Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Башкирия-2014. Водопады до упаду. Часть третья

  1. Начало пути
  2. 1 день. 1 мая. Ветер
  3. 2 день. 2 мая. Гадельша
  4. 3 день. 3 мая. Скорость
  5. 4 день. 4 мая. Могак
  6. 5 день. 5 мая. Дневка
  7. 6 день. 6 мая. Шершилтау
  8. 7 день. 7 мая. Бамбарбия киргуду
  9. 8 день. 8 мая. На честном слове...
  10. 9 день. 9 мая. Escape
  11. Итоги

   Представляем вашему вниманию окончание потрясающего отчета о майских приключениях участников клуба «Велокаменск» в Башкортостане. Рассказ о том, как оно было на самом деле, без купюр!

7 день. 7 мая. Бамбарбия киргуду

   Утром нас ждал сюрприз – распустилась береза. Вчерашний теплый день, соловей перед сном, теплая ночь – и вот, уже все нежно-зеленое и лес непрозрачный. Как потом оказалось – это только на нашей стоянке, в солнечном карьере так, а больше нигде. До Миасса листьев не было((

   За два стояночных дня мы успели перебрать возможные варианты действий. Первоначальный план, с переходом по грунтовке через перевал на запад, через Салават-совхоз, потом обратно на восток – пришлось отвергнуть сразу, колесо тандема точно не выдержит. Терять день, пытаясь добыть спицы в Магнитогорске - не хотелось. Рассчитывать на спицы в Белорецке... так до него еще почти день ехать по горам, даже если по асфальту. Остановились на варианте выходить короткой и относительно ровной дорогой на Учалы и, далее - на Миасс. Проехали мы мимо первого Абзаково, проедем мимо и остальных двух. И пусть наш поход назывался «Абзаково в кубе», а мы не заедем ни в одно из них – да и ладно. Зато мы без потерь в составе наверняка приедем в Учалы, а это уже, можно сказать, и окончание похода. Там есть и поезд, и автобус.

   И вот мы собрались, и выехали под пенье птиц на трассу, снова к Магниту за водой, потом в аптеку за пентафлуцином, ибо мы на пару с Семеном слопали за две ночи весь запас, колбасило сперва меня, а затем и его, еще начиная с бани, а затем ночного мороза и мокрых ног.

   Аптеку нашли на придорожном рынке. Вокруг – кафе, отовсюду музыка, одуряющие запахи шашлыка и реклама ночных услуг. Так-то шалеешь от российской вольницы, прямо публичный дом, в открытую. Денег у магнитогорцев завались, все озеро дворцами застроено, и девчата при деле.

   Помчались между озер. Ветер сильный, западный, почти в спину. Вышли на трассу Магнитогорск-Белорецк, теперь дует сбоку и дорога в горку, потом ушли вправо на грейдер, через Ниязгулово, чуть прикрылись от ветра горой и лесом. После Новобалапаново грейдер поворачивал вправо по ветру, народ сразу рванул, уж близок обед, а я не мог не сфоткать этот вид с перекрестка, там, где Дима стоит. Ровное поле, 600-метровый холм и 1000-метровый темный Куркак за ним.

   Сфоткали, и помчались догонять, скорость за 40... бах! Лопается задняя покрыха и засвистела, теряя воздух. Лопается и мое сердце – ведь запасной покрышки на 29", как я помню, никто не взял. Когда собирались, Ияз сказал, что у него новые покрыхи, и ему запаска не нужна, у меня – тоже новьё, и я решил не брать запасную... Посмотрели с Димой – сантиметровый порез по краю беговой дорожки. Всё, приехали, это не заклеить - надо зашивать. Дозвонились Иязу, всю группу уже удуло ветром в Еникеево. Мы развьючиваемся, и все возвращаются, против ветра. И, о чудо! У Флая есть покрышка на 29! - взял, по настоянию Йожжа.

   Тут мы все синхронно сказали такое СПАСИБО Йожжу, что ему в Каменске наверное нехило икнулось, или даже скинуло с велосипеда)) Башкирия Башкирия

   Заменились и полетели по ветру через Еникеево. Встали на обед за селом. Место не фонтан, но лучше нет. Склон к реке Малый Кизил... Пойма шириной метров 200, деревья и полянки, видны столики, лавочки, но всё затоплено паводком и на деревьях ни листочка, высятся холмы, вдоль грейдера дует жуткий ветрюган, ладно хоть над головами дует. Вода в таком разливе – понятно, что мутная. Летом, наверное, тут красиво, но сейчас мы стоим на краю болота. Трое едут обратно в село за водой. Варим похлебку, Семен режет сало, купленное утром. Выглядит все это малореально. Мы опять в какой-то дыре, дороге нет конца, в любой момент может сломаться ещё чего-нибудь, ветер гонит тучи и конечно пригонит дождь – а мы лопаем нежное сало, жизнь несомненно хороша, и мы счастливы. Башкирия Башкирия

   Неубиваемая горелка Флая еле тянет, хотя никогда не барахлила. Флай шаманит, крутит и пляшет с бубном, но готовим в основном на горелке Ияза. Я клею дырявую камеру, поглядываю на горелки и не нарадуюсь, что в этот раз примусология обошла меня стороной. Иначе, это я сидел бы сейчас в глубоких раздумьях, с вонючими и в копоти руками. Дырявую покрышку я отложил до вечера, там времени все равно будет побольше.

   Стартовали, грейдер под горку, сильный попутный ветер. На перекрестке нам надо свернуть налево и - в тягунок. На повороте чуть не снесло в кювет все шесть велов, даже тандем, еле удержались. Слева холмы по 700 метров, но не заслоняют от ветра совершенно. Дорога чуть в горку, переднее колесо разгружено, его тащит ветром по щебню вправо через всю дорогу. Прямо буквально: начинаешь от левой обочины, навалившись налево на ветер – и уже оказываешься у правой обочины, а дальше кювет, это что за езда?! 10 км до Рахметово, и еще 5 км, огибая хребет Кутантау – всё с этим боковым ветром и всё в горку. Подолгу идем пешком. Сало и так-то всегда позднее зажигается, а при такой нагрузке – тем более. Выбуривает с чесноком. Наконец, пошло под горку, иногда от ветра прикрывает лесополоса. Сало заработало и поперло, как и не было усталости. Башкирия Башкирия

   Батталово, катим по улицам. Дети кричат: «Турыстэ, турыстэ!» А мы по-башкирски знаем только «Рахим итегез!» и классическое «Бамбарбия киргуду»))

   Грейдер после Батталово подозрительно ровный, будто нас тут ждали и ровняли, колеса вязнут в рыхлом грунте. И точно: впереди пылит трактор, гребет дорогу посуху. Обогнать его сил не хватает. Так и пилим следом, глотая иногда пылюку. Виды хороши: холмы, хребты, долины и озера... Только вот вечер уже, дело к дождю, и стоянку еще искать... Сворачиваем на Узункуль. Трактор, проскочивший было поворот, тоже останавливается. Мы уже шутим, что теперь он за нами до ночи будет гоняться.

   Вышли к озеру. Справа берег голый, слева – горы и лысый березняк, хоть как-то, но от ветра защитит. Катим налево по дамбе с трубой – это вытекает речка с лаконичным названием Клы. Налетает холодная туча, надеваем у кого что есть, замок ветровки заедает внизу - ни туда, ни сюда. И дальше я еду против ветра и дождя, в раздувшейся, как парус, ветровке.

   Узунгулово, снова дети, турыстэ-турыстэ, ага, и вам киргуду... Сил уж нету, берег продувается. Распустилось бы все в срок – да мы бы и горюшка не знали...

   Покатались вдоль берега, нашли полянку. Дует, но терпимо, до воды метров 150, но у нас пять пятилитровок, натаскаем. Понятно, что лошади были и здесь, но к этому быстро привыкаешь, как и к клещам))

   Развернулись, готовим на Иязовской горелке. Флай разобрал свою полностью. Все по отдельности работает, а вместе - ни в какую. К концу вечера все же заработала, не как раньше, т.е. не как самолетная турбина, а как обычная горелка))

   Сэм конфисковал у меня одну морковку и жарит заправку к каше, в своей универсальной миске. Она у него – и тарелка, и сковородка, и разделочная доска, смотря как ее повернуть. Она сработала бы и кружкой, не будь у Семена еще и литровой (!) кружки! Вот что значит опыт!)) Башкирия Башкирия Башкирия Башкирия

   Тучи все протащило, ветер стихает, озеро окрашивается закатным солнцем, бегаю с фотиком. Сейчас вот смотрю по карте – мы стояли у подножия 700-метрового холма, с его лысой вершины наверняка открывался неслабый вид... Но тогда было не до видов...

   Между делом, я подсовываю Семену свою покрышку, он зашивал уж не одну. Ияз подсказывает проложить изнутри целлулоид от бутылки. И у нас получается такой пирожок: покрышка зашивается кевларовой нитью, изнутри - кружок целлулоида и большая резиновая заплата на клею. Выглядит изумительно, но менять пока не хочу, останется в запасе.

   Пока мы идем в графике, ночуем там, где планировали, хотя и срезаем максимально. Виды, конечно, не те, что могли бы быть, но начиная с Якты-Куля, наш поход превратился в спасательную экспедицию. В голове только одно – добраться бы до Учалов. И есть ощущение, что непонятно как, но все будет хорошо.

Кратко:
За день проехали 68 км.
Все фотографии этого дня доступны здесь.
Трек доступен по этой ссылке (со 7 по 9 день).

8 день. 8 мая. На честном слове...

   Утром мы с Семеном опять пошли купаться. Водичка чистая, дно – мелкие камушки, а Семен после кофе согласен на что угодно, даже в это холодное и ветреное утро. От лагеря больше ста метров, за высоким бережком, поэтому мы опять спокойно лезем голышом. Камушков оказалось метра три всего, а дальше – ил, у которого не было дна! Т.е. ты идешь такой, наивный: камушки, водичка, вот уже по пояс, и... тебя начинает засасывать, поднимается туча ила, в панике выскакиваешь обратно на камушки, и по колено в воде отмываешься от грязи. Так и поныряли - там, где по колено)) Весьма обманчивое озеро...

   Пока собирались, Ияз успел заменить камеру на заднем колесе, чем проколол – не нашли. Решили, что мусор попал в покрышку, пока у Могака спицевались. Отдать часть вещей, чтобы разгрузить тандем, Серега опять отказывается. Башкирия

   Стадо коров идет на нас, вдоль берега, мохнатой бело-бурой лавиной, заполняя все пространство, и мы спешно допаковываемся и вырываемся из коровьих лап. Катим на север, берег становится холмистым, а подходы к воде – заболоченными. Хорошо, что вчера остановились раньше, замучились бы тут уставшие искать местечко. Пофоткались между холмов и скатились на трассу.

   Сильный ветер слева сзади. Погнали на пару с Димой, прикрывая поочередно друг друга. Дорога не широка, больше, чем вдвое – все равно не встать, машины несутся по гладкому асфальту... И мы неплохо идем, под тридцать жмем.

   Идем долиной реки Миндяк, она петляет слева внизу. За ней, далеко – темнеет длиннющий хребет Уралтау. Справа круто поднимаются лесистые склоны. Красивые пейзажи сменяются непрерывно, только успевай головой вертеть. Фоткать на такой скорости невозможно, и останавливаться каждые 500 метров мы тоже не можем. Пока целы спицы, и ветер почти в спину – нужно максимально продвинуться вперед. Остается только запоминать.

   Вот ты рубишься, прикрывая Диму, вращая только глазами, удерживая ровную траекторию в метре от обочины. Дима висит в 10 см справа, поглядывая назад и предупреждая о фурах. Потом всё - ты сдох, и спрятался за Диму, можно отдышаться, посмотреть по сторонам, попить водички... Горы, долины, речка, красота! Потом опять ты режешь ветер слева – и держишь ровную нитку, оставляя пейзажи напарнику)) Башкирия Башкирия

   Встали на секунду только перед Калуево, аж не знаешь, в какую сторону фоткать – красиво, куда ни глянь. За ним приличный такой спуск, несемся с Димой, перевалило за 50, сзади плотно сидит дедок на «шестерке», так и не решился до самого низа нас обогнать)) Ветер - точно в спину, загоняет меня на перевал, на вершине уже стоит и ждет всех Флай, и я проезжаю мимо него на выбеге... И в полной тишине попутного безветрия ясно слышится: бум-бум-бум, похоронным маршем, стучит на каждом обороте моя задняя втулка. Я испуганно торможу, Флай говорит «..., приехали», подъезжают остальные.

   ХТ-шной втулке через год пришел трындец. Ну да, она прошла почти 6000, из них - почти две уже Башкирии, но все равно, рановато что-то.

   Решили чуть спуститься с горы, спрятаться от ветра за лесополосой, и разбирать втулку. Заодно и пообедать, хоть и рано еще обедать, но на ремонт всяко час уйдет.

   Лесополоса из голых тополей, дует сильно, парни погнали на ручей за водой, а мы с Семеном раскидали втулку.

   Гайка кассеты открутилась от руки – это раз! Барабан люфтит – это два! Барабан прикручен гайкой с внутренним шестигранником на 14, такого у нас конечно нет. Подшипники идеальны, значит стучал барабан. И где нам взять шестигранник? Такого, на 14 - даже у дальнобоев наверняка нету. Слепили крокодила: болт от каретки на квадрат, головкой ровно 14, прикручен к выжимке, в среднее ее отверстие, где держалка – и вот такой штуковиной пробуем протянуть барабан. Результат нулевой, только резьбу в выжимке срываем.

   Решили налить в барабан цепного масла для влажной погоды (оно погуще), собрать все обратно и ехать, в основном, крутя педалями, чтобы поменьше использовать подшипники барабана, а больше – катить на крайних шариках, авось продержится. Нам осталось каких-то 160 км асфальта. Ну, и затянули кассету, конечно.

   К колесу тандема прибавилась моя втулка, теперь у нас два слабых звена, которые могут оборваться на любом метре, а этих метров еще – 160 тысяч. Ужасное ощущение своей незащищенности...

   Спуск к Новобайрамгулово, втулка молчит, хорошо. Пересекли последовательно Миндяк и Урал – значит въехали обратно, в Азию. Теперь катим над Уралом, он разлился на несколько рукавов и в нем отражается синее небо. Набрали водички в Уральске – и дорога снова поворачивает на север, и снова боковой ветер с долины. И мы так бодренько боремся с ним, закатываем в приличный тягун, и видим слева впереди две потрясные заснеженные вершины. М-м-м, красота! Над синим Уралом, в таком же, синем, небе – белоснежные шапки. Спорим: Иремель, или нет. Если смотреть здесь , слоем ТопоРоссия, то на северо-северо-запад, с дороги Уральск-Уразово – это именно Иремель, а правее – Большая Ягодная. А Семен спорит, что это хребет Аваляк, что в 5 км перед Иремелью. Кто знает очертания гор, рассудите нас, я ни разу не видел Иремели, мне просто хочется, чтобы это была она)) Да и по количеству снега - это больше походит на 1580 метров, чем на 1290.

   И вот, мы стоим на ветру, балдеем от усталости и видов, фоткаемся... И тут до нас доходит, что борясь с ветром, мы проскочили плановый поворот направо, примерно 1,5-2 км назад. И был он, видимо, на грунтовку, раз такой незаметный. Т.е. к Учалам мы должны были подойти с юга, между холмами, а эта дорога поведет нас длинным крюком, через Ительбаново, и там, якобы, закрытая зона, и проезд запрещен. Возвращаться назад? И катить по грунтовке? А если вперед, против ветра, то там нас все равно завернут и придется все же назад? Тяжелый выбор. У нас уже нет сил на эксперименты, и техника наша... неизвестно, кто вперед помрет)) Решили ехать вперед, как-нибудь прорвемся через запретку, мы же у себя в стране)) Башкирия Башкирия

   Дорога довернула влево, и в тягун к Уразово мы просто шли пешком, ветер был, как в первый день - даже идти трудно. Но дальше дорожка пошла правее, постепенно поворачивая по ветру, в тягун, между холмов... На перевале стоит кафешка. Сэм говорит: "Я бы съел кого-нибудь". Да и я бы тоже чаю врезал... Осталось убедить Ияза. Руль сам поворачивает к заборчику, и к подходу тандема – мы все уже припаркованы и жалобно смотрим Сереге в глаза. Серега сдается: «Вы - ешьте, только быстро, а я есть не буду», вот упрямый какой!

   Мы бросаемся в кафе, там чай-кофе, хамса, хачапури, взяли по два чая с выпечкой, так, перекусить просто, вымотались на ветру и в тягуны. Хотя, конечно, неспортивно. Времени уже почти 18, надо бы пилить побыстрее, до ночевки еще, как до Африки, а мы чаю захотели. Хорошая кафешка, Семен уминает хамсу, нахваливает хозяйку-армянку. Я бы не разобрал, армянка она или азербайджанка... «А икону видел?!», – спрашивает Семен. Точно, висела же, Семистрельная Божией Матери, значит армянка. Сдачу потом всю до рублика сдала, и счастливого пути пожелала... Башкирия Башкирия

   Проскочили Ительбаново, нет никакой там зоны, все свободно. Дело к вечеру, решили закупиться в Кунакбаево, пока магазины открыты. Дрова стоя сохнут, смешно так..., как солдатики – это как раз перед магазином, а может, это дети так играли?

   Только вышли за село – у тандема снова спускает заднее. Встали на обочине, разбортовались, нашли еще две лопнувшие спицы... со стороны кассеты... все плохо. Вечер, ветер в спину дует зазря, сейчас бы мчаться по ветру-то, а мы стоим на краю трассы – нет бы спуститься в сторону... Опять мастерим хлыст, меняем спицы, тщательно чистим покрышку. Время неумолимо утекает. Наконец трогаемся и почти сразу въезжаем в Учалы. Развилка: в Миасс – налево, а нам – направо, к автовокзалу. Катим по Учалам медленно и торжественно. Красивый город в котловине меж холмов, высокие дома, чисто кругом. У всех праздничное настроение, солнышко, тепло, много народа, а мы катим по центральной улице Ленина, мимо площади, памятников, скверов, все какое-то особенное и красивое. В общем, полный диссонанс, с нашим внутренним ощущением.

   Доползли до красивого автовокзала, Ияз ушел узнавать расписание, а мы пытаемся разговорить местных веллеров на предмет веломагазинов, нам ведь спицы нужны. Молодежь пугается... мы, конечно, не красавцы, бородатые и обгоревшие на солнце, но не до такой же степени. Серега узнает, что автобусы только завтра и очень редко, а поезд до Миасса отменен два года назад, не смотря на горячие протесты жителей. Да и правда, зачем им ездить в Миасс, не в прошлом же веке живем, пусть по интернету путешествуют... Такая вот оптимизация и вставание страны с колен((

   Дело пахнет керосином. Поезда нет, автобусы маленькие и тандем не запихнешь... С другой стороны, доехали же мы досюда, а до Миасса осталось всего сто километров, за два дня доползем. Решаем встать на Ургуне, где планировали, переночевать, а утром может быть купить спицы... – это Семен мечтает, что 9-го мая в городе будут работать веломагазины, ага, мы еще не знаем, есть ли они в Учалах вообще.

   Так же, медленно и торжественно, посекундно сверяясь с навигаторами, катим обратно, потом в гору, высоко, потом спуск, переезд, и тут нам навстречу выезжает, наконец, нормальный человек на велосипеде. Мужичок объяснил, где магазин, но работает ли он в праздники – неизвестно, и еще, что озеро впереди – это карьер с отходами и, значит, надо все же доехать до Ургуна. Катим на север, через вторую половину Учалов, везде отвалы, трубы, машины, горно-добывающая промышленность, во всей своей красе... Трасса на Миасс, движение, как днем, на хвосте нашей процессии висит фура, не обгоняет, терпеливо ползет все повороты за нами, потом находит окошко и осторожно идет на обгон. Успеваю помахать и поблагодарить. Дальше - мимо элеватора и бывшей ж/д станции, чтоб эти оптимизаторы провалились... Башкирия Башкирия

   И сворачиваем с трассы влево, к озеру. Навстречу бежит румяный паренек, тренируется по дорожке. Все подробно нам объясняет, про пляж впереди и брошенный лагерь дальше. На пляж нас не пускают, а лагерь с табличками о частной собственности, встаем в лысом березняке перед лагерем. Берег посещаем, и мусор оттаял после зимы. До захода солнца остается 15 минут. Сильный холодный ветер с озера, просто вымораживает, и поздно что-либо менять. В бешеном темпе ставим лагерь, несемся с Димой в сапогах за водой. Слава Богу, дорожка через камыши не заболочена, лед на озере не сплошной, пробиваем его сапогами, вода кристально чистая. И закат... Остров напротив, камыши, все залито красным, меняется каждую минуту, мы фоткаем в два аппарата, забыв о воде... Потом бежим обратно, уже в темноте варим чай и похлебку, костер даже не стали сооружать - дров вблизи нет, а на таком ветру их нужно много. Бегом поели и завалились спать, в палатке все же тепло и уютно, как бы там ни дуло снаружи)) А утро вечера мудренее...

Кратко:
За день проехали 86 км.
Все фотографии этого дня доступны здесь.
Трек доступен по этой ссылке (с 7 по 9 день).

9 день. 9 мая. Escape

   Утро было замечательным, не смотря на собачий холод и продолжающийся ветер. Во-первых - праздник, во-вторых – солнечный жаркий день в прогнозе. Но в полседьмого надеваешь все, что есть и, все равно ветер бодрит неимоверно))

   Побежал за дровами, в другую сторону от озера. Оказалось, за дорогой, за посадками сосны - вообще нет ветра, есть полянки и полно сухостоя. Было бы время вчера – могли бы и получше место поискать. Завалил лесину, на завтрак нам хватит. И бегом-бегом, расчекрыжили бревно, зажгли костер, сварили кофе – ооооооо, наконец-то побежало тепло. Солнце светит, и из-за озера, судя по западному ветру - из Ургуново, доносится баян, военные песни, хорошо!

   Вот уже всем стало хорошо, кроме Семена, который в полвосьмого нагло дрыхнет! Дима сходил за водой и принес льда. Так и выманивали Семена, на запах кофе, угрожая забросить льдины в палатку, не знаю, что больше подействовало)) Потом Дима запел что-то джазово-блюзовое, вообще мне не знакомое, а Семен, оказалось, знает и подхватил, все давай танцевать и петь, бред какой-то... Впереди 100 км, наши колеса могут сломаться уже на первом – а эти... рано утром в лысом березняке, скачут и радуются)) Семен дарит мне георгиевскую ленту, я ее на фотоаппарат на груди повязал – праздник же! Башкирия Башкирия Башкирия Башкирия

   Ладно, надо что-то решать. Семен предлагает смотаться в город за спицами, хоть на веле, хоть на такси, уже звонит и узнает цену – за 160 рублей от края леса довезут...

   Ияз думает, потом говорит: «Не надо спицы, так доедем».

   Я ставлю вопрос ребром: «Раз уж сами – давай тогда разгружать тандем».

   Серега сдается. Отдает палатку, горелку, самонадувайку...

   Пакуемся и трогаемся. Очень заманчиво проехать до Миасса за день, но стошку с грузом, по холмам, мы ни разу не делали. Хоть бы за два дня дотянуть... Боже, каких-то сто километров...

   Покатили по берегу, мимо вчерашнего пляжа, с него вдруг увидели опять - все те же две заснеженные вершинки... Интересно, столько проехали – а они видны, как вчера. Если смотреть с юго-восточной стороны Ургуна, через озеро, на северо-западо-запад, над домиками Ургуново - так Иремель это, или Аваляк?

   Вышли на трассу, ветер слева сзади, пошли в тягунок, постепенно разогреваясь. Заскочили в Сафарово за водой. Дети, как везде: «Турыстэ, турыстэ!».

   А мы уже больше инвалидэ, чем турыстэ)) У меня еще с Банного правый голеностоп не работает, распух и горячий, кручу в основном левой ногой.

   И понеслись качели. Такие удачные перепады высоты, что у тандема как раз хватает сил затянуть в подъем, а вниз Ияз с Людой летят стрелой. Я одноногий, цепляюсь к ним на хвост, и мы шпарим по холмам, в гору 20, под гору 50. Остальные растянулись сзади метров на 400. Слева рядом - высоченный хребет Ирендык, это другой уже Ирендык, не тот, что был возле Сибая. А справа – холмы и долины, и железная дорога, которая отказалась нас везти. Красивый участок пути. Хороший асфальт, и на качелях не соскучишься. Вдоль дороги снова замечаем стенды с рекламой конезаводов. Башкирия Башкирия

   И так этот рельеф гипнотизирует, что усталость и шаблон едва не приводят нас к ДТП. Где-то в районе Старомуйнаково... мы уже подумываем об обеде, проходим на скорости низинку, видим оформленный родник и табун лошадей рядом, на ходу отвергаем такое соседство, залетаем в подъем, идем пешочком, разминая ноги и планируя где встать... Начинаем скатываться все вместе... Мельком оглядываясь, вижу сзади рядом Грума, Флая... и догоняющую нас, здоровенную фуру с зеленой кабиной, которую колбасит на кочках... Скорость растет, и вдруг Ияз резко оттормаживается перед выбоинами, оберегая от ударов свое заднее колесо. Я вижу причину и тоже успеваю зажаться и удержать зазор 10 см. Грумм не видит, и не успевает, и въезжает мне в штанину, не теряя, впрочем, равновесия. Флай резко объезжает зародыш завала. И... мимо с грохотом проносится эта чертова фура. Тьфу-тьфу, вот, есть небольшие грузовики, но эта была прям как из американских фильмов ужасов, с погонями и прочими жанклодвандамами... Адреналина в тот момент из нас выделилась месячная норма. Поэтому решили дальше не искушать судьбу, набрать воды и вставать обедать. В Тунгатарово нашли два магазина рядом (Радуга) и скважину. Красивое село, горы вокруг и река, лошади опять же, а впереди виден снова подъем. Ну, и что нам еще искать? Тут же за селом и съехали налево к реке Уй, на камушки. Башкирия

   Солнце уже печет, отдыхаем, варим и только здесь позволяем себе заговорить о планах на вечер. Не сглазить бы, но хорошо ведь идем! Но на вечерние поезда наверняка не успеем. Придется где-то встать, не ночевать же на вокзале, и послать гонцов за билетами... Там пруд перед Миассом, и лес, вроде... Так мы весело мечем супешник, прислушиваясь к грохоту из-за кустов. Наконец, я не выдерживаю: так может шуметь только локально падающая вода, гора рядом – наверняка ведь водопад..., ну, или мельница, дальше фантазия иссякает. Сергей сдается: полчаса вам на разведку. И мы идем с Семеном по берегу за кусты, прыгаем через ручьи и, ... выходим к порожистой реке – так вот он, Уй! По камням он и гремит. А то, неспешное, возле которого мы стояли – всего лишь его весенняя протока)).

   Выходим на трассу. По другой стороне протоки идут башкиры, отец и сын лет восьми. 5 минут беседуем через речку, про жизнь и велики... Два предыдущих года с дорожными разговорами было повеселей. Люди, даже в тех же местах, в Сибае, подходили и живо интересовались, кто мы и откуда. Сейчас же - спрашивают односложно, или вообще не видят нас, ни яркие штаны, ни тандем не видят, сосредоточены на чем-то. Единственное, что могло так повлиять на людей – весенние события в стране... Что ж, каждый выбирает сам, всё как и 40 лет назад, кому – мир и туризм, а кому – бесконечная борьба за идеалы империи.

   Снова раскочегарились, больше вниз, в голове – мечты, как мы скоро приедем... Километров через 15 пересекаем железку, успеваю прочесть синий стенд... Ремонт дороги, Управление такое-то, 12 км... И через 200 метров асфальт кончается, переходя в ужасно разбитый и пыльный грейдер, уходящий за горизонт, с таким же фиговым параллельным объездом. Башкирия

   Пробуем ехать по камням – нет, жалко тандемовы спицы. Пробуем идти, может оно скоро закончится? Ветер западный – значит всю пылищу тащит на нас. Встречный дальнобой останавливается, пропуская нас, чтоб не пылить... Ах, если б он был один! Выходной день, праздник, а фуры идут одна за другой, и встречно и попутно, идем и глотаем пыль. Постепенно до меня доходит смысл числа 12 на стенде – это 12 км ремонта, столько все равно пешком не пройти. Потом медленно едем по камням, понимая, что наверняка за сегодня не доедем. Когда начинается асфальт – резво рвем с километр, Флай ловит стекляшку, и снова стоим перебортовываемся. Потом долго-долго пилим по унылой ровной трассе, опять, прикрывая друга от ветра, на пару с Димой. На спуске нас обгоняет мужик на небольшом тракторе с прицепом. Разгоняюсь и прячусь от ветра за прицеп, Дима рядом, показываю мужичку, чтоб так и шел. Но наше счастье длилось минуты две – он свернул к хутору у переезда. Зато на этом спуске мы прозевали красивую стелу "Башкортостан", и сфоткались уже после переезда у обычного знака Челябинская область. Эх! До свидания, Башкирия!!! Башкирия

   И снова тягун... 15 км, всё вверх, борясь с ветром... После Устиново, километра полтора просто идем.

   Встречный водила джипа останавливается, спрашивает, откуда и сколько мы едем. Тут я понимаю, что не помню сколько, 10-й день - говорю)) А-а-а, тянет мужик, хорошо, но надо совсем дел не иметь, чтобы столько ездить. Дима цедит сквозь зубы, что дел у всех одинаково - просто или ты откладываешь их раз в год, или они тебя... обгладывают.

   Осторожно пересекаем М-5, и катим вдоль пруда, выискивая место, где встать. Пруд длинный, берег застроен садами, посматриваем на противоположный... А на пруду – дамбы, насыпные острова. Семен профессионально определяет, что здесь идет добыча песка... Вроде городской пруд, а на самом деле - карьер. Вот тебе и ночевка. Едем по низкоэтажному Миассу, давно уже на ништяках, силы тают. Думать нечем, просто тупо катим к вокзалу.

   В 21-00 доезжаем и фоткаемся на площади. Всё, ребята, мы это сделали! Сто километров за день! В 50 метрах от нас – билетная касса. Это ни с чем несравнимое чувство!))

   Ближайший поезд – завтра, в 11-00. Либо мы ночуем на вокзале, либо... Семен предлагает искать кемпинг.

   Рядом оказываются двое москвичей с велами – путешествуют с 26 апреля, от Челябинска, попали в тот еще, апрельский, снегопад, шли пешком по перевалам, ну, ужас чо)) Хотя довольнехонькие)) Рассказали, что ночевали здесь на озере Ильменском, что-то еще про магазин с камнями... Семен говорит: погнали на озеро! До заката 40 минут. Пилить обратно, километров пять через город и холмы, потом в темноте, как вчера, ставить лагерь, потом рано вставать, бегом собираться и пилить сюда... Когда мы уже сейчас здесь!)))) Прощаемся с москвичами и решаем оставаться. Башкирия Башкирия

   Закупимся в Магните, сварим пожрать, зал ожидания свободен, упакуемся и покемарим... Я обещаю сварить прямо здесь, на площади, рядом с набитым полицией вокзалом и под камерами наблюдения)) Все бегут в Магнит, я сторожу велики. Закупились. Опять дорвались до еды)) Ставим велы заборчиком и запускаем горелку на ступеньках трейлера. Сварены котелок пюрешки и чай. И, прямо с дымящимися котлами, вваливаемся на вокзал, на второй этаж. Полиция и охрана не знают, что с нами делать: билеты у нас на руках, все трезвые, но намереваются здесь долго жить. Нам предлагают комнату отдыха, с душем, недешево... Нет уж, мы удачно располагаемся за баннером «9 мая. Эшелоны победы» - как для нас его повесили))

   Я бегу в туалет и моюсь там, горячей (!) водой полчаса под краном, сменив белье. Потом, не торопясь, упаковываю вел.

   Охрана, наконец, понимает, чем мы подолгу занимаемся в туалете, кому-то последнему достается нагоняй)) Вспоминаю, как удалось поспать в прошлом году в Мелеузе, выстраиваю забор из чехлов и валюсь на коврик.

   Даже поспалось. Утром мы с Семеном рванули искать магазин – купить камушки. Пришлось ехать на маршрутке до музея Ильменского заповедника, но и там магазины – с пол-одиннадцатого (почемууу?!), но я все же нашел в киоске пару камушков на память. Ну, и город немного посмотрели.

   Охрана провожала нас вдохновенно. За 14 часов, что мы жили на вокзале, можно было и ежику понять, на какой путь приходят поезда до Челябинска, но охрана сказала, что это неизвестно даже начальнику станции, встала грудью, и не пустила нас в тоннель. В результате поезд пришел именно на предсказанный нами путь, но нам пришлось бежать по тоннелю, по перрону, к локомотиву. Проводницы выбросили красные флаги и задержали из-за этих умников скорый поезд. Вообщем, наша полиция... оклады повышены и "чертовски хочется работать"))

   Затрамбовались в два вагона, поели, подремали, послушали споры о Крыме в соседнем купе, там на боковушке ехала настоящая гарная хохлушка. Рассказали о себе и о велосипедизьме – соседке, в нашем купе. Она едет из Ростова, к знакомым, подальше от событий. Все в стране заняты, лет на двести хватит разбираться.

   В Челябинске потопали под куполом, покрутили шар, записали видеовесточку, пофоткали целующихся попугаев. А там уже – и Каменск рядом. Выгрузились четко. Встречающих – минимум, ну и хорошо, никто не увидел вблизи наших рож. Потом еще сутки я дергался от вида машин и, особенно, от велосипедистов. Увижу вдали кого-нибудь на велике - значит это я отстал и надо поднажать, а я же просто пешком в магазин иду)) Такой вот рефлекс...

Кратко:
За девятый день проехали 99 км. Всего за поход проехали 546 км.
Все фотографии этого дня доступны здесь.
Трек доступен по этой ссылке (с 7 по 9 день).

Итоги

  • Башкирия форева! Хватит на всех и гор, и воды.
  • «Магниты» на каждом шагу. Запас круп и макарон был не нужен.
  • Два литра бензина также были лишними))
  • Тандем создан для прогулок вокруг города по асфальту.
  • Технику надо готовить чуть потщательней.
  • Барабан втулки развалился дома, через 60 км. Захрустел, и при разборке высыпался в руку, лопнула каленая сталь. Вот к чему приводят люфты. Повезло нам, короче.
  • Фотоальбом от Флая со всеми фотографиями за весь поход доступен здесь.
  • Фотоальбом от Димы со всеми фотографиями за весь поход доступен здесь.
Автор текста:
Юрий ИЛЬЕНКО
Авторы фотографий:
Юрий ИЛЬЕНКО, Дмитрий ПРЕДЕИН, Сергей ШЛЯПНИКОВ, Андрей КРИНИЦИН
Клуб «ВелоКаменск», город Каменск-Уральский

   Ссылки по теме:

   Южный Урал. Чайники в горах

   Башкирия 2013. Все включено (Чайники в горах - 2)

   Заповедник Зюраткуль. Соло на велосипеде

   Таганай на троих

 

Мы в соцсетях!