Особенный интерес в микрорайоне Комсомольский, в простонародье именуемом ЖБИ, представляет его небольшая часть — МЖК. Этот градостроительный и социальный эксперимент начался почти 30 лет назад. О его идеях, о том, как они были воплощены, и что с ними стало спустя десятилетия — наш сегодняшний рассказ.

ekaterinbook-zhzl-zhbi01

На переднем плане внизу мы можем видеть корпуса завода железобетонных изделий (ЖБИ), который и дал району его «народное» название. Здесь же был построен небольшой район временного жилья для рабочих. Завод начали строить в конце 50-х, но массовый пуск продукции на нем удалось наладить только в 80-х. Под эгидой стройки МЖК на заводе было запущено широкое производство железобетонных плит, из которых позже был построен не только МЖК, но и 9- и 12-этажные дома для работников завода.

МЖК. Идея из космоса

ekaterinbook-zhzl-zhbi02

Сегодня период истории СССР с 1960-х по 1980-е называют эпохой застоя. Медленные, близкие к полной остановке темпы развития наблюдались во многих сферах жизни, в том числе и в строительстве. Проблема жилья, возникшая в связи с глобальными стройками первых пятилеток и последующей войной и эвакуацией, даже не приблизилась к своему решению. Откладывать материальное благополучие обывателей становилось все сложнее. Подрастало новое, послевоенное поколение, которое не чувствовало необходимости выбирать «пушки вместо масла».

В разных районах нашего города (да и всей страны) возникали так называемые самострои — кварталы пятиэтажных кирпичных домов, которые строили молодые специалисты. Строители за свой дополнительный труд после основной работы получали квартиру-хрущевку, но этого уровня комфорта было уже не достаточно.

ekaterinbook-zhzl-zhbi03-2

В 1968 году в подмосковном Калининграде (позже он станет известен как Королев — «космическая столица России») специалисты и ученые создают проект молодежного жилищного комплекса (МЖК).

МЖК — не просто пара многоквартирных домов. Кроме отдельных квартир, в нем предполагалось разместить детский сад и ясли, помещение для проведения продленных занятий для школьников, зал семейных торжеств, спортивный уголок, библиотеку. Все бытовые функции были встроены в первые этажи жилых зданий. Предполагалось, что ими будут пользоваться только жильцы конкретного дома. По сути, это было продолжение идеи домов-коммун эпохи советского авангарда, но современные строительные технологии позволили масштабировать проект, делая жилые дома выше и быстрее. В 1971 году начинается строительство этого комплекса.

ekaterinbook-zhzl-zhbi04

Первый МЖК в СССР. В народе имеет прозвище «дома-книжки». Опыт МЖК в шутку называли «создание условий коммунизма в отдельно взятом микрорайоне».

Во второй половине 70-х опыт первого МЖК уже считают успешным. В 1977 году в Свердловске молодые сотрудники УПИ и Уральского научного центра, бывшие участники движения студенческих строительных отрядов решают сделать свой проект МЖК с амфитеатром и танками. 1980-м году инициативная группа убедила первого секретаря обкома КПСС Бориса Ельцина начать строительство МЖК-1.

Ельцин на стройке МЖК в Свердловске. Человек слева от Ельцина как будто разговаривает по несуществующему в 1980-х годах сотовому телефону. Это Евгений Королев — идеолог строительства, председатель оргкомитета Свердловского МЖК
Ельцин на стройке МЖК в Свердловске. Человек слева от Ельцина как будто разговаривает по несуществующему в 1980-х годах сотовому телефону. Это Евгений Королев — идеолог строительства, председатель оргкомитета Свердловского МЖК

Для строительства оргкомитету было предложено несколько площадок. Выбор пал именно на территорию возле завода ЖБИ по нескольким причинам. Во-первых, близость завода могла существенно сократить транспортные расходы. Во-вторых, здесь планировалось продолжение одной из центральных улиц города — улицы Малышева. Свою роль сыграла близость озера Шарташ и Каменных палаток неподалеку от него.

ekaterinbook-zhzl-zhbi06
Проект детальной планировки территории района

Девизом стройки стала идея «Человек строит дом — дом строит человека». В МЖК было запроектировано не только жилье, но и разнообразная сервисная инфраструктура. Здесь были два детских сада, один из которых был оборудован плавательным бассейном, поликлиника, школа.

Блоки обслуживания были запроектированы отдельно стоящими зданиями между домами. В одном из них располагался штаб стройки. Позже в нем же было организовано первое городское кабельное телевидение.

Сегодня около каждой «свечки» МЖК находится небольшой двухэтажный клуб. Некоторые из них остались в первозданной эстетике советского модернизма, другие обшиты современными материалами. Все они работают как детско-юношеские клубы и центры культуры.

Еще одним ноу-хау МЖК является первый в Свердловске подземный гараж на 50 мест (находится между домами по улице Высоцкого, 16 и Высоцкого, 18а). Сейчас эта цифра кажется смешной, но в 80-е нынешнего бума личного автотранспорта еще не предвиделось — ставка делалась на общественный транспорт. На ЖБИ была пущена трамвайная ветка, планировалось даже строительство линии метрополитена.

Участники МЖК работали на совесть, проектировали и строили квартиры для себя и своих детей. Однако построенные квартиры все равно оставались государственные — за участие в строительстве была возможность получить только ордер на вселение. И еще 15% от строившегося жилого фонда отдавалась в распоряжение государства.

Однако проект состоялся и оправдал себя. Пример Свердловского МЖК обсуждался на всесоюзном уровне. Его проект даже экспонировался на архитектурной биеннале 1983 года.

Танки, самолеты, корабли и другое благоустройство МЖК

Благоустройство дворов ЖБИ заслуживает отдельного внимания. Здесь было создано действительно необычное пространство для отдыха. Гуляя между многоэтажками МЖК, вы встречаете несколько весьма странных детских площадок, амфитеатр и даже небольшой музей военной техники.

Один из дворов МЖК. Малая архитектурная форма слева внизу — просто истребитель-бомбардировщик «Су-7Б», ничего особенного
Один из дворов МЖК. Малая архитектурная форма слева внизу — просто истребитель-бомбардировщик «Су-7Б», ничего особенного

Образцы военной техники в одном из дворов ЖБИ начали собирать в 1980-х по инициативе военно-патриотического клуба «Полет». Помимо самолета, здесь были установлены танк ИС-3М и самоходка. Два последних экспоната оказались достаточно устойчивыми к вандализму и находятся на своем месте и сейчас.

ekaterinbook-zhzl-zhbi15

ekaterinbook-zhzl-zhbi16

А вот самолет не выдержал внимания со стороны местных жителей. Пал под их натиском и макет корабля, выполненный для Свердловской киностудии и вставший на прикол в этом дворе после того, как снялся в нескольких фильмах.

В 2006 году незавидную судьбу корабля и самолёта чуть было не разделили и танки: во двор, где они стоят на протяжении уже не одного десятка лет, приехала спецтехника. Один из экспонатов подняли краном и уже поставили на грузовик. Но жители отстояли свою достопримечательность.

Другой необычный объект на территории ЖБИ местные жители называют амфитеатром или форумом.

ekaterinbook-zhzl-zhbi17

ekaterinbook-zhzl-zhbi18

Это было традиционное место митингов и собраний жителей МЖК, здесь строителям комплекса была вручена премия Ленинского комсомола.

Отдельного внимания заслуживают детские площадки, которые (если по- честному) были сделаны из строительного мусора. Для их проектирования были привлечены студенты УГАХА, которые не только нарисовали красивые картинки и склеили макеты, но и сами участвовали в их постройке под руководством преподавателей. Вот такой глобальный воркшоп по проектированию городской среды.

С 1982 года идеи МЖК приняли массовый характер — во многих регионах появились сторонники идеи создания среды обитания, достойной современного человека. В Томске, Новосибирске, Архангельске, Ленинграде были сформированы оргкомитеты первых МЖК. Но с перестройкой, а затем и с развалом Советского Союза история МЖК в России сошла на нет.

ekaterinbook-zhzl-zhbi22