Наконец — то мы сходили в однодневный поход выходного дня с нашим младшим сыном Колюшей. Были сомнения, сможет ли он самостоятельно преодолеть более десяти километров пути и крутой подъём пусть и не на очень высокую, но всё же гору. Поскольку у Коли была компания — наши друзья взяли с собой сына на год старше, и Коля весело бежал за ним всю дорогу, не ныл и не жаловался, что устал.
Первая часть нашего путешествия пролегала на Каолиновый карьер под Кыштымом, так называемое Уральское Бали. Косте карьер напомнил большую белую чашу, наполненную голубой водой. Когда — то там велась добыча белой глины, которая используется в производстве фарфора и фаянса. Потом воду откачивать из карьера перестали, и он заполнился водой. Максимальная глубина карьера — 7 м. Рыбы в озере нет, как и другой живности, поскольку высокая концентрация минералов и глины делает водоем непригодным для флоры и фауны, поэтому вода такая прозрачная. Но вокруг карьера деревья растут, много молодой хвойной поросли тёмно-зелёного цвета вперемешку с огненно-жёлтыми островками берёз. Сейчас это всё выглядит, как картина художника, написанная яркими сочными красками.
Несмотря на свою красоту и безмятежность, спокойная бирюзовая гладь карьера таит в себе опасность — его мягкое глиняное дно, как омут может затянуть любителей поплавать. Об этом свидетельствует небольшая мемориальная плита на берегу… В общем, карьер располагает к отдыху, вокруг обнаружились несколько палаток с туристами. Кто — то принёс и высадил в рыхлый белый песок несколько больших жёлтых подсолнухов, похожих своими поникшими головками на уходящее лето.
Вторая часть марлезонского балета состояла из подъёма на гору Сугомак (591м) и спуска в одноимённую пещеру. Наш руководитель скомандовал разделиться всем на две группы. Кто хочет пойти на Егозу, идти придётся очень быстро — направо, кто на Сугомак — налево. Мы конечно же с Колей на быстрый темп рассчитывать не могли и выбрали более лёгкий маршрут. Сначала решено было подняться на Большой, затем пройти на Малый Сугомак. Взбираться было не трудно, а даже весело и приятно, потому что Коля не ныл и снова всю дорогу бежал за своим другом. На вершине ветра почти не было. Все взобрались на верхнюю точку горы — каменный останец и залегли отдохнуть на его южной, тёплой стороне. С севера камень был очень холодный, прямо ледяной, и за ним виднелось глубокое ущелье, от которого веяло ледяным холодом. Мы боялись, что дети могут свалиться в него, поэтому заставили их спуститься к подножию камня.
На соседнем останце расположилась парочка — парень и девушка с двумя тёмно-зелёными складными стульчиками. Мы решили, что на вершине они находятся уже долго. Сначала пара согревала руки над газовой горелкой. Затем парень водрузил свой стул на самый край скалы и начал что-то вещать, раскачиваясь на нём и активно жестикулируя руками. Мы с ужасом наблюдали эту картину. При этом девушка его снимала на видео. Получилось что- то вроде репортажа на краю пропасти. Выгнать их оттуда не представлялось возможным, хотя это была одна из самых удачных локаций для фотосессии. Мы не расстроились, с горы открывались потрясающие виды во все стороны — с запада — вершины Таганая, Юрмы и Уреньги, на востоке — множество озёр, севернее — на гору Егоза, южнее — на город Кыштым с его заводами, храмами, карьерами, на речку с запрудой. В общем, куда ни глянь — всё радовало глаз. Жёлтые мазки берёз на изумрудном фоне хвойного леса — пейзажи, достойные кисти импрессиониста.
Спуск с горы был опасным и стремительным, из-под ног летели камни и песок. Чтобы не скатиться кубарем с горы, мы свернули в траву, наш руководитель заверил нас, что клещи уже все вымерзли. Спустившись с горы, мы продолжили свой путь по лесной тропе, ведущей в пещеру. Вблизи пещеры мы услышали звуки зажигательной танцевальной музыки. Оказалось, кучка молодых особ женского пола организовала девичник в лесу. Встав в кружок, они весло отжигали в такт музыке, не замечая никого вокруг. Помнится, во времена моей учёбы в мед. институте мы тоже устраивали вечеринки в общаге, но хотя бы парочку ребят для развода, так сказать, мы всегда приглашали, а то и больше бывало, если повезёт.
Вход в пещеру оказался теперь оборудован удобным железным мостиком. Несколько лет назад туристка сломала ногу, спускаясь в пещеру, поскользнувшись на скользких камнях. Теперь входить туда очень удобно. Пещера Сугомак состоит из трех гротов и имеет протяженность 123 метра. Она уникальна, поскольку залегает в твердом бело-полосчатом мраморе, что считается редкостью. Первый грот сообщался со вторым при помощи узкого лаза. Сидя на корточках в полной присяди и прижавшись к стенке, можно было по нему проползти, постаравшись при этом не задеть каменный свод пещеры, нависающий над головой. С потолка капала вода, стены и пол тоже были влажными. Коля, добравшись до самого узкого места, развернулся обратно и с испуганным видом в панике пополз обратно. Мы его успокоили и помогли протиснуться в более широкую часть прохода, ведущую в большой зал пещеры. В свете наших тусклых фонариков, один мы одолжили у руководителя группы, другой у Костиного приятеля, поблёскивали влажные стены пещеры, все исписанные наскальной живописью современных ,,художников». Кроме нас почти никого не было. Как потом выяснилось, никто не знал, что можно было сюда пролезть. Лаз плохо виден из первого грота. Рискуя растянуться, покатались немного на мокром полу пещеры, напоминающем шероховатый лёд катка в нашем парке зимой. Проход в третий зал пещеры уходил вниз и казался слишком глубоким и отвесным. Без альпинистского снаряжения через него пройти невозможно без риска разбиться при падении. В пещере очень тепло. А в третьем гроте на глубине 6м есть маленькое подземное озеро. Кстати, существуют легенды, что тайные подземные ходы идут из пещеры вплоть до Кыштыма. По другим легендам когда-то давно в пещере скрывались старообрядцы.
Когда мы вылезли из пещеры, народ продолжал толпиться в первом зале пещеры в неведении и с удивлением на нас смотрел. Пришлось показать таинственный вход, но никто так и не решился туда залезть, боясь запачкаться. Ну и народ нынче пошёл! Когда — то, в далёком 1897 г. под руководством геолога А.П. Карпинского была организована международная экспедиция в составе 140 геологов из 15 стран мира. С тех пор она, видимо, и стала настолько знаменитой. Рядом с пещерой мы отдохнули на Марьиной поляне, на которой находится родник ,,Марьины слёзы». Родник был сухой, то ли из-за засушливого лета, то ли Марья перестала наконец оплакивать свою несчастную любовь…