Племена шигирской культуры всего вероятнее послужили основой для древних индоевропейских племен. В официальных исторических учебниках и статьях шигирцев считали слаборазвитыми племенами, они занимались охотой, рыболовством, собирательством и простыми ремеслами.
Шигирская культура
Но некоторые исследователи считают, что шигирцы были не такими уж «дикими». Академик В.А. Чудинов считает, что уже в эти времена шигирцы имели свою письменность (в виде древнерусских рун), это подтверждает находка Шигирского идола. Чудинов считает, что надписи их сильно похожи на древнеславянские (древнерусские) слова. Он даже дал им свое название – аркто-русы (по моему мнению я бы лучше присвоил им название гиперборейцы, бореи, биармийцы).
Сами гиперборейцы являются далекими предками славян, иногда в древние времена древних славян соседние народы называли бореями, среди древних князей встречаются имена Боревой, Борей). Я тоже считаю, что мы мало еще знаем о шигирских племенах и история их хранит много загадок.
Потомками племен шигирской культуры были племена разных групп (археологических культур), но нас будут интересовать только те культуры, которые выделились из этой культуры из восточных шигирцев (на территории Зауралья).
Чтобы лучше понимать эту информацию, поясним для себя, что же означает слово «археологическая культура». Эти культуры обнаруживаются в процессе археологических раскопок – на определенной территории находят похожие археологические находки (керамические изделия, жилища, одежду, оружие), это означает, что в определенное время на определенной территории жили древние племена которые имели одинаковую культуру (чаще всего эти племена являются родственными по происхождению).
Ну а мы продолжим повествование о дальнейших этнических процессах, происходивших на территории Зауралья.
Маханджарская культура
Примерно в 6200 году до н.э.на юге и юго-востоке Зауралья возникла новая культура – маханджарская, эта культура возникла в основном на основе предыдущей янгельской культуры. Эта культура существовала примерно до 4700 г.до н.э.
Культура развивалась в Степном Притоболье. Основной район скопления памятников — Тургайская впадина (Костанайская область). На территории Торгайского прогиба известно двадцать памятников, в коллекциях которых содержатся материалы маханджарской культуры. В эпоху неолита ландшафт Торгайского прогиба представлял собой степь с островными лесами, а климатические условия примерно соответствовали современным, но c гораздо большей увлажненностью. Для маханджарского населения характерна типично присваивающая экономика древнейших охотников-собирателей-рыболовов. В основе производства каменных орудий труда лежала призматическая техника скалывания пластин как основного типа заготовки. Экономической основой социокульта были охота, рыбная ловля, собирательство. Ловили в основном сайгу, лошадь Пржевальского, куланов, водоплавающих птиц. Преобладала такая форма охоты, как загонная, с применением ловчих ям на путях водопоя. Маханджарцы активно занимались сбором незерновых растений. Родовая община культуры представляла собой материнский род. На орудия и средства производства сохранялась общественная собственность. Соблюдалось равенство всех членов рода. Дела решал родовой совет.
Эпоха неолита
Эпоха неолита (позднекаменный век, 6-5 тысяч лет до н.э.) в южной части Уральского региона характеризуется началом перехода от присваивающей к производящей экономике. Идет процесс одомашнивания скота: кости домашних животных – мелкого и крупного рогатого скота, лошади, — найдены на Ивановской стоянке. Сохраняются и традиционные для каменного века отрасли – охота, сетевое рыболовство и собирательство. На неолитических стоянках найдены каменные мотыги и зернотерки. В эпоху неолита фиксируется появление нового вида изделий – керамической посуды, предназначенной в большей степени для хранения пищевых запасов, нежели приготовления пищи.
В эпоху неолита получают распространения такие приемы обработки камня, как шлифование, пиление и сверление. Ассортимент сырья, из которого изготавливались каменные орудия, расширяется. Употребляются кремень, яшма, кварц, кварцит, гранит, тальк, сланец, халцедон, горный хрусталь и др.
В эпоху неолита начинают проявляться различия в развитии хозяйства разных областей Урала. Северный Урал с его климатом и животным миром диктует занятия охотой с сезонными перекочевками, на побережье Ледовитого океана в Приполярном Урале развивается охота на морского зверя. В лесном Прикамье жили оседлые охотничье-рыболовные племена.
К неолиту относится женское погребение в Бурановской пещере, в котором костяк женщины лежал на спине в вытянутом положении головой к югу, а череп помещался в новскойобласти таза и ног находились 35 подвесок в виде плоских пластинок из зеленого змеевика овальной формы с одной отшлифованной стороной. Второе погребение подобного рода было обнаружено на стоянке в скалистом навесе Старичный гребень в 1,5 км ниже по реке Юрюзань от Бурановской пещеры. Эти погребения сходны по характеру погребения с захоронениями на Южном Оленьем острове Онежского озера, в могильнике в урочище Караваиха на правом берегу реки Еломы в Вологодской области, в неолитических могильниках Сибири на реке Ангаре. В всех погребениях применялась присыпка красной охрой и даже с привесками на нижней части костяка.
Примерно с 5500 года до н.э. территория Западной Сибири и Урала начала заселяться немногочисленными неолитическими племенами. Эти переселенцы пришли туда как с территории, населенной племенами шигирской культуры (с запада), так и с территорий, населенных племенами восточных европеоидов (с юга и юго-востока).
Неолит Урала
5-4 тысяч до н.э. — заключительная стадия каменного века — неолит — протекала в условиях теплого и влажного климата. Граница между степью и лесом установилась в положении, близком к современному. Неолитические памятники Южного Зауралья объединены в чебаркульскую культуру. Ведущими отраслями хозяйствава оставались охота и рыболовство. Большинство населения Южного Зауралья использовало каменное сырье из месторождений «яшмового пояса». В технике обработки камня применялись шлифование, пиление, сверление. Возникло гончарство. Дальнейшее развитие получили связи с племенами, населявшими территорию между Аральским и Каспийским морями.
Рыболовство и охота в условиях возникшей технической оснащенности и благоприятной географической среды оставались наиболее рациональными видами деятельности. Только на южной окраине лесостепной зоны (современной Оренбургской области) осваивается живвотноводство. Кости домашних животных (мелкого, крупного рогатого скота, лошади) найдены в неолитическом слое Ивановской стоянки (река Ток).
Суртандинская культура
Примерно к 4000 году до н.э. на территории Южного Зауралья и степного Казахстана возникла суртандинская культура. Названа по стоянкам на озере Суртанды. Поселения суртандинской культуры располагались преимущественно в низких террасах берегов озёр и не имели укреплений. Жилищами являлись полуземлянки и землянки с очагами, нарами и стенами. Стены были укреплены каменными плитами, а крыша покрывалась бревенчатым накатом. Поселение Суртанды расположено в Абзелиловском районе Башкортостана, в 40 км от города Магнитогорска. Характерна обилием каменных орудий из яшмы (наконечники стрел, ножи, скребки, молоты, зернотёрки) и единичными изделиями из уральской самородной меди, керамикой и орнаментами на посуде. Обнаружены кости домашних животных — овца, крупный рогатый скот, преобладают лошади. Погребальные памятники не найдены. Население суртандинской культуры сложилось на основе местных племён эпохи неолита. В конце III тыс. до нашей эры расселилось в долинах рек Ай, Уршак, Юрюзань. Население занималось охотой, рыболовством и скотоводством. На востоке племена данной археологической культуры стали одним из компонентов формирования населения алакульской культуры, а на западе — абашевской культуры.
Примерно к 3800 году до н.э. лесостепном и лесном Зауралье сформировалась боборыкинкая культура.
Ботайская культура
Примерно к 3700 году до н.э. на севере Казахстана и Южном Урале появилась ботайская культура, эта культура появилась на основе предыдущей суртандинской. Территорию шигирской культуры в западном Приуралье заняла волго-камская и агидельская культуры, а в восточном Зауралье – неолитические племена Урала и Западной Сибири. К этому времени перестала существовать чебаркульская культура.
Ботайская культура — археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700-3100 годах до н.э. Названа по селу Ботай. Открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбулак, Терсаккан, Тобол, Тургай, Убаган, Чаглинка. Основными материалами были камень, кость и глина. Основное занятие коневодство, охота и рыболовство. Происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья.
Проведённые археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и являлись пионерами применения сбруи 6700-6000 лет назад. С ботайской культурой связывали начало одомашнивания лошадей примерно 5,5 тыс. лет назад.
По данным палеогенетиков лошади Пржевальского являются одичавшими потомками ботайских лошадей, а современные породы домашних лошадей лишь на 2,7% происходят от лошадей из Ботая. При этом ботайцы, владея навыками приручения лошадей, не вели селекцию. Финский лингвист А. Парпола считает, что название лошади в праугорском языке могло быть заимствовано из неизвестного субстратного языка, резко отличавшегося от других языков Евразии, носителей которого он отождествляет с ботайцами.
Генетически ботайцы не были напрямую связаны с населением ямной культуры. По последним данным, генотип ботайцев, как и окуневцев, наполовину происходил от «древних северных евразийцев», наполовину от «древнего восточноазиатского компонента». В распоряжении антропологов пока что имеется лишь 5 черепов носителей культуры. Они характеризуются архаичным массивным обликом с уплощённой лицевой частью, что сближает их с древнеуральской расой и отделяет от европеоидных афанасьевцев и ямников.
Ямная культура
Примерно к 3500 г.до н.э. на обширной территории степей от Дуная до Иртыша сформировалась ямная (древнеямная) культура. Это были племена древних индо-европейцев. Некоторые историки называют их «ариями». К этому времени ботайская культура вошла в состав ямной культуры.
Эпоха раннего металла
Эпоха раннего металла (конец IV-II тыс. до н. э.) характеризуется массовым освоением металлургии бронзы, изготовлением из нее орудий труда, оружия и украшений, употреблявшихся наряду с каменными или вместо них. Существует несколько периодизации эпохи раннего металла на Урале. По периодизации Е.Н. Черных выделяются следующие этапы: первый – энеолит (IV тыс. до н.э.), второй с двумя фазами – ранней и средней бронзы (первая половина III – середина II тыс. до н.э.) и третий этап – поздний бронзовый век (сер. II – начало I тыс. до н.э.).
Основные культуры эпохи раннего металла — Гаринская, Борская, Липчинская, Уртандинская, Аятская. В это время идет формирование комплексного охотничье-рыболовческого хозяйства. Развиваются и более прогрессивные отрасли хозяйства – скотоводство и земледелие. Развитие скотоводства в южных районах привело к первому крупному общественному разделению труда – выделению пастушеских племен. В Прикамье население гаринской культуры осваивает цветную металлургию на базе местных медистых песчаников. Основные культуры эпохи бронзы таежной зоны Урала — Ерзовская и Лебяжская.
К 3000 году до н.э. исчезла боборыкинская культура.
Энеолит
Во 2-й половине переходного от каменнного к бронзовому веку периода — энеолита (3 тыс. до н. э.) — климат стал более холодным и сухим. К этому периоду относятся памятники кысыкульско-суртандинской культуры. В хозяйстве преобладали рыболовство или охота. Основным материалом для изготовления орудий труда служил камень. На немногих поселениях найдены изделия из меди, шлаки и другие свидетельства зарождения местного металлургического производства. Южная часть Зауралья вошла в ареал ямной культуры. Ведущей отраслью хозяйства было подвижное скотоводство. Возможно, с этого времени в Южном Зауралье началась эпоха контактов между угорским (кысыкульско-суртандинская культура) и индоевропейскими (ямная культура) мирами.
К 2800 году до н.э. сформировалась андреевская и горбуновкая культуры. Исчезла волго-камская культура.
К 2500 году до н.э. сформировались следующие культуры – аятская, липчинская. Исчезла агидельская культуры.
Это одна из глав моей новой книги «История Зауралья». Книга рассказывает историю Свердловской, Челябинской и Курганской области с древнейших времен.
Статья не очень и притянута бездоказательна к русским.Желание прихватизировать это от бедности и многолетнего прозябания.
ДНК генеалогия это подтверждает.Русские жили издревле на русской равнине.R1a1 передаётся только по мужской линии и не меняется тысячалетиями.Те кто имеет большой процент этого гаплотипа это прямые потомки первых носителей R1a1.В Средней Азии и в Индии сохранился такой большой процент потому что с момента прихода предков русских(ариев) они были закрытыми от других по крайне мере в плане сексуальных отношений.Каждый народ можно проследить через ДНК генеалогию.Для каждого характерны своебразная картина гаплотипов.А историки могут сколько угодно менять названия народов.
Генетики только запутывают многое. R1a есть и у арабов, башкир, киргизов и мн.др.. К примеру, левиты R1a. Гораздо интереснее исследования археологов. Афанасьевская культура происходит из андроновской и в то же время из андроновской происходит культура колоколовидных кубков. Расхождение с территории Урала как на запад, так и на восток и даже на юг. Арии вовсе не предки русских, это уже бредятина откровенная, доходящая до паранойи. Становление этносов не зависит от гаплогруппы. Хотя имеет отношение к религии, к идее единобожия.
Чисто моё, субъективное мнение …
Зачем тут упоминать мнения шарлатанов от РАЕН типа Чудинова. Не портьте труд.
Правильно писать «не портИте» !
А Чудинов всё правильно пишет, просто ваш уровень понимания и его — не сопоставимы !!!