«Детям необходимо думать: над взаимосвязями прошлых и настоящих событий;

как противостоять своей неуверенности и жизненной сложности;

о важности политических и экономических процессов,

в окружении которых происходит обучение и работа».

Р.Г. Хазанкин

Большой, светлый, уютный дом по Тирлянскому тракту города Белорецка – это дом, где живёт Роман Григорьевич Хазанкин и его верная спутница жизни жена Светлана Александровна. Уральский город Белорецк республики Башкортостан, разделенный примерно посередине на две части завораживающей по красоте рекой Белой с её живописными скалистыми берегами, зимой утопает в пронзительно белом снегу, а летом в зелени деревьев.

Белорецк. Панорама
Белорецк. Панорама

С определённых точек видно, что город опоясан ожерельем гор – сказочно красивые уральские виды! Гости города завидуют белоречанам: с одной стороны, самое необходимое для жизни присутствует – дома, больницы, транспорт, школы, детские сады, работа – всё как в мегаполисе только меньшего масштаба, а с другой стороны: чистый воздух, река Белая, где можно купаться не выезжая из города, настоящий лес, горы, горнолыжная база в шаговой доступности.

Одна из стел города гласит: «Белорецк – город смелых революционеров и славных металлургов». Белорецк из-за своего географического местонахождения и металлургического завода собрал многих замечательных людей не только с простор России, но и со всего мира. На стоящийся завод были пригнаны молодые, самоуверенные, сильные духом, не желавшие подчиняться крепостные с центральной части России. Параллельно во время становления завода на нём трудились и обучали рабочих металлургическому мастерству элитные инженеры, в том числе иностранцы. В Белорецк и его окрестности ссылали неугодных дворян, революционеров, разночинцев.

После 1937-го в Белорецк прибыла индустриальная элита, которая уже не смогла или не захотела вернуться на родину после реабилитации. Так постепенно небольшой уральский городок, затерянный в горной долине и лесах, наполнялся горожанами, которые придавали колорит городу, формировали особую культурную атмосферу, задавали темп развитию города. В горной чаше Белорецка (город действительно из-за окружения гор, находится как будто в чаше) ковался на только металл, ковались судьбы и характеры людей, для которых город не был родным, но стал им. Может быть поэтому появление семьи Хазанкиных в этом маленьком южно-уральском городке Белорецке не случайно.

Отец и мать Романа Григорьевича родились и выросли в Китае, в Харбине и Тяньцзине. «В 1947 году в силу политических обстоятельств, граничащих с опасностью для жизни, моим родителям пришлось уехать из Китая. У них было советское гражданство, факт моего рождения был зарегистрирован в генконсульстве СССР в Китае. Папа и мама были большими патриотами своей исторической родины – России», — рассказывает Роман Григорьевич. Именно родители стали для Романа Григорьевича примером мужества, терпения – переезд на новое место и адаптация к сложным со всех точек зрения (экономическим, политическим, климатическим) условиям был очень сложным. Вслед за старшим братом Роман Григорьевич (всего в семье было 3 брата) окончил металлургический техникум, через год поступил в Магнитогорский пединститут, на физмат. На учительскую тропинку он встал, будучи студентом четвертого курса в 1969 г.

Во время Перестройки в СССР совместно с братом Вениамином Хазанкиным было решено сделать то, что ещё не удавалось сделать в России никому – создать негосударственное (и неубыточное) учебное заведение, дающее возможность детям получать элитарное образование. Причём обязательно закрутить дело вокруг математики, физики, информатики. К тому моменту Роман Григорьевич уже 15 лет ежегодно выпускал классы с углубленным изучением математики. Ученики вырастали, поступали в лучшие ВУЗы России и оставались жить столичных городах. План удался: была создана школа, построено общежитие с квартирами для учителей и для приезжих учеников, решилась проблема с преподавателями, школа пользовалась известностью и популярностью не только в России, но и за рубежом. Всё выглядит абсолютно идеально, если не считать каких трудов стоила Роману Григорьевичу борьба с бюрократическими препятствиями, сколько чиновников пришлось посетить, убедить, уговорить.

Подробно про вертикальную педагогику, над которой Роман Григорьевич работает почти сорок лет и о которой он рассказывает на своих лекциях в различных городах на своих авторских курсах, можно прочесть в Википедии.

1988 год. Роман Григорьевич прекрасно рисует, а это залог успеха в обучении Стереометрии.
1988 год. Роман Григорьевич прекрасно рисует, а это залог успеха в обучении Стереометрии.

Роман Григорьевич признаётся, что строил свой дом долго, целых 20 лет, но это стоило того: летом в гости к Хазанкиным приезжают дети и внуки и почти каждый день заглядывают близкие, друзья, выпускники школы. Большое красивое крыльцо специально создано Романом Григорьевичем, чтобы было удобно фотографироваться целыми выпусками классов. В просторной гостиной стоит деревянный стол, за которым любят собираться друзья семьи. На столе – традиционно игра «Руммикуб» — любимая игра про числа, которые нужно комбинировать разными способами. Звучит скучно? Как бы ни так! В сражениях за умение составить лучшую комбинацию гости дома провели не один вечер и ещё ни разу хозяева не слышали жалоб на скуку.

1989 год. Роман Григорьевич в главной роли в спектакле «Что такое дифференциал функции».
1989 год. Роман Григорьевич в главной роли в спектакле «Что такое дифференциал функции».

Роман Григорьевич может долго и подробно рассказывать о своих учениках с любовью и восхищением. С гордостью он говорит о том, что несмотря на расстояния и годы, ученики помогают ему своим вниманием, добротой, умом, профессионализмом: «Не в званиях и регалиях дело, не в количестве заслуг и достижений. Главное — это душевная щедрость и тепло, которое мы можем дарить друг другу».

1989 год. Продолжение спектакля «Что такое дифференциал функции».
1989 год. Продолжение спектакля «Что такое дифференциал функции».

Почему же Роман Григорьевич не уезжает с Урала? Его проект математической школы-интерната, модель вертикальной педагогики без всяких сомнений — это проекты мирового масштаба, подтвердившие свою эффективность. Одна из близких к семье Р. Г., заслуженный журналист Украины Л.В. Жук пишет: «… ведь не уехал. Гонористый? Упрямый? Патриотичный? Хотел, чтобы Белорецк (Башкирия, Урал) ассоциировался с именем Хазанкина? Не знаю, разве только могу почувствовать: ему было просто всё равно. Дело – оно везде дело, как дети – везде дети, ну, а Математика – это ж даже не наука, а Высокая Музыка… Какая ей разница, где звучать – в Ленебурге, в Милане, в Верхнеуральске?…» Но есть ещё и другая более жизненная причина того, что Роман Григорьевич не согласился возглавить школу-интернат, построенную специально под него в другом месте: если школу создать были готовы «за один день», то обеспечить приглашенных учителей жильём ресурса не было. А перевозить учителей при таких условиях Роман Григорьевич позволить себе не мог из-за высокого чувства ответственности к учителям и к ученикам. Для Романа Григорьевича также было принципиальным моментом брать в ученики только детей, которым интересна математика и отсеивать тех детей, чьи родители хотели бы учить своих детей в его школе только из-за популярности школы.

1997 год. Беседа со слушателями.
1997 год. Беседа со слушателями.

В 2012 г. к 65-летию Романа Григорьевича инициативная группа его выпускников издала необычный сборник «Зачем школьнику математика? Уроки Хазанкина». В сборник вошли статьи-рассказы учеников об Учителе и статьи-уроки Учителя для учеников. Автор идеи создать книгу пишет: «Многие авторы сборника утверждают, что встреча с Романом Григорьевичем Хазанкиным стала уроком на всю жизнь. Этот урок, растянувшийся во времени (сорок лет педагогической практики) и в пространстве (ученики Хазанкина рассеяны по всему миру), представляется чем-то столь обширным и весомым, что хочется его назвать не уроком, а урочищем… Учитель математики Роман Григорьевич Хазанкин давно стал таким урочищем – частью образовательного ландшафта не только города Белорецка, но и Республики Башкортостан, и даже, пожалуй, всей страны.

О счастье Роман Григорьевич говорит так: «Для меня, как и для любого человека, очень важно быть необходимым своей семье, друзьям, коллегам. А если повернуть вопрос чуть иначе – что значит быть счастливым учителем математики? – то это, наверное, иметь в каждом классе таких учениц, как Света Семавина и Полина Старкова. Я – счастливый учитель математики – в каждом классе по-прежнему есть очень талантливые ученики. И очень хорошо, что все они такие разные!»

Пытаясь идентифицировать понятие «уральский характер» Роман Григорьевич даёт свои необходимые, но возможно, недостаточные, по ему мнению, признаки: во-первых, это немелочный человек, во-вторых, обязательно гостеприимный, в-третьих, умеющий ценить красоту своего сурового края. Затем уже полушутя добавляет, четвертый признак: «скорее всего настоящий уралец, ходит по горам как по асфальту и у него отсутствует страх перед камнями, и даже на перевале Зилим-Мардак (один из самых опасных горных участков на трассе Уфа-Белорецк) не снижает скорость автомобиля». Но потом уже более серьёзно он добавляет, что настоящее проявление уральского характера – это смелость его родителей – переехать из Китая в Белорецк на руках с маленькими детьми и не просто адаптироваться на новом месте, а расположить к себе соседей, завести настоящих друзей, сплотить вокруг себя единомышленников.

1990 год. Урок решения ключевых задач. Школа №14.
1990 год. Урок решения ключевых задач. Школа №14.

Почётные звания: «Отличник народного просвещения РСФСР» (1985), «Заслуженный учитель школы РСФСР» (1987), «Заслуженный учитель Республики Башкирия» (2007), «Народный учитель Республики Башкирия» (2008). Лауреат премии им. Н.К.Крупской Министерства просвещения СССР (1985), Государственной премии СССР (1990), премии Правительства Российской Федерации в области образования (2006), премии Американского математического общества (2004), специальной премии за выдающиеся заслуги в области физико-математического образования фонда «Династия» при содействии фонда «Современное естествознание» и Московского центра непрерывного математического образования (2008). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2001). Победитель конкурса «Лучшие учителя России» (2006). Почётный гражданин г. Белорецка (1997). Окончил 7 классов (1961), 11-й класс экстерном (1966) школы № 1 г. Белорецка; Белорецкий металлургический техникум (1965); физико-математический ф-т Магнитогорского государственного педагогического института (1970). Служил в армии (1971-1972). Мастер производственного обучения ПТУ № 21 г. Волгограда (1965-1966), руководитель секции плавания Дворца пионеров и школьников г. Магнитогорска (1966-1969), учитель математики школы № 1 г. Магнитогорска (1969-1970), ассистент кафедры педагогики и психологии Магнитогорского педагогического института (1970-1973), стажер-исследователь при аспирантуре Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (1970-1971), учитель математики школ: № 33 (1972-1973), № 45 (1973-1975) г. Магнитогорска; № 20 (1975-1978), № 14 (1978-1990) г. Белорецка; учитель математики и научно-методический руководитель с 1990) Белорецкой компьютерной школы. Один из организаторов негосударственного образовательного учреждения «Уральский региональный экспериментальный учебно-научный комплекс». Старший преподаватель (1989-1992), доцент (1992-1999) кафедры математического анализа и методики преподавания математики Вятского государственного педагогического университета; профессор кафедры математического анализа Башкирского государственного педагогического университета (г. Уфа, 2002-2011). Ученики получили 136 призовых мест на республиканских олимпиадах по математике (г. Уфа); 64 награды на всесоюзных и всероссийских олимпиадах по математике; 19 медалей на очных международных математических турнирах. Создатель педагогической технологии «вертикальная педагогика», основные положения которой были разработаны в конце 1970-х.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments