Для  знатоков истории Екатеринбурга размещаем очень интересную статью о ранних памятниках Екатеринбурга от Евгения Бурденкова.

15 июля 1919 г

«15 июля 1919 г. Екатеринбург был освобожден от армии Колчака. В последующем дата «15 июля» будет главным городским революционным праздником в 1920-1930-е годы — практически новый день рождения города. К этому дню приурочивали разные важные события в жизни города (открытие памятника Свердлову, начало строительства и торжественное открытие завода Уралмаш).

Площадь Уральских коммунаров

С культом празднования «15 июля» непосредственным образом связана площадь Уральских коммунаров, ведь на ней расположились братские могилы погибших при освобождении Екатеринбурга от армии Колчака красноармейцев. Первым монументом на площади стала вот эта странная конструкция. Предварительно, можно сказать, что она могла здесь находиться с осени 1919 г. по май 1920 г. Важно отметить, что на месте братских могил в течение двадцатого века сменится немало памятников.

1 мая 1920 года открыты сразу несколько памятников авторства С. Эрьзи в разных точках Екатеринбурга. Один из них — на площади Уральских коммунаров. У него очень недолговечная судьба. Считается, что он был демонтирован в этом же году — через несколько месяцев. В чем причина? Я слышал 2 версии.
1. Скульпутру женщины под воздействием дождей размыло. Эту версию можно считать байкой.
2. Этот памятник не устроил власти нашего города. Более реально, ведь тоже самое случится и с памятником С. Эрьзи «Освобожденный труд» на пл. 1905 г.

PS. На фотографии открытия видно, что памятник был установлен вдали от братских могил — они в левой части снимка.

Еще один памятник Уральским Коммунарам на одноименной площади. По мнению В. Зайцева авторство за «коллективом художников» под руководством С. Эрьзи. Представляет из себя композицию: рабочий рвет пасть гидре капитализма. Для постамента использована глыба натурального гранита, а на мемориальной табличке выбит текст «Среди целого ряда безвестных героев здесь похоронены товарищи Л. И. Вайнер, А. А. Кузьмин, С. И. Дерябина, З. Осколкова, Г. С. Нагорничевский».

Монумент простоял с 1920 по 1927 год. Перед 10-летием Октября находящийся в плачевном состоянии памятник демонтировали. Вообще, общее ощущение от газетных заметок и фотографий того времени — за памятником и братскими могилами ухаживали очень плохо. По большому счету, это был большой пустырь с памятником по центру.


Фото отсюда https://www.nakanune.ru/news/2015/07/21/22408539/

Разобраться, что было на площади Уральских коммунаров в 1920-е годы крайне сложно. Фотографий того периода сохранилось очень мало. Данные из газет противоречивы. Помимо памятника Уральским коммунарам, о котором говориться выше, в разное время было еще несколько мемориалов.

1. Памятник Леониду Вайнеру. Похож на стандартный надгробный мемориал.

2. Памятник Ивану Каляеву. Непонятно, как он выглядел, есть только упоминание о его демонтаже.

3. Памятник В. И. Ленину. Видимо, временный. Устанавливался в 1924 году.
Из книги: С.Захаров. Это было недавно… Записки старого Свердловчанина.

Плюс ко всему на месте были разбиты цветники и установлена трибуна для выступлений. Есть видео с торжественных мероприятий на площади Уральских коммунаров 1924 г. Раритет.
Братские могилы на пл. Уральских коммунаров, 1927-1929. ГАСО

Памятник Карлу Марсу на площади 1905 года. Автор — Степан Эрьзя. Памятник установлен 26 января 1920 года.

Через несколько месяцев — перед первомайскими торжествами — перемещен на площадь Народной мести, где простоял до середины 1930-х гг.

Что касается этой фотографии, то ее автор — Ф. Ф. Сыромолотов, к тому времени бывший нарком финансов Уралсовета (1918), будущий член Президиума Госплана СССР (1932-1938).

Памятники Степана Эрзи в Свердловске

«Памятник Освобожденному труду», автор — Ст. Эрьзя. Установлен 1 мая 1920 г. на площади 1905 г. Демонтирован в июле 1926 года.

По этому поводу в Уральском рабочем выходит большая статья. Текст очень хорошо передает стилистику газеты в 1920- е годы: безжалостная критика, грубоватая «толстая» сатира и безапелляционность высказываний. Я даже решил его полностью перепечатать. Фактическим данным, приведенным в статье, доверять особенно не стоит. История про происхождение памятника, по всей вероятности, байка. Вот так с легкой руки журналиста могут получаться городские легенды.
__________________________________
О таинственном «Белом» на площади…»
: «За нарушение благоустройства города Свердловска (преступное деяние, непредусмотренное пока ни старым, ни новым Уголовными кодексами) Горсовет приговорил голого каменного человека, проживавшего с 10-го года на площади 1905 года к строгой изоляции в музей.
Перенесение осужденного в музей сопряжено с целой процедурой, очень похожей на казнь.
Приготовления к казни уже начались. С сегодняшнего дня отдел благоустройства вокруг лобного места возводит леса. Казнь продлится несколько дней… Сама съемка осужденного будет произведена ночью. Каменный преступник положен будет на специальную телегу, на которой его и перевезут в изолятор.
Для съемки предварительно придется поставить специальные козлы, на козлы будут помещены тали, которыми голый человек будет поднят со шпилей кверху и дальше на лебедке спущен на телегу.
Любопытно вскользь остановиться сейчас на «биографии» этого памятника. Появился он у нас в городе совершенно случайно. Дело было не то в 19, не то в 20 году. Точно мало кто помнит даже из старожилов. Появился он, говорят, по следующему случаю: был большой праздник, не то Октябрьской Революции, не то 1 Мая. Дела на фронтах были хороши. Свердловскому пролетариату хотелось отпраздновать свой праздник возможно помпезнее. Для торжества не хватало памятника. Буржуазный Екатеринбург в этом отношении не оставил нам никакого наследства. И вот решено было в срочном революционно порядке:
— Даешь памятник!
Прослышали, что в Мраморной работает известный художник тов. Эрзе, очень ценимый тов. Луначарским, над какой-то скульптурной группой, в композицию которой входили несколько человеческих фигур, кажется девять.
Поехали в Мраморную. Действительно, тов. Эрзе работает над героической группой. Попытались заказать ему памятник или даже просили отдать Свердловску всю эту группу, но скульптор заявил, что группа будет готова лет через пять. Это ни в какой мере свердловцев не устраивало. На счастье или несчастье, у Эрзе оказалась готовой второстепенная фигура группы. Та самая, которая в течение последних 5-6 лет и красовалась на площади нашего города.
Время тогда было горячее. Что будет завтра — неизвестно. И решили по случаю отсутствия чего-либо подходящего водрузить в качестве памятника.
Замечательно, что до настоящего времени никто не знает, что должен был изобразить этот памятник.
Приговор над каменным памятником вынесен Горсоветом по настоянию рабочих. Долго обсуждался вопрос к какой мере наказания его приговорить. Были предложения разбить, уничтожить, расстрелять так сказать, но Горсовет нашел ряд смягчающих вину обстоятельств и уничтожение заменил музейной изоляцией.
Много разговоров вызвал также вопрос о квалификации преступления каменного человека. Некоторые квалифицировали его стояние в голом виде посреди города, как явное неуважение к обществу, другие — как нарушение благопристойности и, наконец, последнее время деяния каменного человека расценивались как явное хулиганство.
Итак, дни и часы каменного человека сочтены. Вчера фотографы снимали его в последний раз. Р. К-ий».
«По воспоминаниям одного краеведа, который видел «ваньку» в 30-е гг. Он лежал распиленный на три части в деревянном ящике около музея УОЛЕ на Воеводина. По его словам из «Ваньки» сделали бюсты Чайковского (стоит около одноименного училища) и мелких партийных боссов… Вот вам еще одно городская легенда.» замечание знатока.


Памятник «Кузнец мира», С. Эрьзя. Открыт 1 мая 1920 года. «Могучая статуя с мощными мускулами, лицом упрямой воли, напряженной мысли» — так описывали этот памятник в Уральском рабочем за 18.04.1920. Был сделан из недолговечных материалов, поэтому к середине 1920-х выглядел очень плохо.

В сентябре 1927 года — принято решение о сносе памятника, так как он мешал постройке трамвайной линии
фото отсюда https://biblio-on-line.blogspot.com/2018/11/blog-post_77.html

Памятник Парижской Коммуне. Автор — С. Эрьзя. Памятник установлен 1 мая 1920 года на одноименной площади. Демонтирован скорее всего в первой половине 1927 года. На фотографиях его плохо видно. Как он выглядел, можно понять из описания, приведенного в газете «Уральский рабочий» за апрель 1920 г.: «Спешно выполняются к предстоящему празднику 1 Мая и барельефы для памятника парижским коммунарам, который будет поставлен на площади перед городским театром им. Луначарского. Изготовляются четыре барельефа. Первый барельеф представляет копию деталей из памятника парижским коммунарам Бартоломэ на кладбище Пер-Лашез, второй барельеф — «Под защитой оружия» — сцену из боевой жизни парижских коммунаров, защищающих женщин и детей; третий барельеф — баррикады и четвертый, символизирующий всю беспощадность победительницы буржуазии, — «Онемели от ужаса». Барельефы выполняются под личным наблюдением т. Эрьзи».
Уральский следопыт № 3, март 1964 г., с. 31

Мемориальные (именные) доски, посвященные вождям и учителям коммунистической революции

Мемориальные доски К. Маркса, Ф. Энгельса, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Л. Вайнера, Н. Толмачева, Я. Свердлова . Мемориальные доски революционерам были установлены по решению Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов от 12 марта 1920 г. Авторы мемориальных досок — С. Д. Эрьзя, Ф. Г. Самарин, Е. В. Ваулина, И. А. Камбаров, Шапошников. Отлиты на Каслинском заводе мастером С. Кашириным. Были открыты 7 ноября 1920 года. Доски разместили на тех улицах, которые переименовали в честь выше названных еще в ноябре 1919 года. В качестве сопровождения привожу цитату из статьи Уральского рабочего (10.11.1920) об открытии мемориальных досок. «В праздник октябрьской годовщины екатеринбургские пролетарии, на конец сделали то, чего так давно не хватало в Екатеринбурге и что должны, по примеру екатеринбуржцев сделать пролетарии всех других городов Республики — установление мемориальных (именных) досок на улицах города, посвященных вождям и учителям коммунистической революции.


Открытием мемориальных досок проведен первый удачный опыт монументальной пропаганды с использованием литейного Каслинского завода в целях восстановления на нем художественного литья, использованного для этой монументальной пропаганды.
Хотя работа с отливкой досок, изготовленных по образцам местных скульпторов, произведена спешно и не удалось достигнуть желательной чистоты отливки, все же доски производят очень хорошее впечатление рельефными портретами вождей и соответствующими названиями, будя в трудящихся революционное сознание и жажду борьбы для победы коммунизма.
Для открытия досок, согласно особого церемониала, члены городского совета, губисполкома, профессиональных союзов, партийных комитетов, беспартийной губернской конференции, коммунистического полка и т. д. собрались в зале заседаний совета и около 2 часов дня стройной процессией двинулись по городу.
За оркестром музыки шла особая комиссия, которой поручено было открытие памятников, за ней члены исполнительных органов пролетарских организаций, дальше — коммунистические части, члены городского совета, беспартийной конференции и т. д.»

«Первой была открыта памятная доска на углу улиц Ленина и Вайнера, посвященная памяти екатеринбуржца, неутомимого борца за коммунизм Леонида Исааковича Вайнера, павшего смертью храбрых в июле 1918 года. На доске — барельефный портрет тов. Вайнера.

…По команде тов. Доброклонского войска берут «на караул», оркестр играет похоронный гимн. Тов. Парамонов говорит краткую речь, в которой отмечает значение тов. Вайнера, как работника и коммуниста в деле общей победы уральских рабочих.
Оркестр играет Интернационал…
…Отсюда процессия идет по улице Вайнера на улицу Карла Маркса, и на углу улицы Ивана Малышева около мраморной памятной доски преклоняет знамя в память одного из лучших коммунистов Урала.


На углу улиц Карла Маркса и Розы Люксембург открывается доска памяти Карла Маркса. Та же церемония открытия. Речь о значении Карла Маркса как учителя коммунизма, говорит тов. Тунтул…


…Следующей открывается доска памяти Энгельса на углу улиц Р. Люксембург и Ф. Энгельса…
…Здесь говорит о работе великого учителя тов. Тунтул.
У следующей доски, на углу Р. Люксембург и Малышева, выступает тов. Уфимцев, который говорит о пламенном борце и вожде германских рабочих «Красной Розе» — Розе Люксембург…


…У здания б. Лоранж, на углу улиц Ленина и К. Либкнехта, открывается доска памяти К. Либкнехта. Речь о К. Либкнехте говорит тов. Уфимцев.


Дальше на углу улиц Толмачева и Ленина открывается доска памяти Николая Гурьевича Толмачева. Горячую речь говорит здесь тов. Мрачковский, делящийся личными воспоминаниями.

 

Последней открывается доска памяти Я. М. Свердлова на углу улиц Свердлова и Основинской. Попутно на рабочем клубе имени Вайнера открывается гипсовая копия доски Вайнера…
…О Свердлове как о первом кормчем Советского корабля, связанном тесными нитями общей работы с уральскими пролетариями, говорит тов. Митрофанов.
Отсюда процессия расходится.
Торжество открытия мемориальных досок проходит просто и семейно.
Установкой их рабочие Екатеринбурга украсили город ценными памятниками, способствующими укрепления среди трудящихся города воли к победе».

Памятники писателям

Здание библиотеки им. Белинского по адресу ул. Карла Либкнехта, 8 открылось осенью 1916 года. На центральной части фронтона были запланированы специальные ниши под небольшие памятники, но по какой-то причине скульптуры до революции не успели поставить.
7 ноября 1920 года во время праздничной демонстрации произошло торжественное открытие обновленного фасада библиотеки им. Белинского: в нишах были установлены бюсты писателей Решетникова, Мамина-Сибиряка и Белинского (автор — скульптор В. А. Алмазов). Когда бюсты были отлиты не совсем ясно. В некоторых документах значится дата — 1912 год). Так об этом писал «Уральский рабочий»: «На фронтоне центральной библиотеки имени В. Г. Белинского на улице К. Либкнехта открываются бюсты В. Г. Белинского, Ф. М. Решетникова и Д. Н. Мамина-Сибиряка. Бюсты вылиты из бронзы и изготовлены уже давно, но были заброшены и к празднику революции извлечены для постановки. Краткую характеристику писателей делает тов. П. Быков, отмечающий их значение как передовых людей своего времени, писавших о нуждах забитого народа, указавших и торивших пути к освобождению трудящихся масс от ига капитала».

Памятники — подарок к 200-летнему юбилею города

200-летие города из-за сложного времени становления народного хозяйства после Гражданской войны отмечали в Екатеринбурге без размаха.
На 200-летие наш город получил скромные подарки: сборник «Екатеринбург за 200 лет», выставку и два памятника. 20 января 1923 года юбилейная комиссия объявила конкурс на памятник рабочему – творцу города. Экспертное жюри, в которое входили архитектор К. Т. Бабыкин и художники А. Н. Парамонов и Г. В. Сегалин, объявило свои результаты 18 марта. Из 12 проектов выделили 3 – «лучшими признаны проекты Шерлаимова и Шаховского, между которыми и разделены поровну первая и вторая премия. Кроме того присуждена третья премия за проект Камбарова». «…будут осуществлены проекты (Шерлаимова) – памятник, изображающий фигуру рабочего, несущего на спине «козу» с кирпичами – будет помещен на углу стены бывшего монетного двора к воротам музея и рельеф Камаброва – в центре этой стены на плотине». Открытие памятников произошло 1 августа 1923 года – в день, когда было решено отпраздновать 200-летие города. На открытии торжественную речь держал тов. Дидковский. Памятники изготавливались временными из гипса, поэтому очень быстро к концу 1920-х годов пришли в негодное состояние.

Площадь Энгельса в начале 1920-х годов была одним из самых неблагополучных мест в городе. До революции здесь располагались публичные дома, а сама площадь превратилась в «место свалок, мусора и навоза». В 1924 году Окрместхоз решил благоустроить площадь и разбить там сад. 26 июля 1925 года — открывается Сад им. Энгельса, который, впрочем, никак не засветился в культурной повестке Свердловска 1920-х. Был там и памятник Фридриху Энгельсу.

Об этом свидетельствует небольшая заметка в Уральском рабочем за 5.06.1927. В ней в стихотвроной форме рассказывается о судьбе площади и бюста Ф. Энгельса (обыгрыш «Куплетов Мефистофеля» из «Фауста»). Привожу полностью:
Ария об аварии
(к постановке в «сквере» им. Энгельса)
Там, под «зарослями» клена,
Где трава испеплена,
Там с весны неугомонна,
Вопреки статьям закона
Окружая пьедестал,
Козы правят пышный бал,
Там правят бал,
Там деревья белобоки,
Козы выпили их соки
И застыл в былом упреке
Клея высохший кристалл.
И под жидкой, тощей тенью,
В черноземном упоеньи,
Свиньи вздыбили коренья,
Окружая пъедестал.
Свиньи правят пышный бал.
Там правят бал.
Много-ль надо бедной свинке? —
По травинке, по былинке,
А остался на картинке
Клен сухой да пьедестал.
Поглядишь, там сохнет в горле
Был бандит какой там- вор ли…
Только… бюстик тоже… сперли…
Фридрих Энгельс вдруг пропал
И на высохшем пейзаже
При комхозской новой страже
Есть ночная смена даже,
Охраняет пьедестал.
Но — в саду уж кончен бал
Там кончен бал.
И. Егоров

История создания памятника Якову Свердлову (товарищу Андрею)

Ну и конечно должен был быть обязательно памятник Якову Свердлову.
Сама идея создания памятника Свердлову возникла на торжественном заседании Екатеринбургского комитета РКП(б), посвященному 25-летию юбилея партии. За дело взялись достаточно круто. Через «Уральский рабочий» был организован сбор средств, а уже 1 мая 1923 года приозошла закладка памятника на привокзальной плошади. Одновременно Уралбюро ЦК РКП(б) объявил всероссийский конкурс, итоги которого подвели в конце года.

Перед 7 ноября в здании Комклуба выставили 23 проекта: (3 — из Москвы, 13 — из Петрограда, 3 — из Екатеринбурга). Победил скульптор А. В. Ведякин с работой под девизом «Урал». «На высокой глыбе природного камня помещена портретная статуя Я. М. Свердлова в позе оратора. Вокруг скалы, по ее склонам размещены три фигуры: рабочего, крестьянина и шахтера, связанные с камнем. На пьедестале два рельефа, изображающие моменты из жизни т. Свердлова: тюрьма и заседание ВЦИК. Выбор комиссии утвержден секретариатом Обкома РКП(б) и осуществление проекта поручено строительной комиссии» (Уральский рабочий, 10.01.1924). Но что-то пошло не так. Позже провели анкетирование среди делегатов областного съезда советов, которые в большинстве своем высказались отрицательно по поводу проекта Ведякина. Проект не состоялся.

На фото — «первый проект памятника Я.М. Свердлову работы ск. М.Я. Харламова для г. Свердловска из госкаталога» — https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=11181549

Всеми работами по организации конкурса 1923 года для сооружения памятника Свердлову руководила специальная комиссия. В нее входили Теумин, Ларичев, Райинд, Исаев и Быков. Но конкурс ничего не дал, поэтому в 1924 году комиссия предложила скульптору Шерлаимову поработать над памятником, но сотрудничество по какой-то причине не состоялось. В 1925 году деятельность комиссии оказалась под угрозой: Быков и Исаев умерли, Райинд уехал с Урала. Поэтому избрали новый состав — Андроников, Ительсон, Крюков, Минеев и Клепацкий. Обновленная комиссия решила работать совершенно в другом направлении. Она приняла предложение от ленинградского завода «Красный выборжец» взять всю работу на себя. В конце 1925 года между городом Свердловском и заводом был заключен договор. По нему — проектирование памятника отводилось работающему на заводе скульптору Матвею Харламову. «Первоначальный проект академика Харламова был признан вполне приемлемым в части пьедестала, но в фигуре Я. М. Свердлова было недостаточно движения. Художнику было предложено переделать проект, изобразив Я. М. Свердлова оратором, призывающим рабочую массу сурового Урала к упорной борьбе и восстанию».

1 апреля 1926 года на заводе «Красный выборжец» делегацией с Урала была согласована модель памятника Свердлову. В конце сентября фигуру отлили из бронзы и отправили малой скоростью по железной дороге в Свердловск, куда она прибывает уже 14 октября. Первое время скульптура хранится на «Монетке». Одновременно Горсовет поручает тов. Трембовлеру (заведующему Художественного техникума) сооружение пьедестала. После специальных изысканий выбрали и место — площадь Парижской коммуны. С начала января 1927 года начались работы по установке памятника: бетонировался фундамент, привезли сибирский серый гранит для пьедестала. Монтировать бронзовую статую стали уже в конце июня: «Фигура Я. М. Свердлова будет выставлена таким образом, что лицо будет повернуто в сторону Верх-Исетского завода, а торс и рука будут направлены к тому месту, где будет построено новое здание Уралоблисполкома» (Уральский рабочий, 16.06.1927).

«Открытие памятника тов. Якову Михайловичу Свердлову.
Серый, хмурый, почти осенний, вечер. Сильными порывами дует ветер.
На площади тысячная толпа возле бесформенной груды, обернутой брезентом.
Торжественная минута приближается.
У памятника тов. Зубарев снимает пусковые канаты.
«От имени всех рабочих Урала считаю памятник тов. Якову Михайловичу открытым».
Брезент спал…
И мощным броском выдвинулась вперед фигура «трибуна революции», застывшая в немом, но понятным каждому рабочему сердцу призыве.
Глыба серого гранита, а на ней четко чернеют выбитые слова:
Якову Михайловичу Свердлову
(тов. Андрею)
Уральские рабочие.
Памятник открыт
От имени Обкома ВКП(б) приветствует открытие памятника тов. Шверник, а потом чередуются ораторы. Яркая фигура начдива-краснознаменца тов. Уварова, рабочий Верх-Исетского завода, рабочий «Металлиста», представитель Уралпрофсовета и наконец, строители памятника». (Уральский рабочий, 16.07.1927)

Выступает Николай Михайлович Шверник
Фото из кинохроники.
Отсюда — http://www.1723.ru/read/il/sverdlovsk-1935.htm
Евгений Бурденков
Фото отобраны автором статьи.

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
avatar