На сегодняшний день на станции Екатеринбург-пассажирский стоит две водонапорных башни, но когда-то была и третья.

Первая водонапорная башня на станции была сооружена одновременно со строительством станции Екатеринбург.

Годом открытия Уральской Горнозаводской железной дороги принято считать 1878 год, именно тогда же в строй была пущена и первая водонапорная башня. К большому сожалению данная водонапорная башня до сегодняшнего дня не дожила. Но на то были свои причины, спустя 6 лет в 1884 год, город Екатеринбург соединим с Тюменью (УГЖД в 1878 году соединила собой Пермь с Екатеринбургом).

Первая водонапорная башня в русском стиле 1878 года

Строительство Екатеринбург-Тюменской дороги привело к повышению грузового и  пассажирского потока, такая же история случится и в начале 20-го века в 1910-14 гг, когда будет построена ветка из Перми в Екатеринбург через Кунгур. Именно в 1884 году появляется нынешняя маленькая водонапорная башня на станции (рассчитана на два бака) по стилю всё так же отнёс бы её к русскому стилю, так же как и первую башню 1878 года. Приблизительно в это же время происходит демонтаж и первой водонапорной башни 1878 года, баки из неё тем не менее идут в другие башни.

Водонапорная башня 1884 года (тоже можно отнести к русскому стилю) сооружена во время строительства Екатеринбург-Тюменской железной дороги

В начале 20-века, грузооборот станции возрос настолько что, в 1914 году на нынешней привокзальной площади открывается новый железнодорожный вокзал (старый просто перестал справляться с возросшим потоком пассажиров). Под это дело рядом с малой водонапорной башней возникает большая в стиле модерн новая водонапорная башня (так же рассчитана на два бака (но литраж вероятней всего был уже гораздо больше)).

Водонапорная башня -1910-14 гг в стиле модерн

Этим история со строительством башен на станции Екатеринбург прекращается, начинается их долгая жизнь и эксплуатация.

Водонапорные башни на любой из железнодорожных станций в первую очередь предназначены для заправки паровозов водой, а уж потом воду использовали для водоснабжения ближайших зданий и сооружений и нередко даже колонок.

Современное состояние башен (малая и большая башня на станции Екатеринбург-пассажирский)

Когда вывели из работы малую башню, сегодня не известно, но то что башня не действующая это точно.

В малой башне 1884 года сохранился один из двух клёпанных баков. В начале 2000-х гг. были попытки музеефикации здания как одного из филиалов музея Свердловской железной дороги, но план к сожалению так  и не реализовался. Башня полностью выведена из работы, является памятников архитектуры областного значения.

Внутри водонапорной башни 1884 года, виден оставшийся бак в верхнем деревянном ярусе. (фото Александр Козлов)

Вторая большая башня сооружённая в промежутке 1910-14 гг. сегодня так же не является действующей (но только наполовину), сохранились оба родных клёпанных бака, лестница для подъёма (внутри башни) и кое-какое оборудование. Нужно отметить что баки башни не заполняются, но в башне расположен переход городской системы водоснабжения в железнодорожную (в этом плане башня является действующей по всем документам).

Обе башни находятся на балансе Свердловской железной дороги. Доступ на объект посторонних людей запрещён. Но бывают и исключения. Так в 2018 году в рамках сотрудничества с музеем истории Екатеринбурга, сотрудники музея Свердловской железной дороги организовали посещение двух башен. Посещение было организовано в преддверии открытия водонапорной башни на Плотинке.

Подбаковое пространство большой водонапорной башни 1910-14 гг (фото Александра Козлова)

Башни конечно вызывают живой интерес у исследователей и жителей города, но увы какой-то внятной информации по ним очень мало. В основном по традиции это вызвано ведомственной принадлежностью.

Материал подготовлен научным сотрудником музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги — Валерием Шестаковым

Booking.com
Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments