Нижнесалдинский завод в годы Октябрьского переворота и Гражданской войны переживал трудные времена. Порой, он просто не работал. Но всё же, когда власть окончательно установилась и стало налаживаться производство. В 1919 году на базе бессемеровского цеха строиться мартеновская печь и начинается развитие мартеновского производства на Нижнесалдинском металлургическом заводе.
Первым директором завода становится Зуев Василий Давыдович (1919-1922 гг.). Он был рабочим прокатного цеха, революционером, членом подпольной большевистской организации. В 1917 году был «ходоком» в В.И.Ленину.
В июне 1924 года на домне №6 впервые на Урале проведены опытные плавки чугуна на Кузнецком коксе вместо древесного угля. Кокс – искусственное твёрдое топливо повышенной прочности, получаемое при нагревании природных топлив или про продуктов их переработки до темп. 950-1100 ℅ без доступа воздуха. Основное количество кокса получают из каменного угля. Опыт салдинских доменщиков удался и вскоре все доменные печи стали выплавлять чугун на коксе. Был дан импульс развития коксовой металлургии Урала.
В 1928 году построен и пущен в эксплуатацию цех рельсовых скреплений. В прокатном цехе осваивается полоса для подкладок и накладок рельсовых скреплений, новые профили проката швеллера, двутавровые балки и т.д. прокат рельсов на заводе был прекращён.
В 1938 году строится разливочная машина жидкого чугуна. В доменном цехе ликвидируется тяжёлая профессия «чугунщик». Этот специалист ранее должен был разбивать формы после разливки чугуна.
В годы ВОВ 1941-1945 гг. в мартеновском цехе была освоена выплавка никелевых и других специальных сталей для оборонной промышленности.
В 1942-1945 гг. на рудном дворе доменного цеха внедряется механизация – экскаватор, рудничные электровозы, ленточные транспортёры. В 1943 году по итогам Социалистического соревнования доменных цехов страны Нижне-Салдинский завод занял 1 место, присвоено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. В течении всей истории завода он был награждён многочисленными грамотами и наградами, хранящихся в музее завода.
В годы Великой Отечественной войны директором завода был Серафим Александрович Журавлёв. (1939-1949). С завода на фронт ушли 30% кадровых рабочих, на их место пришли жёны, сёстры и дети. Работали по 12 часов без выходных. Выпускали никелевую сталь для оборонной промышленности, был организован цех №1 для изготовления боеголовок к бесствольной артиллерийской установке, прозванной ласково «Катюша». Литейных цех завода изготовлял блиндажные печи, окопные сапёрные лопатки, корпуса ручных гранат «лимонка». Труженики завода собрали денежные средства в сумме 967 тыс. рублей на постройку самолёта «Салдинский доменщик» в Уральскую танковую колонну. Деньги были переданы в фонд Красной Армии и из Москвы пришла телеграмма, что просьба салдинских металлургов будет выполнена.
В 1944 году строится 2-я мартеновская печь на 100 т. садки. В эти же годы качающаяся мартеновская печь переделана на стационарную 100 т. садки. Доменная печь №1 в 1956 году была капитально реконструирована, автоматизирована загрузка шихты. В 1958 году доменная печь №2 остановлена и ликвидирована. В этом же году Н.-Салдинский и В. – Салдинский заводы были объединены и стали называться Салдинским металлургическим. В 1964 году в доменном цехе заработала первая в стране припечная гранустановка верхнего шлака.
Развитие мартеновского производства относится к периоду 1960-1974 годов. За эти годы производство стали выросло в 2,5 раза за счёт увеличения садки печи до 175 т., внедрения комплексной автоматизации теплового режима и других организационно-технических мероприятий. В этот период совершенствуются основные металлургические производства, а вместе с ними находят своё развитие и вспомогательные цеха, такие как цех ремонта металлургических печей, чугунно-литейный, огнеупорный, механический, КИПиА, электрический. Расцвет завода приходится на 1970-начало 1980-х годов. Это был завод с полным металлургическим циклом – чугун, сталь, прокат.
В 1983 году было полностью ликвидировано доменное и мартеновское производство на заводе. Две основные причины таились в следующем: Во-первых, мартеновское и доменное производство устарело морально, уже не соответствовало возросшим требованиям к качеству и технике безопасности; Во-вторых, вновь построенный в 1983 году цех рельсовых скреплений заменил собой неперспективное производство.
Ещё в 1960 году в связи с увеличением скоростных режимов, увеличением грузоподъёмности вагонов, Министерство путей сообщения страны приступило к реконструкции старых и строительству новых железных дорог. Для этого потребовалось большое количество рельсовых скреплений, в том числе и для железобетонный шпал, которые всё больше стали внедрятся по всей стране вместо деревянных. В 1967 году Совет Министров СССР принимает решение построить специальных цех рельсовых скреплений. Принимая во внимание, что Нижнесалдинский металлургический завод выпускает рельсовые скрепления с 1858 года, учитывая, что на заводе с 1928 года на производстве работает крупных цех по производству рельсовых накладок и подкладок, имеются большие производственные наработки, квалифицированные кадры, Министерство Чёрной металлургии посчитало целесообразным построить новый цех в Нижней Салде. В 1971 году определяют основные объекты комплекса рельсовых скреплений и выдаются первые чертежи. Начинается строительство. В преддверии пуска цеха проделана большая подготовительная работа, в том числе освоен новый тип подкладки с цилиндрической опорной поверхностью паза для железобетонных шпал на протяжных станках немецкой фирмы «Курт Хоффман». У истоков нового цеха стояли Лошкарёв Владимир Александрович (директор завода), Бессонов Геннадий Иванович (директор завода), Ильиных Ефим Фомич (директор завода), Толмачёв Андрей Петрович (начальник ЦРС). 20 января 1983 года завод посетили министр чёрной металлургии Казанец И.П. и 1-й секретарь Свердловского обкома партии Ельцин Б.Н. Они внимательно осмотрели ЦРС, познакомились с технологией производства и дали новому цеху очень высокую оценку.
В настоящее время Нижнесалдинский металлургический завод ведёт производство в двух цехах: прокатный и цех рельсовых скреплений.
Прокатный цех производит следующие виды продукции:
- Полоса для подкладок раздельного скрепления
- Полоса для подкладок костыльного скрепления
- Полоса для заготовки подкладок типа «Метро»
- Рейки зубчатого модуля 24 мм.
Продукцией цеха рельсовых скреплений являются элементы верхнего строения ж.д. путей – рельсовые скрепления. Этот цех производит:
- Подкладку без термоупрочнения раздельного рельсового скрепления КБ 50, КБ 65, СК 50, СК 65, КД 65, КД 50
- Подкладка костыльного скрепления Д 50, СД 50, Д 65, СД 65, ДН6-65
- Скоба упорная (ЦП 369 ТУ-2, чертёж ЦП 369.301)
- Клемма ПК (ГОСТ 22343-90, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 535-2005).
- Накладка Р 50 и Р 65
- Подкладка ЖБРМ
- Рельсовые скрепления ЖБР-65 ПШМ
Другие статьи об истории завода можно посмотреть здесь: История Нижнесалдинского металлургического завода: демидовская эпоха
История Нижнесалдинского металлургического завода: жизнь завода до революции
Телефон: 8 (343 45) 32-670 (доб. 124)