На сегодняшний день на станции Екатеринбург-пассажирский стоит две водонапорных башни, но когда-то была и третья.
Первая водонапорная башня на станции была сооружена одновременно со строительством станции Екатеринбург.
Годом открытия Уральской Горнозаводской железной дороги принято считать 1878 год, именно тогда же в строй была пущена и первая водонапорная башня. К большому сожалению данная водонапорная башня до сегодняшнего дня не дожила. Но на то были свои причины, спустя 6 лет в 1884 год, город Екатеринбург соединим с Тюменью (УГЖД в 1878 году соединила собой Пермь с Екатеринбургом).
Строительство Екатеринбург-Тюменской дороги привело к повышению грузового и пассажирского потока, такая же история случится и в начале 20-го века в 1910-14 гг, когда будет построена ветка из Перми в Екатеринбург через Кунгур. Именно в 1884 году появляется нынешняя маленькая водонапорная башня на станции (рассчитана на два бака) по стилю всё так же отнёс бы её к русскому стилю, так же как и первую башню 1878 года. Приблизительно в это же время происходит демонтаж и первой водонапорной башни 1878 года, баки из неё тем не менее идут в другие башни.
В начале 20-века, грузооборот станции возрос настолько что, в 1914 году на нынешней привокзальной площади открывается новый железнодорожный вокзал (старый просто перестал справляться с возросшим потоком пассажиров). Под это дело рядом с малой водонапорной башней возникает большая в стиле модерн новая водонапорная башня (так же рассчитана на два бака (но литраж вероятней всего был уже гораздо больше)).
Этим история со строительством башен на станции Екатеринбург прекращается, начинается их долгая жизнь и эксплуатация.
Водонапорные башни на любой из железнодорожных станций в первую очередь предназначены для заправки паровозов водой, а уж потом воду использовали для водоснабжения ближайших зданий и сооружений и нередко даже колонок.
Когда вывели из работы малую башню, сегодня не известно, но то что башня не действующая это точно.
В малой башне 1884 года сохранился один из двух клёпанных баков. В начале 2000-х гг. были попытки музеефикации здания как одного из филиалов музея Свердловской железной дороги, но план к сожалению так и не реализовался. Башня полностью выведена из работы, является памятников архитектуры областного значения.
Вторая большая башня сооружённая в промежутке 1910-14 гг. сегодня так же не является действующей (но только наполовину), сохранились оба родных клёпанных бака, лестница для подъёма (внутри башни) и кое-какое оборудование. Нужно отметить что баки башни не заполняются, но в башне расположен переход городской системы водоснабжения в железнодорожную (в этом плане башня является действующей по всем документам).
Обе башни находятся на балансе Свердловской железной дороги. Доступ на объект посторонних людей запрещён. Но бывают и исключения. Так в 2018 году в рамках сотрудничества с музеем истории Екатеринбурга, сотрудники музея Свердловской железной дороги организовали посещение двух башен. Посещение было организовано в преддверии открытия водонапорной башни на Плотинке.
Башни конечно вызывают живой интерес у исследователей и жителей города, но увы какой-то внятной информации по ним очень мало. В основном по традиции это вызвано ведомственной принадлежностью.