В наше время о некогда легендарном советском полководце Клименте Ворошилове, именно как о военачальнике практически никто, ничего не помнит. В народе укоренилась, и хорошо известно всем, лишь крылатое выражение, «Ворошиловский стрелок». Так называют тех, кто метко стреляет, во всех смыслах этого слова. Между тем сам Климент Ефремович меткостью стрельбы не отличался. По крайней мере именно таким запомнили его в Ныробе и Чердынском уезде, где он находился в ссылке.

Кто такой Климент Ворошилов?

Российский революционер, советский военный, государственный и партийный деятель, участник Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза. С 1925 года нарком по военным и морским делам, в 1934—1940 годах нарком обороны СССР. В 1953—1960 годах — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Дважды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда.

Фото К. Ворошилова периода жизни в Луганске
Фото К. Ворошилова периода жизни в Луганске

Ссылка в Ныроб

В Чердынский уезд Ворошилов был выслан из Луганска на два года под надзор царской полиции, а уже на месте его определили к жительству в Ныроб. В небольшом селении он появился в марте 1913-го года.

Ворошилов переселился в большом двухэтажном доме крестьян Пономарёвых. У профессионального революционера, участника восстаний 1905-1907 годов удивительным образом был статус, всего лишь административного ссыльного, что позволяло ему жить практически свободно. Он мог свободно перемещаться по селу и его окрестностям, общаться с местными, бывать у них в гостях. Кроме всего прочего, находясь в ссылке, он получал государственное пособие. То есть по тем временам на селе он был человеком заметным. Известно, что он водил дружбу с начальником Ныробской почты. Последний был владельцем редкой для тех времён диковины – фотоаппарата. Благодаря чему сохранились фотографии Ворошилова в ссылке.

К.Е.Ворошилов и начальник почтового отделения села Ныроб. 1913 год
К.Е.Ворошилов и начальник почтового отделения села Ныроб. 1913 год

Как проходила ссылка?

Сохранились и воспоминания, о том, как проходила ссылка, будущего советского маршала. Их стали собирать в тридцатые годы, после того как в доме, где он отбывал наказание, открыли музей Ворошилова. В одном из них местный крестьянин описывает охоту, на которой он был вместе со ссыльным. «Я Ворошилову говорю: «Плохой ты стрелок, у тебя ничего не получится». А Ворошилов ссылался на ружьё, говорит: «Нет, ружьё у меня плохое, а стрелок-то я всё-таки неплохой».

В ноябре 1913-го года в Ныроб вслед за Климентом с Украины прибыла будущая жена Ворошилова Голда Горбман. Находиться рядом с любимым без официальной регистрации брака полиция ей не разрешила. Молодые люди решили обвенчаться. Для этого девушке пришлось принять православие. Она была иудейкой по вероисповеданию. В Ныробе венчать ссыльного отказались. Пришлось ехать за 20 километров в село Камгорт. Местный священник сделал запрос приставу третьего участка полиции, на территории, которого находился храм. И получил ответ «С моей стороны никаких препятствий для венчания нет». Торжество состоялось 13 ноября 1913 года. Запись об этом событии и ответ пристава сохранились в церковной метрической книге. Супруга Ворошилова при крещении приняла имя Екатерина.

Клим Ворошилов с женой Екатериной. 1913 год
Клим Ворошилов с женой Екатериной. 1913 год

Ворошилов всю свою дальнейшую жизнь будет с удовольствием вспоминать счастливое для него время ссылки. Уделит этому внимание и в своих мемуарах. Уточнить некоторые детали, которых, в Ныроб в 1969 году приехал его личный секретарь. Вот как об этом событии вспоминал доктор исторических наук Георгий Чагин:

«Я работал в Чердынском музее, приехал секретарь Ворошилова с рукописями – воспоминаниями Климента Ефремовича о пребывании в Чердыни и Ныробе. Это была уже вторая часть его книги, первая часть «Рассказы о жизни» к тому времени была уже опубликована. Вторая часть как раз была посвящена Ныробскому периоду. Секретарь привёз с собой рукописи книги, я их читал. Ему нужно было уточнить некоторые данные. Правильно в рукописи названы населённые пункты, точно ли описан быт. Ворошилов писал, что зимой, когда он был в Ныробе, выпадало много снега. Сугробы достигали двух метров. Вспоминал, какие грибы и ягоды он собирал. Ворошилов также в своей рукописи называл имена других ссыльных. И его секретарю необходимо было выяснить, кто они, кем они потом стали».

Надо сказать, что Ворошилов обладал хорошей памятью и многие события, которые с ним происходили в далёком 1913 году, помнил до деталей. В частности, в рукописи он описывал и торжества по случаю 300-летия дома Романовых. Они в Ныробе проходили с особой пышностью, ведь здесь погиб в ссылке, родной дядя первого русского царя из рода РомановыхМихаил Никитич. В честь трехсотлетия дома Романовых, была объявлена амнистия и Ворошилов как раз под неё и попал. Так что вместо двух лет, он пробыл в Ныробе всего лишь год.

Климент ВорошиловКак Ворошилов помог ныробчанам

Потом уже, находясь на вершине свой карьеры, Ворошилов не откажет в помощи хозяйке дома, в котором он провёл год. Вот как об этом вспоминал профессор Чагин: «Вот кому помог Ворошилов – это хозяйке дома, в котором он жил, Анастасии Ивановне. Её раскулачили, у неё всё отобрали, дом, имущество. Местная власть обложила ее налогом, как жену кулака. Кто её надоумил, и она поехала в Москву».

В воспоминаниях она говорит, что в столице за ней прислали машину прямо на железнодорожный вокзал. Она пишет: «Завели меня в помещение, я иду по коридору, смотрю, навстречу бегут, смеются, Ворошилов, Екатерина Давыдовна, обнимают: «Как доехала, как живёшь?»

Анастасия Пономарёва несколько дней прожила на квартире Ворошиловых в Кремле. Когда она возвращалась, то на окраине Ныроба её уже ждали руководители Ныробского района с распростёртыми объятиями. Все её вещи собрали, посуду, кровать, всё, что изъяли. Вернули и дом. Вскоре она передаст свой дом под музей Ворошилова и станет его сотрудником. К сожалению, сам дом-музей не сохранились, в перестроечное время его кто-то сжег.

Дом Пономарёвых, где жил Ворошилов
Дом Пономарёвых, где жил Ворошилов

Ворошиловск

В 1935-м году вначале районные, а затем областные власти обращаются в Москву в Центральный Исполнительный Комитет СССР с просьбой переименовать Ныроб в Ворошиловск. Но решение по этому поводу так и не было принято.

Автор статьи: Вячеслав Дегтярников

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments