Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Башкирия 2013. Все включено.
(Чайники в горах - 2)

...И чтобы жить километрами, а не квадратными метрами...

Юрий Кукин

 

   2012-й год, наша первая Башкирия... С востока на запад, по маршруту Бреды-Сибай-Гадельша-Старосубхангулово-Капова пещера-Мраково-Мелеуз, 504 километра поперек хребтов... Вверх-вниз, красиво и тяжело.

   Слабосильны оказались мы, против Старосубхангулово, и в 2013-м был выбран вариант полегче, с юга Уральских гор, где и высОты вообще пониже и хребтов поменьше, а все больше Зилаирское плато. Нас интересовали два примечательных места – Мурадымовское ущелье и ручей Куперля с карстовым мостом и водопадом, они были забиты в маршрут железно. Вариантов их достижения было несколько: и по грунтам, и по асфальту, и в обход, и срезая – на любой вкус и погоду.

   Но основным считался трек Кувандык-Чеботарево-Агурда-Новоалексеевка-Бердяш-Зилаир-Кананикольское-Мурадымово-Нугуш-ручей Куперля. Он цеплял третью интересную точку – село Кананикольское, красивое само по себе и привязанное к маршрутам других групп (надо же как-то оценивать свои силы, с кем-то сравнивать график).

 

   Готовились всю зиму: тонкости и картирование маршрута, апгрейд снаряги, лыжные тренировки – все в дело, все пригодится. В конце марта начали совместные скатки. Чуть только подсох асфальт – мы уже колонной на трассе, а кругом снега по колено... Но без тренировок в горах нечего делать. Тогда же взяли билеты, на шестерых, причем Андрюша очень мялся, ехать – не ехать, видимо предчувствуя проблемы, и разрываясь между нами и группой ВелоЮрана. Весна все задерживалась, тепло не шло, Урал сверху донизу стоял в снегу. Каждый день мы мониторили прогноз – никакой надежды. Уже апрель – а везде только минус, даже на самом юге Урала. Аж на две недели опоздало тепло, по сравнению с прошлогодним! Это означало, что в начале мая нас ждет грязища, минимум зелени, мутные, бурные и холодные реки, минуса ночью, необходимость запаса топлива и еды, но зато воды в достатке и отсутствие изнуряющей жары. Этакий поход – бодрячок.

   По инфе с Е1, в одно время с нами походничали еще две группы – уже упомянутая, ВелоЮрана - на запад от Екатеринбурга по маршруту 1 к.с. (т.е. «однушку», с бензопилой) и группа НикБуча, вышедшая на «четверку» от Кувандыка к Белорецку, на день раньше нас. Мы же планировали простую «двушечку», официально не заявляясь, совпадающую с маршрутом Бучельникова до села Кананикольского.

   Прогноз погоды не радовал: холодные дожди перед отъездом, сильный дождь на весь первый день в Кувандыке, ну и далее... Шибко все это напоминало прошлый год и ледяной дождь от Бред до Аркаима. На всякий случай списался с кувандыкскими веллерами, узнал место, где встать за городом, если мы не сможем отклеиться от вокзала. Хотя было понятно, что надо ехать, даже под дождем... но там же степь, до Чеботарево встать негде, и все против ветра, против дождя продвигаться...

   В прошлом году по Башкирии нас каталось трое, в этом году от диванов оторвались шестеро.

 

   Итак, участники и верные кони:

   Сергей (Ияз) – командир. Вел - Kona Dew – гибрид самосбор, нормальный уровень навески

   Юрий (Егор) – сусанин. Зеленый Тролль Commencal – найнер самосбор, высокий уровень навески

   Людмила (Касатка) – врач. Merida Juliet 20 (2011) – МТБ сток, средний уровень навески

   Семен (Сэм) – завхоз. GT Transeo 3.0 (2009) – гибрид самосбор, нормальный уровень навески

   Андрей (Андрюша) – летописец. On One inbred – найнер самосбор, средний уровень навески

   Дмитрий (Грум) – механик. Iron Horse – МТБ самосбор, смешанный уровень навески

   Общее снаряжение: три палатки, две бензиновых горелки, 7,5 литров 92-го бензина, два котла, топор, лучковая пила, сушеное мясо, два Гармина, два смарта с навигацией, пачка черно-белых километровок района, чело- и вело-аптечка.

 

   0 день. 27 апреля. Отъезд.

 

   Выехали вечером, оренбургским поездом. Провожали: Зима - ее визитки и значки раздавались там всем встречным, Дизель - в два рейса довезший всем барахло на машине и Йожж, насовавший нам на прощание по пакету вкуснющего джема (для заправки каши). Андрея нет на фотке – опоздал.

 

 

 

   Проводы, Аленкин альбом доступны по этой ссылке.

 

   Поезд в Каменске стоит сейчас не 30 минут, а всего 5. Ужас! Мы оказались не готовы, еле успели запихнуться, а обняться с провожающими - нет. Шесть велов, шесть баулов, шесть заплечников, шесть балбесов – в и без того полном, плацкартном вагоне. Проводник, молодой парень - в шоке, пассажиры – те вообще в ауте.

   Дальше засада: вагон новый, с перегородками на 3-х полках, эти полки короче и низкие. Найнеры не влезают, ни по длине, ни по ширине, и третий с четвертым поперек купе не положишь - высоты только на один вел. Баулы на эти полки не влезают по высоте. Вот какой олух, в какой 3D-фигне такое спроектировал? Неразбериха. Занимали проход минут сорок. Материться нельзя - вокруг дети, а без мата ничего никуда не влезает. Распихали велы по полкам по всему вагону, подкладывая под каждый палатку или пенку, чтоб не падал, баулы - в рундуки и под столы, как-нибудь переночуем... Поделили еду, ее опять закупал Серега. Спасибо ему за эти продуктовые хлопоты, у меня кормежка вообще в голове не помещается. Пересыпали белый порошок – лица такие, будто это и не молоко вовсе))

   Поели, сказали друг другу пару теплых слов – все же это удивительно и здорово, что мы едем. Погуляли с Людой по Челябинску (конечно, поцокали кроссовками под куполом вокзала, и - в магазин через площадь, за кефирчиком), да и завалились спать.

   Фотографии первого дня доступны по этой ссылке.

 

   Андрей:

На тему известной песни «Ох, заманили..»

 

Собрал зимой себе велосипед,

ведь кое-как умел кататься.

Айда весной в Башкирию кататься

Я согласился, в мае много выходных.

 

И я катил и в дождь и в сонце,

а вечерами на дорогу я ворчал

"Куда мы едем?" все никак не понимал

и прояснилось все у брода через Урюк

Ох, заманили, эх, заманили!

Повесили на велик такой большой рюкзак!

Вкуснятиною разной все кормили,

а я палатку все не закрывал.

 

   Сбор на вокзале за час до отправления. Я чуть не опоздал (прособирался и все равно забыл шлем). При погрузке в вагон чуть с нами не уехали Йожж и Зима. Т.к. состав стоял 5 мин, мы не успели растолкать свои вещи по местам. Пришлось это делать во время движения, в результате провозились целый час. Так же, во время движения, пересыпали сухое молоко по 2 бутылкам, малость устряпали весь столик.

 

 

   За всеми этими делами время прошло незаметно, вот уже прибыли в Челябинск. Егор с Людой прогулялись по вокзалу, пофоткались и прикупили поесть на вечер. Поужинав, выпили коньяка на дорожку. В вагоне, в соседнем купе ехали рабочие с вахты, но мы избежали надоедливых приставаний.

 

   1 день. 28 апреля. Дождь.

 

   7-30. Встали за 3 часа до выгрузки. Завтрак. Забили барахлом проход, тамбур и кипятильник, пассажиры в трансе. Стоянка две минуты - выбросились за одну! Проводник снова в шоке, теперь уже от нашей скорости. Кувандык. Низкие тучи, дождя почти нет. Завалились на вокзал, народу много, встали вдоль стен, собираем велы. Мужики ходят – смотрят, щупают снарягу, цокают языками. Потом всех разом сдуло – пришла электричка, и мы остались одни. На улице был дождь, потом перестал.

   Вроде все собрались, но... Дима при упаковке так опустил сидушку, что вытащить вверх ее не может. Сначала думали, что подседел замяло болтом фляжника, потом разобрались, что его закусило где-то по длине, хотя разница невелика, все равно не вращается и не вынимается... Два часа! в пустом зале ожидания, распаковав весь! инструмент, с помощью топора, спинки от кресла, масла в трубу, в восемь рук – выбили подсидел, сломав Димке седло. Угрохали два!!! часа!!! А в это время дождя-то и не было. Дааааа, так мы еще ничего не начинали...

 

 

   13-30. Дождь. Сфоткались и покатили по Кувандыку. С вокзала интересный проезд под железной дорогой через тоннель, не надо челночить по переходному мосту. Поплутали по городу - Сэм мечется с навигатором. Потом вытянулись колонной и попилили против ветра. Что тут думать, нам туда, откуда ветер. Хорошо, полчаса без дождя. Солнце, тучи.. У поворота на Акбулатово - снова дождь, теперь уже без перерыва, до вечера. Ветер встречный, температура градусов 8. В прошлом году было хуже, тогда было 3-4 градуса и ветер ураганный. А так – хорошо идем, колонной, скорость за 20, дождь в лицо, но тепло. Я уже поверил, что мы сегодня доберемся до Чеботарево, а там начнется какое-то подобие деревьев и речки, и мы спокойно встанем на ночь.

   Все было хорошо, до Куруила. Асфальт внезапно кончился, хотя дома по космоснимкам дорога выглядела одинаковой. Начался грейдер, глинистая жижа, вел таскает, плюс длинные качельки, метров по 20 на 2 километра. Пилим, пару раз встали под крышу на редких остановках.

 

 

   Дождевик у меня оказался негодным, куплен в Велотуристе, манараговский, с заклепками. Мало того, что он парусил против ветра, так что я был похож на летучую мышь, скрещенную с бабайкой – так он еще и промокал на плечах. А вот у Грума - зачетный дискаверевский дождевичок, силиконовый. Надо будет такой прикупить. Зато бахилы, пошитые Надей Апельсинкой, выдержали эту жижу, льющуюся отовсюду, и ноги в тапках остались теплые и почти сухие.

   Низкое темное небо. Глинистый мягкий грейдер, дождь в лицо. Идем уже на ништяках, а Чеботарево будто и не приближается. Слева тянется прозрачная лесополоса, встать негде. На очередном спуске сильно падает Люда - разбухшая сыпуха сносит переднее колесо. Греет только мысль, что мы не одни все это терпим. Никбуч прошел здесь вчера, посуху, и, несомненно, дошел за один день до Агурды, зато теперь под дождем штурмует болота на верху плато. Велоюран вообще, идет там, по нашей широте, где и снег-то растаял лишь наполовину – все под этим же дождем, один обширный циклон над Уралом.

   Чертов дождь... и хочется есть - вот они, два профуканных на вокзале, часа. Наконец какая-то труба над деревьями и – Чеботарево. Не заходя в село, сворачиваем на Утягулово. Слева в зарослях - река Касмарка. Нуу хоть что-то, но нам бы проехать еще с десяток километров, а сил уже нет, еле ползем. Зато мы уже въехали в Башкирию, без указателей, просто за Чеботарево - уже она, Башкирия!

   После Утягулово можно было свернуть влево и обойти плато с запада, по асфальтам (резервный маршрут). Но грейдер вроде держит, отвергаем легкий вариант и идем штатно, на Агурду. Потрепались с дежурным на автозаправке, под навесом. Потом в Юнаево, в частном дворе, набрали 4 пятилитровки - с расчетом скоро вставать на ночлег. Подтянулись местные, поговорили. Мы им в диковинку. А нас поразило, что топят здесь дубовыми дровами! Ну, мы-то умные, мы-то знаем, что березовые лучше, кто же дубом топит?!

   Уже вечер, дождь кончился. Выползли после деревни в подъем и сбросились влево вниз к реке. Большая поляна, от дороги прикрыта обрывом. Развернулись. Странные дрова, пилятся, но не колются, волокна винтом. Вообще, странные деревья, как огромные кусты, черные и все сухие, чертовы заросли. Семен назвал их чаплыжником. Жгем мы этот, значит, чаплыжник, прямо стволами, нам ведь на нем не готовить, удивляясь, как жарко он горит. В две горелки сварили ужин, фурычат на 92-м бензинчике - любо-дорого! Пообсушились у костра. Странно это: есть костер, рядом Сэм, а гитары нет. Такую ломку мы испытывали каждый вечер, мы даже пытались петь без гитары, но... Зато как мы потом оторвались по песням, в июле, на Щучьем!!!

 

 

 

   Солнце как бы уже садится, но я решил побегать-пофоткать и полез в соседнюю гору. Ох, и высокая же она, после полдня в седле! Какие-то колючки, мокрый плитняк скользит... Еле влез. Солнце больше блестит, чем светит, марево, вдаль ничего не видно. Ну, что-то пофоткал, все равно красиво, снег и зеленые березки. Наверху Мегафон есть, но сети нету, отзвонился Дизелю. Он транслирует нам прогноз: следующий дождь будет завтра к вечеру, с грозой... Значит завтра день у нас есть!

   Завалились спать. Чую, щекочет запястье – и точно, вот он, первый клещ! Высунулся в тамбур и сжег врага спичечной головкой... Лег. Снова щекочет, и так три раза, троих сжег! Нацеплял пока лазил, а лег в пижамке, но в тех же носках. Выкинул носки в тамбур. Спалось плохо, с непривычки.

   Итого за день по гармину Семена 48 км. По компам – 49 км. Считаем по компам – откалибровали их на тренировках.

   Фотки первого дня. Дождь, Касмарка в половодье, лагерь, холмы и вид сверху.

 

   Андрей:

 

   Ночь прошла на удивление спокойно, в вагоне никто не буянил. Утром чувствовал себя выспавшимся и готовым к предстоящему приключению. Ударившись головой об полку, вспомнил, что забыл дома шлем (пришлось надеть бафф и ехать крайне осторожно). Прибыли в Кувандык по расписанию. Разгрузились быстрее, чем загружались. На перроне нас встретил дождь. Как и ожидалось, Егор собирал свой вел дольше всех. Я помог Люде собрать ее вел. Целый час провозились с подседелом Грума, сломали наполовину седло. Дождь в это время то прекращался, то начинался снова. Выдвинулись, не обращая на него особого внимания. Ехали не спеша и непринужденно (шел дождь, и изредка проносились машины). Неожиданно кончился асфальт и начался грейдер. По мокрому грейдеру мы быстро все вымазались и промочили велотуфли. Проехали Юнаево (запаслись водой на ужин и завтрак) и встали на ночлег в ложбине. Тут выглянуло солнце, все повеселели и повесили сушить свои вещи. Поставили варить ужин и развели костер для просушки вещей, которые не высохли на солнце. Егор сходил на гору, чтобы поймать связь, в результате поймал 4-х клещей.

 

   2 день. 29 апреля. Большой агурдец.

 

   Встал вслед за дежурными, лежать уже не мог, отлежал все бока и не выспался. Видок у дежурных был тоже не очень.

 

 

   Сэм тут же засек у меня на майке еще одного клеща, пригрелся гад, на груди. Пришлось достать отраву и опрыскать одежду, их тут как комаров, похоже. Сэм сварил нечто волшебное, как и вчера, как и в дальнейшем, в свои дежурства. Успели досушить барахло, собрались и полезли вверх на дорогу.

   Не зная состояния грейдера, положили целью, как минимум, достичь Агурды – а там посмотрим, начинать ли сегодня подъем на плато, или внизу заночуем. Покатили бодрячком и тут же, завороженные красотами и хорошей дорогой, влетели в Идельбаково, проскочив нужный поворот налево. Потому и проскочили, что дорога налево была в два раза хуже. Вернулись и пошли по очень плохому мокрому грейдеру на Баишево. Ветер почти в спину. Временами налетал дождик, смачивая эту липкую глинцу. Дизель вчера прогнозировал вероятность осадков 40% - вот эти 40% на нас иногда и сыпались, а 60% – нет. Зато не пыльно.

   В первом часу приехали к Агурде – деревня спряталась за кустами, мы не стали ее искать. Плюхнулись на берег Касмарки, прямо у дороги, все равно никто не ездит. Сварили обед. Берег усыпан плоской галькой – идеальная для блинчиков. Люда ими и занялась.

 

 

 

   Времени еще вагон, вечером, наверное, гроза... Что ж делать, надо лезть в гору. Полезли. В основном пешком. Дальше фотки – это мы все лезем. Ветер весь подъем в спину. Хорошо видно тучи, ползущие сзади на нас, тоже в гору. Солнце, тучи, долина в дымке, мы все выше и выше...

   Весь альбом 2-го дня.

 

   Потом плоско пошло, полегче, но и погрязней. Теперь видны следы ебуржцев. Прикидываем, что шли они никак не сегодня, а, наверное, вчера утром. Дорога на плато такая: 100 метров сырой грунт, потом низинка с колеями, в которых надо найти проход, и моментально решить: пройти лужу сходу, пройти сбоку лужи сходу, или спешиться и провести вел, и так – каждые! 100 метров. Не правильно решил задачку – завалился. Товарищи открывают счет падениям. Шибко помогали вот эти следы Бучельникова: можно было и не думать почти, идешь по траекториям, его группа много опытней нашей.

   Ветер очень сильный, в спину. Наконец начались березовые рощицы, по картам должны уже быть роднички. Едем, посматриваем-подумываем о стоянке, а дело явно движется к грозе. Встали поискать родник, по картам их два, метрах в 800-х. Сэм побежал разведать. Стоим. Дальше – открытое болотистое поле. То ли поднапрячься и штурмовать его, то ли оставить на завтра... Долго не было Сэма, мы уж воду и в лужах нашли. Потом решили вставать здесь, в этом березово-чеплыжном лесочке. Тучи все гуще. Только ушли от дороги – вроде тащит грозу. Начали ставить палатки – и тут понеслааась. А у меня баул уже раскрыт. Внутреннюю палатку сгибало пополам, тент почему-то не натягивался и все усугублял, лучше было не распаковываться вовсе, а переждать этот шквал по-походному. Фигачило нипадецки, и это в лесу! Ну и лес-то такой, почти прозрачный. Но если бы вот ЭТО застало нас в начале плато, а там километров пять все голо – сдуло бы нас в овраги. Пронеслось минут за 20 и выглянуло солнце, что по сравнению со вчерашним, цельнодневным дождем, выглядело вполне гуманно.

   Развернулись по-новой, нашли застежку, которая мешала надеть тент, палатку прибили намертво на все оттяжки. Барахло сырое. Зато дров, чеплыжника – умотаться. Только что ж он не колется никак? И тут замечаем, что листья вокруг - дубовые! ковром!!! Тьфу зараза, так это ж дуб! Вот эти сухие мертвые деревья – дубы!!! И вообще, мы ж в дубравах, так и называлось в чужих отчетах! Только они поздно распускаются, по-своёму, по-дубовому! А мы этим валежником и греемся, как местные, второй день. И нечего их колоть, и даже пилить не надо, тупить инструмент только. Вот она, поздняя весна, береза – и та, только что распустилась. Ну вот, под этот флористический трёп поужинали и завалились спать.

   Связи нет. Итого за день по гармину 38 км.

   По компу 40 км. Набрали высоты метров 250.

 

   Андрей:

 

   Проснулись, хорошо! Солнце светит и птички поют. Сварили завтрак и тут, откуда не возьмись, налетели тучи и пошел дождь. Завтракать пришлось в палатках (это был единственный раз, когда ели в палатках). Дождь был недолгим, и опять появилось солнце. Маленько увлеклись и заехали в деревню, пришлось разворачиваться и крутить обратно. Дорогой, пару раз еще начинался дождик, но так и не разошелся. Остановились на обед у ручья на камнях. «На камнях клещей нет!» - говорил Егор, но в конце обеда поймали клеща. Дальше нас ожидал ЭПИЧЕСКИЙ подъем на Зилаирское плато. Подниматься пришлось пешком, хорошо хоть было не так сыро и глина не прилипала к колесам. Такой подъем всех вымотал, и решили искать место для стоянки. Пока искали и решали по поводу места, приползла туча. Быстренько поставить палатки не получалось, дул сильный ветер, который вырывал их из рук, но все справились. Отсиделись и начали готовить ужин и готовиться к ночи. В результате такого напряженного дня у меня не выдержали задние стойки багажника (согнуло вовнутрь). Разогнули, посмотрим на скока их хватит. Стемнело, у костра на чехол для КЛМН вылез клещ (наверное, погреться) и полетел через мгновение в костер жариться. Все разбрелись по палаткам, у костра сидели я и Грум. Вдруг, в 30-40 м от лагеря, включился фонарик и проделывал непонятные движения вверх-вниз, а затем начал движение в направлении лагеря. Молодежь напряглась и чуть не запустила в его сторону топор, но это оказалось - Егор ходил на ручей умываться.

 

   3 день. 30 апреля. Полный агурдец.

 

   Спалось отлично, уже привык. Ночью брызгало. С утра ветер, солнце, просушились и позавтракали. Теперь уже давний, прогноз обещал нам пару сухих дней. Сегодня нужно дойти до Сосновки, а лучше – до Зилаира, чтобы встать на дневку. Дневку никто не хочет, охота пилить и не терять сухой день, но мы уже знаем по прошлому году последствия пилежа, поэтому завтра - дневка принудительно.

   Выехали. Сразу болото, аж с кочками, учимся ездить по мокрому набухшему полю, воды по ободья. Тут разница в резине и всплывает. Моя швальба вилдрейс на 2,1 – уверенно гребет по этому поролону. Спасибо Андрею за добрый совет, заказывали ее зимой.

   За полем – снова лужищи, опять каждые 100 метров. Идем по траекториям ебуржцев. Товарищи валятся, уж все не по разу. Мы с Серегой что-то не падаем. В тайне, я надеюсь за весь поход ни разу не упасть, а зачем? Наивный! Яркое солнце, синее небо, пейзажи радуют, холмы и дубравы. В прошлом году зелень на всех фотках аж резала глаз, нынче ее маловато, серо-буро-зеленое всё, ну, по такой весне – спасибо, что не белое.

 

 

 

 

 

 

 

 

   С каждым километром дорога только хуже. Перед Новоалександровкой она превращается в просто болото по-щиколотку и колеи по колено, но чудеса! вел как-то едет. Андрей еще позавчера, в Куруиле, стал спрашивать: куда делся асфальт? Вчера, после Агурды, он спрашивал, нельзя ли было проехать понизу и по грейдеру. Теперь он уже ничего не спрашивал, он просто смотрел с упреком: ведь дороги нет, почему мы оказались здесь, в этом грязном рассаднике клещей? Зачем мы подло заманили его, ведь по хорошей дороге его багажник не складывался бы напополам.

   Конечно, наварил там прутиков, и левую стойку выгибало дугой к колесу. А вчера здесь прошли ебуржцы, с девчатами, и тоже груженые, и в дождях, и идут они «четверку», а не «двойку», что намнооого сложнее.

   Вышли к Новоалександровке, встали на пригорке ввиду деревни, сварили обед и ополоснулись в здоровенных лужах – местных песчаных карьерчиках.

   Убедили Андрея укрепить левую стойку дубовой палкой. Как мы уже поняли, пытаясь ломать его на дрова, дуб - чрезвычайно крепкий и упругий. Примотали армированным скотчем. Стойку теперь фиг согнешь. Укрепить вторую стойку Андрюха отказывался наотрез, а зачем, мол? Но мы-то знали, что вот это хлюпанье по болоту не столь опасно, основные удары по багажнику еще впереди – на скоростных спусках по грейдерам. Но Андрюша изволили упрямиться.

 

 

   Новоалександровка пуста, бегают пугливые дети, где магазин – не говорят. Наверно, мы выглядели, как типичные маньяки, уже грязные и заросшие. Эх, дети-дети, мы ведь от вашей грязи такие, а внутри-то мы чище. За деревней начался прогнозируемый грейдер, покатили с боковым ветром. Заехали в Бердяш за продуктами, большое село. Набрали у бабульки воды. Местная знахарка, сидит дома, лечит людей и водится со внуками, по очереди с другой бабушкой. А внуков – 16 человечков, целый детский сад, вот так!

   Здесь же, у магазина, нам рассказали, что вчерашняя гроза посносила крыши в Баймаке. Ну да, нас и самих чуть не унесло, как Элли, вместе с нашими домиками.

   Затарились едой и водой и покатили искать стоянку с рекой, для постирушки. Погнали по асфальту, на спусках до 60-ти, это вам не болото целый день на передаче 1-2 месить!

   По чужим отчетам, стояночных мест до Зилаира было штуки три, но мы встали на первом же ручье, в километре за Сосновкой. Чувашский – его название. Плотина, озеро, люди рыбачат. Мы прошли по левому берегу метров 500, форсировав еще один ручей, и встали в соснах. Наконец-то кончились дубравы и дрова выглядели, как нормальные дрова, а не как скрюченные лапы бабы Яги.

   Дежурные готовили ужин, другие стирались и мылись, а я ушел искать связь с Центром, т.е. с чатом ВелоКаменска. Сотовые вышки тут строят вблизи жилья и энергии, а села стоят в низинах у речек. Получается, что вышки – тоже в ямах, и в следующей яме, в трех километрах за горой - связи нет.

   Выйти в сеть удалось, аж поднявшись по дороге в следующую гору, километра за полтора от лагеря. Выходило, что завтра днем сухо, а следом ночью начнется сильный дождь - и до послеобеда послезавтра. Значит, если мы проторчим здесь завтра полную дневку – можно проторчать и еще день, под дождем. Если мы ограничимся полудневкой и пойдем с обеда на Кананикольское – мы влипнем там по самые оси. По прошлогоднему треку Архимандрита получалось, что в дождь колеса там напрочь блокируются, и они тогда вернулись к Зилаиру и ушли на восток, на Баймак. Нам же надо было на запад. Тогда уж лучше сразу сдаться и ехать прямо отсюда на запад, вниз, через Исянгулово, огибая плато слева, по асфальту.

   Но! Были у нас в запасе еще две дорожки к Мурадымово – напрямую, через Дмитриевку. По космоснимкам, получше была та, которая шла далее через Чуюнчи-Чупаново.

   Решили ограничиться полудневкой. Постираться за вечер и утро, пообедать здесь и рвануть к Мурадымово лесными дорогами, что им, лесным, в дождь-то сделается!

   Вот так, под эти планы, вечер и прошел. Кто-то уже постирался и помыл вел, а я оставил все на завтра – потратил вечер на поиски Мегафона.

   Итого проехали за день по гармину 34 км.

   По компу - 35 км.

 

   Фотки этого дня доступны по этой ссылке - видна грязища, падения, солнце, ремонт на обеде и вечерняя стоянка.

 

   Андрей:

   Проснулись, солнце ХОРОШО! Только прохладно (на почве изморозь), но на градуснике было +1. Дежурные сварили каши и кипяточку для чая или кофе (кто что любит). Затем начали потихоньку собираться. Выдвинулись, и я упал в грязь, не отъехав 500 метров от стоянки. Затем 12 км пилили по такой грязи, что почти все измарались. Выбрались к д. Новоалександровка уставшие, но довольные собой за такой проделанный путь. Сварили обед, немного отдохнули и ополоснулись в ямах, расположенных вдоль дороги. Примотали дубовую палку к левой стойке моего багажника (я же не знал, что худшее тока впереди) и поехали дальше. После утрешнего променада по грязи - у всех заскрипела цепь, а у некоторых ее начало еще и клинить. А катить пришлось опять в гору-под гору, решено было остановиться и мазать цепи, дальше покатило намного лучше. Добрались до Бердяша и закупились продуктами. Село вроде не большое, но в нем по центральной улице расположено 4 магазина. На асфальте появилось странное чувство, что велосипед не катит. Наверно сказалось трехдневная езда по горам и грязи на 1-2 и 2-2. Проехали Сосновку и свернули направо в лес. Прошли молодые посадки, ручей, поднялись в горку и вот поляна для стоянки. Стоят сосны, сразу напомнило родные места, тока вдалеке слышаться звуки проезжающих машин. Поставили лагерь, сварили ужин, обсудили, что не плохое место для дневки, но позже решили ограничиться полудневкой.

 

   4 день. 1 мая. Полудневка.

 

   Встали не торопясь, но дежурные завтрак уже сготовили, все по расписанию. Вчера потрясающе вызвездило, нашли обеих Медведиц, непривычно высоко и ярко. Утром имеем обратный эффект – конкретный минус и сосульки на белье. Горячая каша была кстати.

 

 

 

   Стирка, помывка коней, солнце и ветер, все сохнет и радуется. Полазил с фотиком. Народ рыбачит, утки не пуганы, водопадик шумит.

 

 

 

   После обеда собрались и в 15-00 выехали к Зилаиру. Асфальт, ветер в спину, прём и прём, отдохнувшие. Стела у Зилаира, охота вниз, в город, там еда в магазинах, пельменная на выезде... но у нас другие планы. Под взглядами ДПС-ников делаем круг и уезжаем почти обратно, на северо-запад, к Дмитриевке. Такого маршрута ни у кого не было, это чисто наша разработка, и что нас там ждет – неведомо.

   Пилим по грейдеру, ветер слева, лесенку не выстроить и за товарища не спрятаться – ямки, каждый режет этот ветер сам, растягиваемся на километр. Начинаются качели и заканчивается сосняк, опять березы и дубы, а жаль. На очередном спуске Серега с Сэмом отрываются за перегиб, а Люда пробивается на камне. Меняем камеру, догоняем двоих. Горки поменьше прошлогодних, но тоже вставляют нехило, метров по 50-100 высотой. Вниз-то птицей летишь, а вверх – все, только на руках. У Сергея разваливается тапок, он его бережет и выкручивает до верха, а мы - пешочком. Хорошо, что внизу не сильно бито, удается взять часть подъема с разгона. Наконец Саратовский и Дмитриевка. Закупаемся на двухдневную автономку. Решаем крутить сегодня до последнего и там плюхнуться.

   Начинается дождь, продолжаются качели. Развилка. Направо – в Новопокровский, а нам – налево, в Чуюнчи. У Андрея выгнуло вторую стойку багажника – правильно, а куда теперь удары приходятся, если левую мы починили дубом? Вот теперь правую и гнет, надо было обе и лечить. Но Андрей справедливо отвечает нам, что надо ездить по асфальтовым хорошим дорогам, а не по этому подобию...

   Эх, и почему мы не отдали этого ворчуна ВелоЮрану?

   Сразу дикий спуск, внизу длинный плоскач с грязью и ямами, потом ответный подъем, потом качели. Дождь побрызгивает, смотрим по сторонам, встать-не встать, на полдня ведь, надо место получше и с водой. Ничего хорошего в этих дубравах. Так и докрутили до Чуюнчей, придется проскочить село и вставать дальше, по карте там речка и водоем. Проходим на скорости, чтобы нас поменьше видели, взлетаем на гору с другой стороны деревни, успели заметить длинный барак и много машин возле. Надпись «Школа». Подумали еще, свадьба, что ли, но никак не украшены авто...

   Встали передохнуть. Грейдер кончился. У Андрея оторвало правую стойку, внизу, совсем, у нас нет слов, потом находятся.. и много.. и плохих.. Андрей бегает по пригорку, по деревенской помойке, находит хороший стальной пруток, плюс дубы вокруг, что-нибудь придумаем на дневке.

   Едет Нива, мужик спрашивает, почему мы не поехали через Новопокровский, здесь же газопровод, а в том бараке живут его строители. Вот что, вот те и свадьба!!! И в Дмитриевке нам говорили про газопровод, но не говорили, что есть дорога через Новопокровку... И тут мы видим грязищу метров 100 шириной, уходящую вдаль – куда нам и надо, а времени уже за 20 перевалило. Кажется мы влипли.. и ночью будет сильный дождь... Спускаемся по здоровенным колеям к водоему, он конечно мутный от размесенной вокруг глины. Теперь и мы устряпались в глине. Ищем место, просто кошмар.

 

 

 

   Я погнал через поле посмотреть лощинку - есть ручей и дрова, поехали туда. Проскочил еще лужайку, следующая лощинка получше, не такая сумрачная от этих корявых дубов, переместились туда. Все, силы кончились, тут нас не найдут, можно будет отсидеться денек и подумать.

   Моя горелка отказывается работать наотрез. Готовим на Серегиной. Одновременно мучаюсь со своей – ни в какую. Форсунка и раньше забивалась, но теперь дело серьезней. Пришлось в полной темноте чистить и мыть всё, и еще выгнул трубку испарителя, она заработала в итоге, но поздно. Весь в саже и бензине. Вспоминаю советы Йожжа взять Калошу, а не 92-й. Как же он был прав! Опять вызвездило, надеемся, может пронесет... Нет, в 23-30 раз! – и не стало звезд и забарабанило по тентам. Завалились спать.

   Итого за день прошли 54 км – по Гармину.

   По компу - 54 км.

   Фотки этого дня доступны по этой ссылке - стоянка, ремонт великов, грейдер, деревни и глина в конце дня.

 

   5 день. 2 мая. Чуюнчи-Чупаново. Конец света. Вынужденная дневка.

 

   Просыпаемся под дождем, всю ночь шел. К 10-00 ослаб, но еще моросит. Моя горелка снова не работает, будто и не оживала вчера, снова я весь в саже. Заработала, пытаюсь понять, что же она хочет. Понятно теперь, почему Никбуч идет на газе – где ж времени столько найти для ремонта такой капризульки. Пофоткал дождь, намок через муляж дождевика, но дождь кончился в 12-00, точно по расписанию.

 

 

 

   Солнце, ветер, быстро обсохли. Начали ремонт Андрюшиного багажника. Параллельно стойке проложили пруток, наставили запасное крепление, все это затянули хомутом и замотали тем же скотчем, армируя все матом, вроде должно держаться.

 

 

 

   После обеда пощупали дорогу – вязко, сегодня точно не поедем, пусть подсохнет. Решено идти в разведку - тем, кто в сапогах. Ну, я и Дима собрались, взяли воду, фотики... Дали нам времени на все два часа. А до развилки – 7 километров, ясно же, что не успеть. Рванули.. Дорога расквашена метров на 30 шириной, но можно пройти по обочинам, газопровод приближается справа. Потом дорога резко поворачивает, пересекает его и идет с другой стороны газопровода, за лесом, там колеи такие, что даже сбоку дороги - уже не пройти.

 

 

 

   Пытаемся идти слева от газопровода – глина эпичная, это не колеи, а траншеи, это окопы! Иногда из-под трассы выныривает та дорога, которую они уничтожили, и тут же заныривает обратно в глину. Ничего не понимаем, по космоснимкам тут была нормальная накатанная грунтовая дорога. Идем слева по сырой луговине. Мягкие качели, через 300-500 метров заболоченные низины, в сапогах-то еще ничего, а если товарищам в тапках – так кранты, по щиколотку. Но не менее трудно вести вел по кочковатому мягкому полю, ехать нельзя, только катить. Начинает попадаться техника, все такое большооое, народу нет, празднуют. Впереди большой ручей и подъем. Дима идет посмотреть насколько чистая вода до соприкосновения с глиной, а я рву наверх, что там, за перевалом? Там как раз развилка, точка 7 км, мы выходим из лимита времени. Но что делать, не бросать же именно нужную точку. Наверху ожидаемая картина – с юга подходит хорошая грунтовка и упирается в глину, это бывшая развилка, а прямо, куда нам и надо – уходит полоса грязи по пояс, насколько хватает глаз, до горизонта – техника и глина, т.е. еще как минимум 7 км.

 

 

 

   Дальше теоретически дорога поворачивает на север, может и без газопровода, а может и вместе с ним. Т.е. тащить груженые велы на себе надо минимум 14 км. Вот здорово! Мы ведь так и собирались! А может и все 21 км. Два дня ходьбы, по уши в глине - и мы в Мурадымово! Вот это сервис! Вот это мы влипли! Зато какое развлечение будет трактористам - смотреть на нас, шестерых!

 

 

 

   Так-то это не газопровод сейчас, а нефтепровод Салават-Орск. Но мы называем его, как сказали местные. Идем с Димой обратно, думаем. Вот досюда мы завтра дотащимся к обеду, вода есть, до горизонта дотащим к вечеру... Можно тащить и все 21 км, можно даже челночить, если ловушка захлопнулась, но зачем нам соваться в эту ловушку? А альтернатива? - Дорога через Новопокровский! Она должна быть уже накатанной, ведь здесь не ездят года два, значит ездят там. Нужно вернуться на развилку, это 11 км назад. Чуем, что съедят нас товарищи на ужин за такие вести.

   Срезаем по полю крюк, но все равно опаздываем, Сэм варит уху, хотя дежурство наше. Вкратце объясняем ситуацию, показываем фотки, экранчик маленький, грязи игрушечные – товарищи полны решимости их штурмовать. Тупик, ребята. ЭТО не нужно! Цена вопроса – 11 км назад, т.е. со вчерашними 11-ю км сюда, нужно проехать 22 км по холмам, половину нашей дневной нормы... Но никто не хочет тащиться в тот бывший первый спуск. Плюс неизвестность новой дороги, через Новопокровский.

   Штудируем генштабки и навигаторы, разгадали-таки загадку. Здесь и был газопровод, на древних картах он есть, была просека и за много лет накатана отличная грунтовка – она и была на снимках. Но трубы решили добавить или заменить и перерыли все по-новой, уничтожив дорогу. А другие дороги были накатаны слабее, ведь была эта, хорошая, но теперь должны быть накатаны те, взамен этой. Торопиться некуда и Серега думает два часа, наконец, под вечер решает: идем назад и далее на север. Как минимум, два дня сухо и мы всяко до Мурадымово успеем пройти. Вот и хорошо! Лучше хорошо ехать, чем плохо идти.

   Итого за день: пешая радиалка на запад 14 км.

   Фотки за день доступны по этой ссылке.

 

   Андрей:

 

   Проснулись, льет дождь. Поели и разошлись по палаткам. Каждый занимается своими делами (штопает одежду, чистит горелку или спит). К обеду дождь прекратился, и вышло солнышко. После обеда и до ужина Егор и Groom уходили в разведку, что бы посмотреть на состояние дороги, стоит соваться проехать или нет. Результат: почти всю дорогу перерыли или размесили тяжелой техникой, меняют газопровод. По данному направлению после дождя и ранней весной лучше не соваться в ближайшие 2-3 года. Остальные: Sam целый день штопал себе штаны, разорванные от напряженного педалирования. Егор до обеда чистил свою горелку. Люде заклеили пробитую камеру. Andpey починил свой багажник, Ияз наслаждался отдыхом, загорал.

 

   6 день. 3 мая. Реванш.

 

   Дни бегут, а мы всё изучаем сорта башкирской грязи, не особо приближаясь к нашей цели, поэтому, сегодня решили выехать пораньше. Мы с Димой дежурные, встали в 6-20. Дубак конкретный, на земле все во льду и инее. За деревьями рычат трактора и Уралы - рабочие едут на газопровод. К 7-00 у нас уже готово и поесть и костер погреться. Чай-кофе-потанцуем... безумно вкусный Семин кофе, для заваривания в чашке. С него мы начинали каждый день, а потом доливали в котел воды и еще кипятили чай. Солнце, просушились, собрались.

   Покрутили обратно, по глинистым колеям, в Чупаново, надо дозакупиться. Такса у магазина, любительница ласкаться... Погнали к развилке, срезать угол к Мучетьбару не получилось, полевая грунтовка размокла, пришлось пройти весь крюк и лезть пешочком в позавчерашний спуск.

   Развилка, уходим на север. Мучетьбар, магазина нет, хутор Новопокровский, магазин как-то не попался, ну и ладно. По навигатору находим грунтовку, все ребята, грейдер кончился, дальше только трек и полевые дороги. Трек прокладывался тем же гуглоспособом, что и через Чуюнчи, значит доверия ему столько же. Встречный водитель предупредил, что мост размыт, что есть обход выше по течению, вроде...

   И вот тут мы, возможно, дали маху, надо было расспросить мужичка поподробнее. На бескрайнем лугу хорошая грунтовка потянула влево, а трек – вправо. Влево разведывать никто не захотел – вот и пошли вправо, и прикатили в глину и на размытый мост. Дальше дорога целые сутки была весьма странной – почти не накатанной, зыбкой, исчезающей в луговинах и снова восстающей из воды. Наверняка правильным был объезд влево. Но тогда мы не увидели бы с левого берега весь каньон Большого Ика. И вот, покатили по дубравам, глинца конечно, но зато едем и вокруг деревья, а не трубоукладчики. Опять лужи и ручьи, опять каждые 100 метров задачки, как проехать.

 

 

 

 

   Бывшая деревня Успенка, ныне осталось только название урочища, остатки строений.

   На мокром лугу неожиданно валится Серега. Снова лес и большаааая полная воды луговина, плывем по ней на передаче 1-3, каждый своим маршрутом, чтоб не увязнуть. Все это постепенно склоняется вправо и стекает к ручью, который мы пытаемся перепрыгнуть сходу, оставив позади хорошую стоянку со столом и пеньками. Обратно перепрыгивать все отказываются, в результате обедаем на косогоре с нехилым ветерком вприкуску. Длинноногий Андрей – это как раз там он и возлежал.

 

 

 

   Солнце палит, ветер остужает, мы уже в районе Большого Ика, идем поверху, иногда показывается далекий другой берег, все чаще, потом уже почти постоянно. Видим изрезанные скалы и лес на горизонте – по нему мы должны были идти от Кананикольского. Дорога начинает нырять, вверху любуемся и фоткаем. Несемся вниз, там месим грязь. Потом топаем вверх и снова фоткаем чуть сместившийся пейзаж.

   Попадаются запретительные таблички, напоминающие о нашем незаконном здесь пребывании. Да, мы забрались в зону с тыла и в этом есть особый смак.

   Наконец прикатили к развилке, в 8 км от Мурадымово. Даже не верилось вчера, что мы ее найдем в этих холмах... Невзрачная низинка. Одна дорога идет вправо вниз к реке и далее - по ущелью, по плесам, пересекая реку 7 (семь!) раз, т.е. семь бродов, зато все красоты ущелья – наши!

   Вторая - продолжается поверху, затем спускается к одному броду возле Мурадымово, или чуть далее еще одной дорожкой – к мосту перед селом, тогда можно ехать посуху, но потом – придется через шлагбаум платно заезжать в ущелье и прогуливаться вверх по течению. Я активно ратовал за авантюрный нижний путь, ну да, броды, так ведь их бродят как-то, зато скалы, плесы... А Серега – был за верхний, без авантюр. Так вот и встали - подумать на развилке. Я рванул разведать наверх, а Сэм – вниз. Сэм увидел Большой Ик и сказал, что вот ЭТО - не бродят никак, это – переплывают на лодках. Сбегал вниз и я, пофоткал – столько воды точно не перейти, это какие-то, блин, неправильные броды, не знаю, для кого они были нарисованы. По движению воды видно, что глубина большая.

   Что ж, пошли опять поверху. Можно рвануть и часам к 22-м наверное доехать, но мы договаривались не лосить, ищем место для ночлега. Нет нормального ручья, нет и доброго леса. Спорили-спорили, наконец, Сергей согласился встать, но только без костра, из соображений безопасности. Хотя ни одной живой души мы за двое суток так и не встретили. Ну и ладно, что без костра, все равно ночь теплая.

   Развернулись, и пока готовился ужин, сбегали с Сэмом пофоткать закатные холмы и поймать связь. На гребнях ловилось. В прогнозе был дождь на завтра. Отзвонились Дизелю и пошли собирать вечерних клещей. Я про них не пишу особо, но мы их регулярно ловили на каждой стоянке, штук по 10. Не было ни одной стоянки без клещей! На палатках, на велах, одежде, ковриках... толстые и тонкие. Но обошлось без укусов за весь поход.

   Завтра мы будем в Мурадымово, а там баня... Надеемся за день все успеть и выдвинуться к Нугушу. Под такие мечты и вырубились.

   Итого за день пройдено 40 по навигатору.

   Три трека по Гармину: первый, второй, третий.

   Фотки дня доступны по этой ссылке - грейдер, деревни, лесная дорога, обед. Потом уже по горам, поиски места для ночлега и закатные холмы со снежниками на склонах. Буро-зеленое пространство с белыми прожилками снега, берез и цветов...

 

   Андрей:

 

   Проснулись, утром опять было -2 на градуснике, в палатке +11. За завтраком решаем возвращаться, чтобы объехать такую грязь устроенную газовиками своей техникой. В Чуюнчи-Чумпаново заехали в магазин прикупить продуктов (время работы с 10-13). День выдался хорошим, светило солнце. Местами в низинах стояла вода и грязь, а также попадались длинные спуски и подъемы. Дорога оказалась трудной, несколько раз падала Люда, по разу Ияз и Groom, но все обошлись без серьезных последствий. После Новопокровского проехали через дубовую рощу. Видимо был ураган, многие деревья выворочены с корнем, другие стоят черные во мху, со стороны так жутко смотрится (как будто все деревья погибли и почернели). На обед останавливались на чьем-то покосе, т.к. одиноко стояла сухая копёшка и лежали бескрайние луга. К вечеру поднялись до края природного парка Мурадымовского ущелья. Погода стояла не пасмурная, в результате открылся такой вид, что нельзя подобрать слова: до самого горизонта лежали холмы-холмы-холмы, а у самого горизонта виднелись 2 или 3 горы. На ночевку съехали с дороги в молодые посадки сосен, как будто приехали домой в район напротив Мамонта.

   За день проехали 42,5 км. Да сколько еще набегались в поисках места для ночевки.

 

   7 день. 4 мая. Первый результат.

 

   До Мурадымово осталось 6 км. План-максимум: доехать, баня, прогулка, выдвинуться и заночевать уже по дороге на Нугуш. Плана-минимума нету, мы – максималисты. Неспешно тронулись, опять вверх-вниз. На камни падает Люда, очень крутые обрывы, вел торможением не удержать, надо либо скатываться как есть и тормозить потом, либо спускаться пешком. Естественно, Люда начинает излишне беречься, но камни – это дааа, даже на асфальт падать мягче.

   У Сергея в навигатор оказалась забитой высшая точка – гора, то ли Любви, то ли Желаний. Ладно, назовем ее горой Желаний любви. 530 метров, но она так-то очередным холмом оказалась, с грозной табличкой внизу и хозяйкой-ящеркой.

 

 

 

   Андрюша тут же напал на табличку, совсем одичал брат, а потом домогался и до ящерки, но был бит по рукам экологом Сэмом. Холмы, дубравы, желания – красота же вокруг! На спуске ящерка встретилась снова, точно - хозяйка.

 

 

   Дошли до нефтепровода – да, всё тот же, Салават-Орск. Заровненная глина сто метров шириной - значит, строили отсюда, значит так бы, и тащились всю дорогу - 21 км, по глине и стройке. Сергей без разведки срывается по нефтепроводу вниз, ну, как бы куда нам и надо, вроде к мосту, но дорожка та еще, эпичный спуск, а если не туда? Как потом обратно? Скрипим тормозами следом. В тени лежит снег. Люда снова идет пешком. Грязь на повороте, переставляю вел вправо и... мягко валюсь влево. Вот так, непринужденно, размочил счет падений и я. И, главное, не скрыть ведь, хоть и на повороте! Люда шла потихоньку сзади и зафиксировала сей позорный факт. И вот теперь я должен выехать к людям весь грязнехонек. Вот там, где Люда - я и прилег, а вроде было безобидно все.

 

 

   Следующий спуск – и мы сбросили всю высоту, прощай Зилаирское плато! Вышли на грейдер, мост через Ик, тут же и Мурадымово, ну наконец-то! Красивая улица, это мы еще в прошлом году заметили, что в селах вдоль улицы идет одинаковый забор. Затарились в магазине, дорвались до еды. Какой-то копченой селедки, что они там понабрали, я уж и не считал. Сам я не заходил в магазины ни разу. От вокзала в Кувандыке, до вокзала в Мелеузе – не заходил в человеческое жилье, ну разве только в мурадымовской бане.

   Прокатились до входа в заповедник. 30 рублей в сутки с носа, стоянки вдоль берега, и больше ничего – это государственная часть, а 100 метрами раньше – частники, полный набор: домики, бани, эстрада, мангалы..., но почем все эти блага – мы не спрашивали.

   Скалы высятся с обеих сторон реки. Грандиозно, фантастика! Выбрали стояночку, в метрах 300 от въезда, три палатки почти вплотную, костровище. Сушняк нам разрешили брать отовсюду — еще не прибирались, а летом он будет платно. Берег глинистый, еще и не подойдешь к реке, вода мутная, как в Каменке летом, прет – будь здоров! Чешем затылки, как бы мы это форсировали вброд?

   Питьевая вода – в скважине у шлагбаума. Все одновременно: обустраиваемся, варим обед и разведываем баню у частников. И тут нас ждет облом, как и в прошлом году на Шульган-Таше – на сегодня все забито, баня только с 24-00, или завтра. Искать баню в селе – далековато, париться завтра – теряем сухую погоду. Решили идти в баню снова ночью. Как-нибудь доживем до 24-х, мы ведь не такие замотанные, как в прошлом году: проехали-то сегодня десяток километров и все больше вниз. Баня – 500 рублей первый час, следующие часы – по 250. Взяли 2 часа. Мостки от бани к берегу, но к воде не спуститься, трапики везде убраны.

 

 

 

   Наелись, как никогда, пошли гулять по ущелью вверх, там вроде километра два по интернетам должно быть, с мостиками. Ну, так вот, «гулять там» оказалось всего метров 300, до первого брода. Вдоль дороги - указатели на пещеры, причем через реку, ничего не понимаем, где пещеры-то? В реке прет полно воды, вокруг высоченные скалы, есть в них дырки какие-то, но без спецснаряжения до этих дырок не добраться. Побросали блинчики, посмотрели брод, посмеялись над моими вчерашними планами форсировать семь! Таких. Тут и потонуть только. Разок, конечно, можно переплыть, но без груза и велов.

   Это значит, если бы мы вчера все же сдуру спустились к Ику – пришлось бы подниматься 200 метров обратно. Хорошо, что разглядели его издалека.

   Ничего понять не можем, что тут смотреть вообще? Пошли обратно, глядь - летит группа на велах. Проскочили шлагбаум, не заплатив, никто их не остановил. Оказалось – земляки-ебуржцы, команда «Тропы Урала», идут Саракташ-Мурадымово-Кананикольское-Белорецк, т.е. обогнули плато слева и основные дебри у них еще впереди. Мы им показали стоянки и они укатили к самой дальней, у брода. Это значит, пока они очухаются и что-то сварят...

   Времени 17 часов, баня в 24, теперь надо прогуляться поверху, раз внизу не пройти. Компанию составляет только Дима, остальные соблазняются селедкой. Селедку мы с Димой и дома поедим, нам нужно ловить солнце, облака низкие, еще немного сядет – вообще не пофоткать. Запасаемся ништяками и уходим искать тропинку на скалы правого берега. По дороге пристраиваю заряжаться смарт – розетка только на кассе, по 80 рублей за девайс. Продвинутая кассирша согласилась зарядить, меняя, два аккумулятора по цене одного, такая щедрость. А как нам дальше без них идти? У меня все пять уже опустели, а на двух мы хотя бы до Куперли дотянем. А в прошлом году у Каповой пещеры было 120 рублей с носа, но зато с верандой, светом и двумя розетками, хоть зазаряжайся. А тут 30 рублей – и все! А что-то зарядить – уже проблемы, можно подумать, мы в прошлом веке, когда лампочка ильича считалась верхом удобств.

   Уже не помню, с кем мы говорили, может с ней, получается самое лучшее время здесь – это лето: воды мало, она чистая, броды проходимы, везде мостики, к воде мостки, все вокруг зелено, народ купается. Пещера на том берегу, за скалой, поэтому и не видно. И броды-то – они броды и есть, но в межень, а не в половодье! Какие сейчас броды?! И что меня стукнуло, что можно в мае реки бродить?! ОооОО! Но какой тогда нас ждет брод к Куперле? Тоже непроходимый?! Но там ведь было написано «конные маршруты»..., а если коню допустим по брюхо, то нам что делать в такой воде?

   На подъеме попалась пара, сказали, что там есть где-то пещера, над пионерским лагерем, примерно в километре по берегу. Ну, идем, фоткаем, сумрачно и голо все. Шли-шли – сидит группка на скалах, я еще подумал с усмешкой про Тропы Урала, откуда им тут быть впереди нас, наверное, местные гуляют. А точно оказалось – Тропы и сидят, жуют сухпай. Нууууу, заводные ребята! Только что приехали, ничего не сварив, залезли прямо от брода по этим кручам и осыпям и сидят-любуются. Энергия из них так и прет.

   Пошли дальше искать пионерлагерь, сверху видны и другие броды, все непроходимые. Домики на островах. Идем по странной тропе, лазим по гребням - нет никакого лагеря и пещер. Один гребень пропустили. Выбрали гору по навигатору, самую высокую, идем вглубь берега по тропинке. Поляна, кони пасутся сами по себе. Долго мы шли, вылезли на холм, видно с него маловато, лес один, но это самая высокая точка на правом берегу – 527 метров, где-то напротив нас сейчас - утренний холм Желания любви. Дима среди лютиков

 

 

 

   Спускаемся обратно, Дима ушел вперед, потом бежит назад, пригнувшись, как партизан: танки, танки! Т.е. лошади!!! Идет тот табун, а деться нам некуда, тропа в буреломе одна, а хозяева тут – они. Ушли мы за деревья, чтоб не пугать. А что делать: их голов 50, стоптали бы.

 

 

   Вот так. Мы километров за семь от жилья, а они пасутся сами, и все у них есть, вода и разная трава.

   Идем-торопимся, вышли на пропущенный гребень – вот она, пещера Голубиный грот! Гребень был сильно в стороне, и мы его оставили на потом, а с него пещера и открылась. И домики внизу – это значит и есть лагерь. Но теперь до пещеры нам уж не добраться, там большая расщелина, это надо снова идти в обход, а ведь мы были там от нее недалеко!

 

 

 

   Почти бежим, солнце блещет сквозь тучи, а света мало, дымка висит, трудно фоткать. Товарищи уже беспокоятся, ужин стынет, ждут нас. Тут и мы добрались до селедки, безумно вкусная!

   В 24-00 топаем в баню. Натоплена ужасть как, перегрета – оказалось предыдущие заказчики, которые с 22-00, не приехали, заблудились на авто, как раз звонят хозяйке, а она дорог не знает. Мы достали навигаторы (это ведь нормально, ходить с навигаторами в баню) и в два девайса подсказали маршрут автотуристам. Так вот задуматься: заказать на 22 часа баню в Мурадымово, и в 24 часа оказаться в районе Абуляисово-Абзаново, это чуть ближе Утягулово, что мы проезжали в первый день, в 150 км от этой бани, если напрямую! Заблудившись, ночью! И велосипедисты по телефону подсказывают куда ехать... Ну это… просто велотурист не может себе позволить такого, как-то это неловко, что ли, так путешествовать.

   Отличная парилка! Вышел я - темнотища, ну как вот у воды и не искупаться? Пошел пощупать бережок. Дык ведь есть подобие ступенек, и берег почти держит, а, была-небыла! Шагнул в неизвестность, обожгло – а там по пояс, чуть дальше – уже сильное течение, ну, нам и столько хватит! Прибежал весь красный, айда купаться! Залезли все, и не по разу. Нам старым моржам все по плечам, ага. Не зря ведь Лена-Зима нас к проруби приучила. Даже придумали, как встать и безопасно искупали Люду. Это было безумно хорошо – баня после трудного и грязного пути!!! Да еще и с ледяной речкой! Отмылись и еле доползли обратно, вскипятили еще каркадэшнику. Вот не знааааю, во сколько мы очухаемся и поедем. Но оно того стоило!!!

 

 

 

   Фотки этого дня доступны по этой ссылке - утро, спуск, поиски пещеры, правый берег и баня в конце.

 

   Андрей:

 

   Проснулись. Хорошо, тепло, солнце светит, птички поют. В палатке на градуснике было +17. К завтраку небо затянули облака, подул ветер, стало как-то неуютно без костра. Катилось хорошо, дорога была сухая, а горки как-то начали приедаться. По пути поднялись на вершину холма, высота 530 м (Егор снимал видео). В ущелье заняли 1 место у воды после большого дома справа. Поставили палатки и приготовили обед. Пообедав, пошли прогуляться по ущелью, но пройдя ~ 300 м уперлись в брод. Река весной разливается и становится быстрой, в районе брода ширина реки ~ 10 м. Пофоткались и попускали «блинчики», весь берег усыпан плоскими камнями. Вернувшись в лагерь, увидели еще одну группу велосипедистов. Поговорили, они оказались с Екатеринбурга клуб «Уральские тропы», затем они укатили, наверно, до брода там и ночевали. Мы устроили себе нелегкий полдник в виде рыбки селедки, подумав, что на гору идти тяжело, да и на горы уже насмотрелись мы. Хотя, вернувшись, Егор и Groom рассказывали, как там было здорово и красиво. Остаток вечера провели за ужином и чаем. Некоторые даже успели постирать свои вещи. Ну вот, наконец, и полночь, пора идти в баню. Не зря взяли 2 часа, т.к. больше часа тока грелись и купались в Б. Ике. Получилось шикарно!

   За день проехали 13 км. Плюс пешая радиалка примерно на 15 км в оба конца, там все вверх-вниз, расчет только по времени, на быструю ходьбу.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

 

Авторы текста и фотографий:

Юрий ИЛЬЕНКО, Андрей ФОМЧЕНКОВ, Дмитрий ПРЕДЕИН, Семен ШИТОВ.

Весна 2013 г.

Клуб «ВелоКаменск», город Каменск-Уральский

 

   Ссылки по теме:

   Башкирия 2013. Все включено. (Чайники в горах-2). Финал

   Южный Урал. Чайники в горах

   Заповедник Зюраткуль. Соло на велосипеде

   Таганай на троих

 

Мы в соцсетях!