Очередная наша поездка состоялась в небольшой городок Сысерть, расположенный в 40 километрах южнее Екатеринбурга. Это старинный, типичный уральский город. Известность ему принесло то, что здесь родился уральский писатель Павел Петрович Бажов, автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка».

Дом-музей П.П. Бажова — это усадьба его родителей, отца Петра Васильевича Бажова и матери Августы Степановны. Здесь в Сысерти 15 января 1879 года родился Павел Петрович. До году жил он в Сысерти, потом до пяти лет — в Северском заводе. С 6 до 11 — опять в Сысерти, потом в Полевском заводе — с 11 до 14, а с 14 до 17 — в Вершинке (Верх-Сысертский завод). Все эти места были заводами владельца Турчанинова (тем, кто читал бажовские сказы, знакома эта фамилия). Не смотря на частые отъезды семьи, основной их дом находился в Сысерти — в остальных городах они жили лишь периодами.

Семья часто переезжала из-за непростого характера отца, умевшего высмеять и раскритиковать начальство. Отец работал мастером на сварке, за свой острый язык получил прозвище «сверло». За «бунты» его переводили с завода на завод — «проветривали». Однако по воспоминаниям П. П. Бажова частые смены места работы были связаны с высокой квалификацией отца — многие заводы приглашали его установливать механизмы. Усадьба принадлежала отцу, Петру Васильевичу, он купил дом для своей семьи. Здесь будущий писатель провел детские годы, здесь же живут герои автобиографической повести «Зеленая кобылка» — Петьша, Кольша и Егорша.

Жили Бажовы в достатке. В усадьбу по ул. Шиповка (сейчас ул. Володарского) входили большой дом на 6 окон вдоль улицы, надворные постройки: баня, конюшня, амбары, завозня, флигель. В этом флигеле и находится сейчас музей. В 1897 году большой дом сгорел — Бажовы тогда «проветривались» в Полевском, а Павел учился в духовном училище в Екатеринбурге. Родители вернулись из Полевского уже к пожарищу, но восстанавливать большой дом не стали, а поселились во флигеле — малухе, как говорят на Урале. После смерти отца там жила одна мать до 1906 года — тогда П.П. Бажов забрал ее к себе в Екатеринбург, а усадьбу продали.

До 1979 года усадьба находилась в частном владении, но сохранились все надворные постройки. Было решено отреставрировать флигель и открыть музей П.П. Бажова. Все постройки усадьбы соединены непрерывной крышей с трех сторон, а с четвертой надворье закрывает забор с воротами: большими для лошадей и малыми для людей.

Крыши покрыты железом, выделанным на Сысертских заводах, а сверху покрашены краской, приготовленной на основе малахитовой пудры. Очень интересно, как мостили двор — огромными каменными плитами. Величина плит свидетельствовала о достатке хозяина. Плиты делали в карьере в три сезона: откалывали глыбы в карьере, обрабатывали и зимой везли по снегу. Надворные постройки мы посмотрим позже, а сейчас идем в дом.

В сенях — коромысла. Коромысло — деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для переноски ведер. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. Ношение воды на коромысле — целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло — в правой.

Прихожая, а вот на вешалке — не сразу не угадаешь, что это. Это деревянный портфель, подобный тому, с каким Паша Бажов ходил в цифирную школу. Цифирная школа – школа с математическим уклоном.

Общий вид кухни, или как её называли, «куть» — кутный угол — место стряпухи у печи. Обстановка самая простая: лавка, узкий стол, в котором хранили посуду, залавок с домотканой скатертью, крынки, повседневный самовар, полка для посуды, печь. Теперь детали. Сечка – металлическое орудие с деревянной ручкой для рубки овощей, грибов, мяса в корыте. Сито – частое решето, в которое сеют, протирают. Лукошки или плетуха – небольшая ручная корзина из лубка или прутьев для ягод, грибов. Большие — родителей, маленькие — Паши Бажова. На полке посуда медная, берестяная, глиняная — работы сысертских мастеров.

На скамье стоят утюги на углях. В старину утюги преимущественно изготовляли из чугуна. Для нагрева таких утюгов их ставили на печь либо в них клали горячие угли. По мере остывания угли меняли на новые угли. В боковых стенках отверстия для улучшения тяги.

Печь самое главное в кухне и доме — очаг, тепло, еда. На полу стоит тушилка для углей. Она представляет собой железный цилиндр на высоких ножках для тушения и хранения углей. Наполнят тушилку горячими берёзовыми углями, закроют плотной крышкой и отставят. Через десять минут угли уже холодные.

С кухней соединен чулан — холодное помещение (в нем зимой хранили мясо, так там было холодно). В XIX веке в Сысерть приходили караваны верблюдов с Оренбуржья, привозили мясо в обмен на железо. В чулане хранили предметы не первой необходимости: крынки, мутовка, весы, гусятницы, ступа, форма для сырной пасхи с прорезными крестиками, означающими святое кушанье; жестяные банки из-под монпасье, детали ткацкого станка, клетки для ловли птиц.

К потолку привешена зыбка — кстати, пружина изготовления местных заводов. Зыбку подвешивали к потолку, когда в доме был грудной ребёнок, а когда он подрастал, эту зыбку убирали. Зыбка — предмет особый, её можно было передавать только по наследству, и нельзя было продавать, чтобы «не перевёлся род». Зыбка играла большую роль в развитии ребенка — он привыкал к «качке» с младенчества и вестибулярный аппарат развивался и укреплялся. Многие сысертцы уходили в то время работать во флот.

Из чулана возвращаемся к кухне, и от нее идем в горницу, самую большую комнату в доме, светлую и чистую. В ней обязателен «красный угол». В нем висят икона, лампада и полотенце работы Августы Степановны, матери писателя, замечательной кружевницы. На окнах — шторы, повешенные «штанами». На столе филейная скатерть, самовар праздничный.

Справа — старинный бабушкин комод.

Кровать «в полном уборе» с периной, покрывалом, подзор под покрывалом кружевной, наволочки с прошвами кружевными, накидка кружевная. Слева от кровати — горка сундуков, в которых хранили приданое. Справа от сундуков — прялка. На полу сапоги местного пошива — в Сысерти народ чеботарил. У Бажовых, кстати, в завозне тоже стоит чеботарный станок.

Над кроватью — портреты Бажовых. На стене — одежда родителей.

Показать все, что видели в надворных постройках, невозможно. Там много всего интересного. Поэтому самое примечательное. Амбар — это помещение, где хранились всевозможные запасы. Там расположены лари для хранения зерна, пудовки — мерки, которыми мерили сыпучие продукты. Жернова ручные, на которых молоди зерно, цепи для обмолачивания зерна. Кросны — ткацкий станок — стоит в амбаре. На нём работала мать П.П. Бажова.

Плетеные корзины с бутылями для масла и керосина, ларь для хранения зерна, напольные весы.

Завозня (от слова «возить» или «завозить») — помещение с широкими, как ворота, дверями, чтобы туда смогли заехать сани-розвальни. Здесь стоят сани-розвальни, телега, в которую летом запрягали лошадь. Много инструмента, который использовали по хозяйству: точила, весы, гири; инструменты для косьбы: литовка, вилы, деревянные грабли, ручной плуг, кайло; кованые предметы: скобы, гвозди; ключи, замки, цепи.

Там же сейчас демонстрируется хозяйственный инструмент — слесарный, плотницкий, чеботарный, инструмент для косьбы, весы напольные. На фото – гвоздь.

Баня в усадьбе с полутеплым предбанником и вместительным помещением для мытья. Есть печь с «поддавалом» — отверстием для пара.

Широкий полок с ушатам, шайками и вениками — березовыми, хвойными и из крапивы для лечебных целей.

Конюшня у Бажовых была большая, в хозяйстве была корова, овцы, домашняя птица. Строить конюшню не начинали, пока все не было продумано до мельчайших деталей. Над конюшней расположен сеновал, где устроен проем для подачи сена, которое насыпали в ясли. Пол конюшни низкий и имеет уклон к огороду. Между стеной и полом была щель, в которую выталкивали навоз. Сейчас в конюшне находится лошадиная упряжь: дуга, хомут, уздечка, седло крестьянское; ясли-кормушка для скота. Здесь также находятся салазки и ледянки. Салазки — это небольшие ручные санки, деревянные с металлическими полозьями, на них катались с гор. А ледянки — это доска (скейтборд), нижнюю сторону которой намазывали навозом и сеном и обливали водой. Получалась очень прочная ледяная корка, которая долго не скалывалась; ледянки катились с горки с невероятной скоростью.

В музее мы пробыли довольно долго — очень интересно рассказывала молоденькая и приветливая девушка-экскурсовод. Экскурсия по дому и приусадебным постройкам (хлев, сарай, амбар, конюшня) легкая и познавательная. Большая часть экскурсии проходит на свежем воздухе.

Вот такая у нас была поездка выходного дня!

Дом-музей П.П. Бажова на карте:

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
avatar