но виды с неё открываются действительно потрясающие, ведь это самая высокая гора в Челябинской области!