Пока в 1895 году братья Луи и Огюст Люмьеры не изобрели «живое» кино, существовали «волшебные» фонари, с помощью которых показывали «туманные» картины. Во время демонстрации фонарь был окутан дымом стеариновых ламп, которые были в этих фонарях. Поэтому и назвали – «туманные» картины.
«Волшебные» фонари
В №11 «Екатеринбургской недели» за 1884 год было сообщение о первом показе «туманных» картин в Екатеринбурге. Это был художественно-литературный вечер у Королёва. Зрителей было мало, но все остались довольны. 23 февраля 1889 года хранитель музея Уральского общества любителей естествознания Д.И. Лобанов в здании Екатеринбургского городского театра демонстрировал с помощью «волшебного» фонаря «туманные» картины, и после этого общество стало показывать их часто, и зрители полюбили эту новинку.
В Камышлове
Что же было в это время в Камышлове и уезде? В журналах земской Управы за 1901 год есть «Общий очерк о состоянии министерских и земских училищ в Камышловском уезде 1900-1901 учебного года». В нём читаем: «Народные чтения велись в 43-х школах уезда; и сравнительно в ограниченном числе училищ. Причин тому три: недостаток в фонарях и картинах, теснота некоторых училищных помещений и хладнокровное отношение некоторых господ преподающих». Общих волшебных фонарей на весь Камышловский уезд, в который тогда входило 346 сёл и деревень и три завода, с населением 246271 человек, было всего шесть, и ещё по одному фонарю в семи училищах уезда, в том числе в Камышловском городском и в школе при детском приюте Рожнова.
Были волшебные фонари и у некоторых земских начальников. Картины для показа и общие фонари выдавались и высылались в специальных ящиках из Камышловской уездной Управы по земской почте бесплатно. Картины для фонарей земство приобретало в мастерских Санкт-Петербурга, Вологды и Оренбурга. Они были на стекле и стекловидной бумаге, раскрашенные и не раскрашенные, четырёх сортов. Цена от двух рублей до 14 копеек за экземпляр. Кроме того, такие картины делал в Камышлове местный фотограф Бочкарёв по цене 1 руб. 60 коп. за экземпляр. В Управе характеризовали их как «довольно чистой работы – раскрашенные, на стекле» и относили к первому сорту.
На первом месте по чтениям и показу «туманных» картин было Камышловское городское училище (1900-1901 учебный год – 37 чтений), и заслуга в этом учителя А.М. Салтыкова. Земская Управа отметила Никольское училище, где благодаря стараниям В.П. Павлинова было проведено 18 чтений, побывало 500 человек.
Что показывали? На первом месте – религиозные темы. Различные истории из Нового завета, жития святых. Картины по литературным произведениям и биографиям писателей; исторические, географические. Также были сюжеты о сельском хозяйстве и вреде пьянства. Каждая серия состояла из нескольких картин. Например, «Путешествие вокруг света» – из 48, а о Петре Великом – 12.
Всего в 1900-1901 учебном году на чтениях побывало 14197 человек. В земской Управе считали, что «народ, нет сомнения, любит чтения, на которых находит для себя подходящую духовную пищу и разумное развлечение…». А чтобы улучшить положение с народными чтениями в уезде, земская Управа решила купить ещё шесть «волшебных» фонарей.
Кинотеатры
16 мая 1896 года в Санкт-Петербурге был первый сеанс «живого» синематографа братьев Люмьер, а 7 ноября того года точно такой же – в Екатеринбурге. По поводу этого события пресса писала: «Перед зрителями на туго натянутом белом полотне происходит ряд сцен из обыденной жизни: люди идут, экипажи едут, железнодорожный поезд мчится». Тогда это было действительно удивительным зрелищем. В 1908 году в Екатеринбурге были открыты два синематографа, их ещё называли электротеатрами.
В Камышлове
Как известно, в Камышлов синематограф пришёл летом 1909 года. Были кинотеатры «Чудо», «Иллюзион». Говорят, был ещё один, кинотеатр Сметанина, – «Варьете», который находился в городском саду (напротив милиции).
Владелец часовой мастерской Григорий Сметанин открыл первый кинотеатр «Чудо» на улице Шиповаловской в доме №55 (сейчас это здание «Торговой лавки» на ул. Свердлова). Как утверждают старожилы, первая кинокартина в нём была о Христофоре Колумбе.
В 1913 году Кузьма Устьянцев открыл кинотеатр «Иллюзион» на улице Торговой против гостиного двора (сейчас это здание бывшего клуба швейной фабрики «Одежда»). По рассказам старожилов, первой кинокартиной в нём была «Страшная месть».
Есть ещё сведения, что до открытия этих кинотеатров в Камышлове в 1908 году был продемонстрирован сеанс «живого» кино. Расскажу об этом подробней. В семье известных музыкальных работников Михаила Михайловича Щеглова и его дочери Варвары Михайловны Мещеряковой были тетради, в которых велись записи демонстрировавшихся в Камышлове фильмов начиная с 1908 года. Я видел эти тетради. Первая запись в них сделана в 1908 году, и записан фильм «Князь Серебряный».
А что же было в деревнях большого Камышловского уезда? Судя по архивным документам, там ещё смотрели «туманные» картины. В докладе №6 за 1915 год «О внешкольном образовании» Камышловская уездная земская Управа отмечает, что «народные чтения в уезде прошли успешно. Всего на 1230 чтениях было показано 1382 серии картин. При этом присутствовало 87578 человек взрослых и 73277 детей. В среднем на каждом чтении побывал 131 человек». Замечу, что население нашего уезда к этому времени выросло до 270 тысяч, а для показа «туманных» картин было задействовано до 70 волшебных фонарей при спирто-калильных лампах «Идеал».
В этом докладе Управы приводятся примеры отношения крестьян к чтениям. Например, в деревне Дёминой после лекции «О великих и грозных силах природы» крестьяне, интересуясь электричеством, спрашивали: «Грех оно или нет»? В деревне М. Грязнуха, увидев Тараса Бульбу, привязанного над костром, восклицали: «Вот бы Вильгельма так привязать, добро бы» (имея в виду Германского императора).
Чтобы проводить народные чтения в 1916 году на прежнем уровне, Управа считала «настоятельно необходимым увеличение числа картин», а для этого нужны были 700 рублей на их приобретение, 100 рублей – на спирт для фонарей и 1500 – на вознаграждение лекторам. Эти суммы Управа просила у земского Собрания.
В это время в Ярославле, а затем в Пермской губернской Управе проходили совещания о кинематографе. Было принято решение: «Передвижные кинематографические аппараты должны быть при каждой уездной Управе. Все сеансы просветительного кинематографа должны сопровождаться объяснениями». А также: «Признать устройство кинематографических сеансов в деревне весьма полезным и в высшей степени необходимым». Руководствуясь этими постановлениями, Камышловская земская Управа докладывала в 1915 году земскому Собранию: «Придавая особо важное значение кинематографу в настоящее время, Управа предполагает приобрести два кинематографа системы «КОК» для организации кинематографических сеансов в деревне и пригласить инструктора…» Для приобретения этих аппаратов и картин к ним нужна была тысяча рублей, о чём ходатайствовали перед земским Собранием.
Население росло, а Управа ещё только «предполагала» приобрести два кинематографа на такой большой уезд. Закончился 1915 год, а кино в деревни Камышловского уезда не пришло.
Пианисты и кино
Между тем кинематография развивалась, в том числе и на Урале. Кино того времени было немым. Пробовали озвучивать с помощью фонографов, но не получалась синхронизация звука с изображением, и затею бросили. Стали пользоваться музыкальным сопровождением. Появились тапёры, в основном это были пианисты. В Камышловском «Иллюзионе» некоторое время тапёрами работали известные музыканты Сигизмунд Шаллер и Варвара Мещерякова.
Таково было начало кинематографа в Камышловском уезде. После смерти Варвары Михайловны мне удалось найти в макулатуре, которую приготовили сдать во вторсырье её родственники, часть тех уже разорванных тетрадей, в которых велись записи демонстрировавшихся кинофильмов. Кроме названия, там записаны фамилии режиссёров и актёров, жанр, русский или иностранный фильм и так далее. Там же нашёл несколько рекламных листков Камышловских электротеатров «Чудо» и «Иллюзион» с кратким содержанием фильмов.