Путешествие уральских индейцев по Чусовой до Нижней Ослянки продолжалось. Наша лодка миновала деревню Бабенки, затем сгрохотала по перебору к камню Сосун. Река Теснин неожиданно повернула к востоку. Через неё тянулась линия электропередач к бывшей деревне Ялуниной, чтобы довести затем электричество до затерянного мира Бабенок.
Мы стали огибать огромный круглый Мыс, тянувшийся слева. Его высокий и плоский берег прорезал старый съезд, ведущий к броду. Броды остались со времён деревни Ялуниной, а мыс оказался историческим!
В 1735 году вогул Иван Кучумов из деревни Копчик показал место для будущей пристани Василию Никитичу Татищеву. Течение тут тихое. Река Чусовая делает поворот, упираясь в крутые правобережные хребты. Командир горных заводов счёл берега у острова и мыса удобным причалом для барок и коломенок.
В речном рукаве за мысом была устроена первая Ослянская казённая пристань. Благодаря строительству пристани поблизости возникли деревушки Нижний Мыс и Верхний Мыс, которые просуществовали до 70-х годов ХХ века.
Изначально пристань была нужна для сообщения с городом Кунгуром, заводами и рудниками уезда. От неё в 1738 году вогул Пётр Шахманаев ставил затеси, наметив путь Кунгурского тракта. Тракт пошёл через вогульскую деревню Бабенки, по горам и логам, огибая камень Мултык – к славному городу Кунгуру.
Шахманаевы
Шахманаевы – старинная фамилия в деревне Бабенки, расположенной поблизости. В метрической книге Кшивского завода Кунгурского уезда за 1805 год мне удалось найти запись о венчании Ишкининой Федоры Фёдоровны и Шахманаева Петра. (Источник: ГАПК Ф.37.Оп.3.Д.20).
Жених был указан в записи как «вогул из деревни Бабенки». Поскольку та свадьба была через семьдесят лет, как начали Ослянскую пристань строить, то молодой Пётр Шахманаев мог приходиться внуком тому самому Петру, открывателю Кунгурского тракта.
О невесте в метрической книге сказано: «Дочь вогула из деревни Копчик, отец Ишкинин Федор». Вот такое социальное положение! Потому как если мужчина, так он — вогул, а коли женщина – тогда дочь вогула! Напомнило Охонюшку у Мамина-Сибиряка, «отецкую дочь».
Были ли деревни Верхний и Нижний Мыс тоже вогульскими? Я не уверен, что на Мысу жили манси (вогулы). Деревни там образовались в XVIII веке, что связано со строительством Ослянской пристани. У манси между деревнями были приличные расстояния, поскольку им нужен большой участок для охоты. Но когда появились деревни на Мысу — они могли туда переселиться. Обрусевшие вогулы и на сплавах бурлачили, и лес заготовляли.
С другой стороны, Сергей Гринкевич записал от Евгения Загвоздкина, уроженца деревни Бабенки: «Вогульскими считались не только Бабенки и Копчик, но и все низовские деревни: Стерляжье, Чизма, Коноваловка, а еще ниже – Усть-Койва«.
Елена Вяткина, урождённая Шахманаева, родилась и выросла в деревне Бабенки. Она вспоминает: «Бабушка нас звала (вроде как обзывала): — «вогулки вы вогулки». Потому и запомнили это слово, а сейчас стали только разбираться, что к чему».
Возникает вопрос – откуда у чусовских вогулов были такие фамилии? Дело в том, что вогулов не только крестили в православную веру, их в мусульманскую веру тоже зазывали и обращали. Шахманаев или Шахманай – эти фамилии и прозвища происходят от слов «шах иман«, означающих, что этот человек — самый первый, самый лучший в вере!
Фамилию Шахманаев носят люди в тухуме (клане) села Карабудахкент в Дагестане. Интересно, что такие фамилии дагестанцы получили достаточно поздно, в том же XVIII веке.
Елена Вяткина (Шахманаева) показала мне, где можно увидеть остатки первой Ослянской пристани. Древние «деревяшки» лиственничных укреплений находятся на конце острова ниже бывшей деревни Ялуниной. Большой остров образовался из-за рукава с устьями речек Белой и Мельничной, правых чусовских притоков. Справа от места пристани к берегу Чусовой спускается Парфёный Лог. К сожалению, место первой Ослянской пристани не обозначено никаким памятным знаком.
Получается, Ослянская пристань была заложена у оконечности Мыса. Казённая пристань потребовалась вскоре Гороблагодатским заводам, однако переправлять на неё грузы с правого берега было неудобно. В 1744 году пристань перенесли ниже по течению Чусовой и устроили на правом берегу, к выходу Гороблагодатского тракта. На месте новой Ослянской пристани ныне находится село Верхняя Ослянка.
Кровяной Берег
Лодка индейцев шла к Верхней Ослянке. Я осматривал старицу правого берега, где вливаются в Чусовую реки Мельничная и Белая. Накануне прошли сильные ливни, и броды у Верхнего Мыса скрылись под кофейной водой. После устья Белой священная Чуоси принялась возвращаться к западу. Справа отвесно возвышались чудные камни песчаного цвета.
Я перестал узнавать Чусовую. Она ли это? Где мы? Что-то изменилось. Куда-то пропали привычные скалы из пластов девона. Правый берег вдруг поднялся марсианскими склонами, на которых едва держались сосны.
Такой Реки Теснин ещё не видел Большой Медведь. Мы случайно попали в другую эру, на два с половиной миллиарда лет назад. Это был протерозой, «первая жизнь»!
Тогда Жгутиковые решали, кому становиться растением, а кому – животным. Появлялись первые черви, радиолярии и губки, брюхоногие моллюски, грибы и водоросли. Брахиоподы пытались избежать страшных ракоскорпионов.
Ещё бы, голова и грудь древних танков размером от 10 см до 3 метров были спрятаны в четырехугольном панцире. Никто не мог ускользнуть от шести пар конечностей и четырёх глаз исполинских водолазов, вооружённых длинной ядовитой иглой на конце тела.
Эзозой, или «заря жизни» — так называл этот период немецкий геолог и палеоботаник Бернгард фон Котта. Земной шарик пережил первое большое Гуронское обледенение, едва не превратившись в «снежок». Начиналось железорудное накопление, в том числе на Урале, и ещё в аномалиях Курска и Кривого Рога.
Марсианские склоны Чусовой перед Верхней Ослянкой называются… Кровяной Берег! Это уникальное место, в котором горы сложены из кварцито-песчаников возраста верхнего протерозоя, а также из аргиллитов и алевролитов.
Под кронами необычных раскидистых сосен можно встретить скальный папоротник Вудсию Эльбскую. Так английский ботаник Джозеф Вудс назвал реликтовое растение, современника динозавров. Она — самая светолюбивая из всех вудсий, желает хорошо освещенные места. Здесь же произрастает типичный краснокнижный прострел раскрытый — с фиолетовыми цветками.
Настоящее индейское место! Это я про местный аргиллит красного оттенка. Аборигены Австралии раскрашивали кожу размоченной пылью белого, сероватого аргиллита. В отличие от них индейцы племени сиу красили свои тела красным аргиллитом, растирая его в пыль. И заслужили звание «краснокожих».
Знаменитые индейские трубки мира «чанунпа» вытачивались также из аргиллита. Сиу вырезали их из красной «окаменевшей глины». Индейцы племени хайда с Аляскинского архипелага обрабатывали чёрный углистый аргиллит, получая трубки, фигурки и амулеты.
Было очень важно, из чего сделана трубка мира или амулет! Шаманы верили, что благодаря аргиллиту мысль обретает глубину, усиливается проницательность и понимание сложных вещей в мире, а прозорливость превращается в ясновидение.
Алевролит – «мучнистый камень». Его мелкое зерно меняет свойства отражаемого света. Ценится алевролит, отливающий синевато-фиолетовым блеском по тёпло-окрашенному фону. Особенно — камень, отливающий красками морской волны под искусственным светом. Красные и фиолетовые сорта алевролитового плитняка добывают в Карелии. Посмотрите на лиловый блеск Ослянского камня!
Мы ничего не собирались добывать. Наши взгляды были устремлены на чарующее действо, которое происходит на Кровяном Берегу после сильных ливней. В логах марсианских скал тут и там внезапно забили мощными струями водопады!
Вода вырывалась из красноватой земли, «кровью» стекая в Чусовую. Думаю, поэтому берег назвали Кровяным. Полагаю, что такие уникальные места нужно брать под природную охрану.
Предыдущие рассказы серии «Потусторонний Кын»:
1. Первое утро
3. По Долгому Лугу до бойца Стенового
5. От Востряка на Бабенский плёс