Многие считают, что для настоящего путешествия, наполненного удивительными открытиями и невероятными приключениями, требуется довольно много времени и денег. Мы с друзьями давно уже доказали, что это не так…

Мы называем себя — «затуманщики». Помните строчку из известной песни: «…а я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги?». Так вот, это — про нас! Василий и Галина Кочергины, Олег и Ирина Участкины, ну и, конечно же, я и моя супруга Татьяна — вшестером мы объездили и облазили почти пол-Урала: от Аркаима на юге — до горы Мертвецов на севере. Обычно я заранее прорабатываю несколько маршрутов, и, как только выпадает удобный случай, мы тут же садимся в машину и куда-нибудь едем.

Поэтому, когда вначале июля у нас неожиданно «образовались» два свободных дня, нам не пришлось долго обдумывать, на что же их потратить. И вот уже, как обычно, гудит под капотом давно привыкший к нашим авантюрам трудяга-мотор, одометр послушно накручивает километры, а сердце восторженно замирает в предвкушении чего-то нового и неизведанного…

Поселок Боровлянское

Первым пунктом нашего маршрута был выбран поселок Боровлянское (N56°38.450’ E63°9.933’), находящийся километрах в ста пятидесяти восточнее Екатеринбурга. В 1913 году основатель УОЛЕ (Уральское общество любителей естествознания) Онисим Егорович Клер обнаружил в этих местах, в песчано-глинистых отложениях ручья Дерней, значительное скопление зубов древних акул. Оказывается, что около 40 миллионов лет назад здесь, в Зауралье, плескались волны огромного теплого моря, в котором плавали мегалодоны – гигантские акулы размером с автобус, ну, и, конечно же, разная другая мелочь, которая служила им пищей…

На протяжении почти ста лет любители палеонтологии собирают в окрестностях Боровлянского богатейшие коллекции окаменелостей. Кроме зубов здесь встречаются позвонки и хвостовые пластины древних рыб, остатки панцирей черепах, окаменевшие кораллы и раковины и, даже бивни мамонтов и кости различных животных ледникового периода.

Поселок Боровлянское

Ближе к вечеру мы добираемся до нужного нам места, берем заранее приготовленные дуршлаги и лопаты и спускаемся к ручью. Здесь уже «хозяйничают» две девушки, старательно промывая песок и синюю глину. Они с гордостью показывают нам свою добычу: несколько черных, будто сделанных из пластмассы, зубов. Воодушевленные их примером, мы с азартом бросаемся в бой: загребаем со дна ручья песок, с помощью дуршлагов промываем его, а затем тщательно перебираем руками. И вот, наконец, мне попадается первый «клык»! Небольшой, длиной всего около сантиметра, в идеальном состоянии, острый, как игла! Даже не верится, что ему несколько десятков миллионов лет! За пару часов мы с друзьями намываем более четырех десятков акульих зубов и множество других окаменелостей.

Поселок Боровлянское

На обратном пути группа «затуманщики» заезжает в город Богданович, в гости к замечательным людям, нашим друзьям Володе и Людмиле Казанцевым. В честь этого события они накрыли огромный стол и приготовили нам для ночлега комнаты.

Водопад Шата

Утром, попрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы продолжаем наше путешествие. Следующий объект, который я запланировал посетить, это водопад Шата (N56°55.378′ E61°58.774′). Он находится рядом с маленькой деревушкой с одноименным названием, километрах в двадцати на север от Богдановича. Довольно интересное место: ровные поля и, вдруг — глубокий, заросший лесом овраг с небольшим, но очень живописным водопадом. Весной он, наверное, выглядит более внушительно, а сейчас – это небольшой ручеек, ниспадающий по почти отвесной скале с пятиметровой высоты.

Водопад Шата

Далее мы держим путь к городу Асбесту. Назван он так в честь минерала, который здесь добывают. Баженовское месторождение асбеста (N57°0.624’ E61°30.283’) является крупнейшим не только в России, но и в мире. Раньше здесь было два карьера: Северный и Южный. Но, постепенно, они соединились в одно целое. В настоящее время длина карьера составляет 11 км, ширина – 2,5 км, а глубина – около 350 метров.

Со смотровой площадки хорошо видна работающая внизу техника. Гигантские «БЕЛАЗы» и экскаваторы кажутся маленькими, будто игрушечными. К сожалению, погода не дает нам вдоволь налюбоваться фантастическим пейзажем: налетает сильный ветер с дождем, и наша группа спешит поскорее забраться в теплый салон автомобиля…

Асбест, карьер

Через несколько часов мы прибываем в старинный уральский город Реж (N57°22.510’ E61°23.596’). История его начинается в 1773 году, когда заводчик Савва Яковлев получил от Берг-коллегии разрешение на строительство на реке Реж чугуноплавильного и железоделательного завода.

Династия Яковлевых известна на Урале не менее чем знаменитые Демидовы. В их «империю» входило более двух десятков заводов. Именно режевское кровельное железо в 1878 году на Всемирной выставке в Париже было удостоено золотой медали за качество: оно служило очень долго, не ржавело и не требовало покраски.

Долгое время заводоуправителем в Реже был легендарный Тит Зотов. По словам Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка к середине XIX века Зотов стал самым богатым и удачливым золотодобытчиком Урала и России. За 10 лет в глухих окрестных лесах он добыл золота более чем на 30 миллионов рублей! Как гласит легенда, где-то в подвалах его дома до сих пор спрятаны несметные сокровища. Древний город и по сей день хранит немало тайн и загадок: время от времени здесь возникают провалы грунта, обнажая фрагменты каких-то подземных переходов и тоннелей. Но, к сожалению, на их исследование, как всегда, нет средств, поэтому они попросту засыпаются щебнем…

Главной достопримечательностью Режа, без сомнения, является Иоанно-Предтеченская церковь. Она была построена в 1902 году на Орловой горе – самой высокой точке города и до сих пор считается одной из самых красивых церквей Среднего Урала.

Иоанно-Предтеченская церковь, Реж

Деревня Родники

Проехав Реж, мы устремляемся на север — следующей целью нашего путешествия является Режевской экопарк. По дороге заезжаем в небольшую деревушку с красивым названием — Родники (N57°28.167’ E61°45.333’). Здесь сохранилось всего несколько жилых домов.

Внимание нашей группы привлек, хорошо видимый с трассы, полуразрушенный храм из красного кирпича. На одной из стен храма – большой плакат с надписью: «Церковь во имя Вознесения Господня (ранее с. Лягушинское Верхотурского уезда Пермской губернии) каменная, однопрестольная, перестроенная из часовни, освящена в 1906 году, закрыта в 1930 г. Здесь служил священномученик Попов Константин Иванович, который принял мученическую кончину 13 августа 1918 года в с. Егоршино, где был расстрелян большевиками. Братья и сестры! Не станем соучастниками греха тех, кто разрушил и разорил этот храм, ведь «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят» (Апостол Павел, 1 Кор. 3:17) Будем иметь страх Божий, не перейдем грань, разделяющую добро и зло! Восстановим храм вместе! Возродим село! Возродим духовность!»

Церковь во имя Вознесения Господня, Родники

Недалеко от храма, в зарослях кустарника виднеются развалины двух больших зданий, построенных из такого же старинного кирпича. Кое-где в кладке зияют мрачные проломы, ведущие в таинственные подвалы. Может быть, эти постройки когда-то принадлежали храму, или здесь находилась усадьба управляющего?

Церковь во имя Вознесения Господня, Родники

Режевской экопарк

Буквально через пару километров мы сворачиваем с трассы налево, на грязную, разбитую грунтовку и, проехав по ней минут десять-пятнадцать, оказываемся у ворот заброшенного пионерского лагеря «Сокол» (N57°28.710’ E61°41.798’). Отсюда начинается экотропа, проложенная вдоль берега реки Реж.

Здесь мы оставляем своё транспортное средство и дальше топаем пешком, с удовольствием разминая затекшие после долгого сидения ноги. Через несколько минут тропа выводит нас на крутой обрыв. Перед восхищенными взорами «затуманщиков» открывается изумительной красоты пейзаж: луга, поля, холмы и перелески — словно гигантское панно, сшитое из бархатных лоскутков всех мыслимых оттенков зеленого цвета!

Слева виднеются дома деревни Липино, возле которой в XVII веке через реку Реж проходил знаменитый Калмацкий брод. Калмацкая дорога соединяла Государство Российское с казахскими степями. По ней в обе стороны шли богатые торговые караваны. По этой же дороге степняки-кочевники совершали набеги на русские поселения…

Река Реж

Вскоре тропа спускается в низину и снова выводит нас к реке. На противоположном берегу возвышается довольно протяженная скала, высотой около тридцати метров. Это — Мантуров камень (N57°29.173’ E61°41.825’). По преданию, во время очередного набега кочевников местный крестьянин из села Мироново Парфен Мантуров, спасая свою семью, отвлек внимание врагов на себя, увел их на вершину этой скалы и здесь погиб в неравной схватке.

Мантуров Камень, Река Реж

Мантуров Камень, Река Реж

Метров через двести мы выходим к подвесному мостику через реку Реж (N57°28.872’ E61°41.992’). Местные ребятишки называют его «мостиком желаний». Они верят, что, если стоя на середине моста, загадать желание, то река унесет его далеко на север к Деду Морозу и оно обязательно исполнится…

Подвесной мост через реку Реж

После приятной прогулки мы возвращаемся обратно к машине, достаем бутерброды с колбасой, термос с чаем и, подкрепившись, продолжаем наше «кругосветное» путешествие.

Село Мироново

Через двадцать минут наш автомобиль подъезжает к селу Мироново. Перед мостом справа, недалеко от дороги на небольшой скале поставлен мемориальный крест (N57°29.112’ E61°43.648’) в память о расстрелянных местных священниках. На нем надпись: «Сей крест установлен в память убиения Богоборческой властью священников села Мироново Верхотурского уезда 13 августа 1918 иерея Иоасафа Степановича Панова и иерея Иоанна Иоанновича Шишева прославленных в 2002 году в соборе новомученников и исповедников российских».

Село Мироново, мемориальный крест

Как известно, село от деревни отличается в первую очередь наличием церкви. Поэтому, когда в 1759 году в Мироново построили деревянный Георгиевский храм (N57°29.217’ E61°43.017’), деревня сразу же получила сельский статус. В 1818 году вместо деревянной церкви возводится каменная. В 1932 году ее попытались снести с помощью тракторов, но церковь выстояла. В наше время специалисты признали ее не подлежащей восстановлению, но местные жители решили иначе. В данный момент Георгиевский храм почти полностью возрожден, а на отреставрированной колокольне электронная система каждый час исполняет колокольные перезвоны.

Село Мироново, Георгиевский храм

Поле Побоище

Через несколько километров за селом Мироново от трассы вправо отходит дорога. Указатель сообщает, что там находится село Гостьково. Сразу за развилкой, вдоль дороги раскинулось поле, которое местные жители называют Побоищем (N57°31.630’ E61°43.253’).

В 1662 году потомки хана Кучума решили отвоевать покоренные Ермаком земли и, объединившись со степняками, начали жечь и грабить русские поселения на берегах Режа. Казаки и монахи Богоявленского монастыря здесь, у села Гостьково, дали кочевникам бой. Как повествует летопись, битва продолжалась целый день, пока враг не отступил. Когда-то на этом месте, над братской могилой русских воинов, был насыпан курган, и стояла часовенка с вытесанным из цельного камня крестом.

В 1938 году часовню разрушили, а курган распахали. В конце пятидесятых местный тракторист по фамилии Буторин нашел этот крест в овраге и завещал после смерти установить его на своей могиле. Завещание его исполнили, и теперь этот крест стоит на гостьковском кладбище. А в оврагах по краям поля любители древностей до сих пор находят наконечники стрел и копий.

село Гостьково, поле Побоище

Село Арамашево: Казанский храм

Далее наш путь лежит в старинное уральское село Арамашево. Еще за несколько километров до села открывается восхитительный вид на Казанский храм, возвышающийся на Церковном камне над излучиной реки Реж (N57°36.493’ E61°44.248’). Это один из самых древних храмов Среднего Урала.

Он был возведен в 1800 году на месте старого острога, который в середине XVII века построили первопоселенцы для защиты от набегов кочевников. Одна из реконструированных башен арамашевского острога сейчас находится в Нижней Синячихе в музее-заповеднике деревянного зодчества. Из храма к берегу реки вел подземный ход, в народе называвшийся Пещерой Спасения. В советские годы этот ход был взорван. Из села через мост идет дорога к знаменитому курорту «Самоцвет», где лечились многие известные люди. Один из них – актер и режиссер Евгений Семенович Матвеев. Именно здесь он работал над сценарием своего первого фильма «Цыган».

Село Арамашево, Казанский храм

Озеро Молтаево

Из Арамашево мы поворачиваем на запад и через десяток километров добираемся до озера Молтаево. Оно широко известно своей лечебной грязью – сапропелем. Молтаевский сапропель в больших количествах поставляется на курорт «Самоцвет» и в другие лечебницы Урала и России. Используют его и для изготовления различных кремов и мазей.

В середине двадцатого века на берегу озера функционировал санаторий, который в дальнейшем, по каким-то причинам, был закрыт. В настоящее время его полуразрушенные корпуса заросли деревьями и кустами (N57°35.723’ E61°33.920’). Среди густого леса угадываются заасфальтированные пешеходные дорожки, фонтан со скульптурной группой, изображающей, как нам показалось, играющих медведей, клумбы с одичавшей календулой.

Мы долго бродим среди этого былого великолепия, заглядываем в оконные проемы, рассматриваем остатки лепных украшений… На втором этаже одного из строений явственно слышны какие-то шорохи, тихий скрип дверей, чьи-то крадущиеся шаги: толи – привидения, которым приглянулись развалины эпохи сталинского классицизма, толи – люди, которые, по каким-либо причинам скрываются от мира сего…

Озеро Молтаево, заброшенный санаторий

Озеро Молтаево, заброшенный санаторий

Липовские карьеры

В скором времени наш автомобиль снова проезжает через город Реж и сворачивает на Невьянский тракт. После развилки на село Липовское нам на глаза попадается аншлаг, который сообщает, что мы находимся в районе знаменитых липовских карьеров. «Затуманщики» здесь уже бывали, поэтому я решаю не тратить наше драгоценное время на их посещение, но рассказать об этом месте, все-таки, считаю нужным.

В 1900 году здесь была открыта редчайшая по красоте и богатству жила полихромного турмалина. Обнаружил ее местный крестьянин Петр Русин, когда во время пахоты вывернул плугом из земли несколько кристаллов. Сам он в камнях не разбирался, поэтому показал находку деревенским мужикам. Те, конечно, сразу же смекнули, что камешки эти не простые, и бросились наперегонки выбирать жилу. Некоторые «наламывали» самоцветы целыми ведрами. Кроме турмалина здесь находили и другие драгоценные камни: топазы, бериллы, аметисты, аквамарины, рубины…

Наибольшего расцвета добыча здешних самоцветов достигла в 20 годы. Но в 1957 году в этих местах геологи открыли крупное месторождение никелевых руд. Никель для страны оказался нужнее ювелирных камней. Добыча руды велась открытым способом, а все драгоценные камни попросту выбрасывались в отвалы. Однако руда вскоре закончилась и глубокие, местами — до 120 м, карьеры заполнились водой необычного, зеленовато-бирюзового цвета, имеющей, кроме всего прочего, еще и целебные свойства. Она помогает при болях в суставах и различных кожных заболеваниях, недаром в 50-е годы недалеко от села Липовского даже была открыта водолечебница, которая в настоящее время превратилась в один из крупнейших санаториев Урала. А любители камня до сих пор находят в отвалах красивые кристаллы.

Шайтанское месторождение

Проехав мимо карьеров, мы начинаем внимательно всматриваться во все грунтовки, отходящие влево от основной трассы и, наконец, замечаем то, что нам нужно: едва заметная, залитая глубокими лужами дорога, петляя, уходит в сторону леса.

Упоминание об этой дороге я нашел в одном из многочисленных путеводителей по Уралу. Она должна привести нас к очень интересной старинной выработке. В 1786 году здесь был открыт уникальный камень – знаменитый шайтанский агат-переливт, не имеющий аналогов во всем мире. Большую роль в открытии этого самоцвета сыграла Екатерина II, увлекавшаяся резьбой по камню. Для поиска агатов, которые наиболее подходили для этих целей, она и отправила специальную экспедицию на Урал. После открытия Шайтанского месторождения камень быстро вошел в моду – для петербуржских дворцов из переливта изготавливались столешницы и камины, а среди вельмож становятся популярными вырезанные из него геммы и камеи.

Через полчаса мы упираемся в непроходимое болото. При попытке его форсировать слетаем с колеи и «по самые уши» утопаем в грязи. Неожиданно из болота появляется крепкий мужичок в камуфляже. Он помогает нам вытолкать автомобиль на более сухое место. Знакомимся. Мужичок оказывается местным фермером. У него где-то здесь, за болотами около 150 гектаров сенокосных угодий. Я спрашиваю его про месторождение, он долго пытается сообразить, чего мы хотим, потом машет рукой в сторону леса: «В той стороне есть какие-то большие, затопленные ямы…».

Изрядно поплутав по бурелому и густым зарослям наша группа неожиданно выходит к небольшому озерку, берега которого усыпаны обломками переливта! Это и есть та самая старинная выработка! (N57°25.582’ E61°1.467’). Без зазрения совести «затуманщики» набирают полные карманы самоцветов и, уставшие, но довольные, возвращаются обратно к машине.

Шайтанское месторождение

Деревня Колташи и Невьянск

Последний запланированный пункт на нашем маршруте, это деревня Колташи, родина известного уральского горщика Данилы Зверева. Именно он послужил прообразом Данилы-мастера в знаменитом сказе Павла Петровича Бажова «Каменный цветок»

Но, к нашему великому сожалению, небо затягивается черными грозовыми тучами, и начинается сильнейший ливень. Мы решаем, что приключений нам уже предостаточно, и пора поворачивать в сторону дома. Под проливным дождем проезжаем через Невьянск, где находится известная на весь мир наклонная башня, и через пару часов приближаемся к родным местам. Наша двухдневная «кругосветка» закончилась, оставив нам на память массу впечатлений, фотографий и замечательных сувениров!

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments