Есть на Урале такое труднодоступное, но очень интересное место для посещения — гора Инзер и скалы-останцы на ее хребте — Инзерские зубчатки.

Почему именно туда?

Эти места давно манили меня своей таинственной недоступностью — они спрятались глубоко в складках высочайших вершин Южного Урала, между горами Ямантау и Иремель. Там нет населенных пунктов и практически нет дорог. Недалеко, вокруг города Межгорье создан Южноуральский заповедник, доступ в который полностью закрыт. Суровые рейнджеры и военные безжалостно штрафуют и выдворяют каждого пойманного туриста, потому что в глубинах «плохой» горы Ямантау находятся шахты и размещаются секретные правительственные бункеры. Но красоту этих мест легко ощутить, проехав по роскошной дороге Белорецк-Уфа, которая прорезает хребты Южного Урала насквозь, то взмывая на вершины Уралтау, то спускаясь вниз к двум Инзерам — большому и малому.

В горы Башкирии, к Инзерским зубчаткам!Поэтому, я давно мечтал попасть на Инзерские зубчатки — место, где насладиться красотой и естественной нетронутостью Южного Урала можно в полной мере. И, при этом, не рискуя быть схваченным кровожадными рейнджерами — Инзер не попадает в границы правительственной зоны отчуждения.

Как добирались?

Но добраться туда самому крайне сложно. Мой «паркетник» добрался бы лишь до интересного села Тирлянское, с 19 века заселенного русскими и шведскими рабочими-металлургами (даже фамилия «Тирле» — скандинавского происхождения). А дальше начинается лесовозная грунтовка, по которой можно пробраться только на чем-то с очень большими колесами, лебедкой и, естественно, полным приводом.

Поэтому, я присоединился к группе туристов, которая из Тирлянского заранее заказала «ГАЗ-66» для заброски к подножию Инзера.

Стартовали мы вечером в пятницу из Екатеринбурга на стареньком трясущимся всеми своими железными костями Пежо Боксер. В Челябинске к нам присоединилась основная часть группы, и всю ночь мы ехали через Челябинскую область и Башкирию до села Тирлянского, где выгрузились как раз поймав восход солнца над трагически известном Тирлянским прудом.

Здесь начиналось самое интересное. Мы перегрузились в старенький, но очень бодрый внедорожник «ГАЗ-66», двп-шные стены которого были расписаны автографами туристов, которых он успешно доставил к подножию Инзера. Помимо ожидаемых уфимцев, тут были ребята из Сочи, с Камчатки и многих других весьма отдаленных мест.

Я ожидал плохой дороги, но такое видел первый раз. Дождей на Урале, кажется, последнюю неделю было не так много. Но дорога выглядела так, будто ее методично поливали из пожарных брандспойтов, тщательно перемешивая глину с водой. Колея местами достигала полуметра. Все это дополнялось постоянными подъёмами и спусками, на которых «шишига» скользила по мокрой глине как на лыжах. По сравнению с этим два брода через реки Тирлян и Меселя были просто отдыхом. Кстати, стайку местных лесовозов мы как раз увидели отмывающимися от вязкой глины на мелководье Месели перед выездом на дороги общего пользования.

Один раз наш вездеход застрял в топкой жиже на подъёме. Нам с водителем пришлось раскидывать лебёдку, утопая в грязи и воде. Старая крепкая сосна не подвела — прикрепленный мной к ней трос вытащил «шишигу» из нашей лужи в новую, менее коварную, откуда мы двинулись дальше.

В горы Башкирии, к Инзерским зубчаткам!
Здесь мы как раз разматываем трос лебедки, который я закрепил на сосне. У водителя-то сапоги, а вот я гулял по всему этому в трекинговых кроссовках!

Дорога на вездеходе занимает около 1.5 часов и 17 км, когда туристов как на аттракционе кидает из стороны в сторону по всему салону. Пешком дойти тоже можно, но топать придется исключительно по этой грязи да ещё с вещами и в гору. По пути была короткая остановка на поляне, откуда из под пелены утреннего тумана уже открывался вид на величественный хребет Инзера со скалящимися Зубчатками.

Мы выгрузились из нашей «шишиги» с радостным ощущением твердой земли под ногами. Но оно было несколько преждевременным, т.к. ещё около 4 км в гору нам нужно было подняться пешком. С полными рюкзаками и бессонной ночью за плечами.

Места здесь оказались не такими дикими, как я себе представлял. Заброска на внедорожной «шишиге» или переделанной Газели стала повседневным бизнесом для тирлянских мужиков. Они шныряют туда-сюда по этой практически отсутствующей дороге, зарабатывая за рейс около 20 тысяч рублей (за человека в обе стороны берут 1700 рублей, а в машину вмещается человек 15 с вещами). Плюс сюда любят ездить владельцы квадроциклов, всяких прокачанных «Нив» и мотоциклисты. Поэтому, что удивило меня, оказалось в теплые августовские выходные не менее популярным, чем знаменитый Таганай.

Инзерские Зубчатки

Лагерь мы разбили непосредственно у подножия первых скальных групп Зубчаток. Огромная скала, поросшая пихтами и соснами нависала прямо над нами. Воды здесь хватает — есть несколько родников. Так как высота небольшая, то и с дровами трудностей не возникает — деревья здесь кругом.

В горы Башкирии, к Инзерским зубчаткам!
С дочкой в лагере у костра

Пообедав, мы отправились по крутой тропе, уходящей наверх к самим Зубчаткам. Подъем не очень длинный — минут через 20-30 мы уже лазили по скалам и любовались видами самых больший вершин Южного Урала: большим и малым Ямантау и Иремелем.

В горы Башкирии, к Инзерским зубчаткам!
Величественная и любимая туристами «хорошая» гора Иремель
В горы Башкирии, к Инзерским зубчаткам!
Малый и Большой Ямантау. Самая высокая вершина Южного Урала

Некоторые верхние площадки труднодоступны и попасть туда можно только по приставным брёвнам и веревкам, на которые заботливо навязаны узелки.

В горы Башкирии, к Инзерским зубчаткам!Виды стоят того, чтобы добираться до них почти сутки! Здесь нет вокруг никаких деревень и дорог. Нетронутый лес и гордые горные хребты позволяют представить каким был Урал лет триста назад. Склоны гор заросли красивейшими пихтами с пушистой хвоей. Кстати, неподалеку раньше даже действовали две пихтоварки, которые производили сырье для медицины и промышленности.

В горы Башкирии, к Инзерским зубчаткам!
Простая и уютная красота родной уральской природы

Вечером мы ещё раз поднимались на Зубчатки, чтобы увидеть как лучи заходящего солнца окрашивают скалы в мягкие тона, постепенно уводя их в ночь.

В горы Башкирии, к Инзерским зубчаткам!
Вечером мы ещё раз поднимались на Зубчатки, чтобы увидеть как лучи заходящего солнца окрашивают скалы в мягкие тона, постепенно уводя их в ночь

Путь домой

Около 10 утра мы дали старт нашему обратному путешествию Спускаться вниз было легко и приятно, а знакомая «шишига» уже ждала нас на условленном месте.

В горы Башкирии, к Инзерским зубчаткам!
Утром в воскресенье знакомая «шишига» уже ждала нас на условленном месте

Пробираясь через леса мы встретили лишь несколько лесовозов полных бревен, ради которых дорога на Зубчатки ещё и существует.

В самом Тирлянском мы немного отдохнули на берегу местного пруда и отправились в обратный путь по красивейшей дороге Белорецк-Учалы.

В горы Башкирии, к Инзерским зубчаткам!
Трагически известный Тирлянский пруд. Сейчас выглядит вполне милым и даже пасторальным

Кстати, пообедать здесь советую в уютной шашлычной на самой вершине хребта Уралтау после подъема от Белорецка. Чистый родник, деревянные домики и вкусное мясо..

Как добраться?

Координаты для GPS-навигатора

54.263889, 58.362222

Инзерские Зубчатки на карте

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments