Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Южный Урал. Чайники в горах

В раздумье над треком склонился Ияз

Подобно сакуре над Китаками

Значит походу вскоре быть

Швабля-покрышка шептала.

Ugo сочинил

 

Сколько не продумывай маршрут и снаряжение – жизнь все равно преподнесет нечто новенькое. А мы так готовились, так тренировались, а оно-то оказалось...

Готовились ехать впятером, скатывались весь апрель, по стошке и больше, с баулами. К походу нас осталось трое: Сергей (Ияз), Андрей (Дизель) и я, Юра (Егор). Билеты на майские праздники были куплены еще в марте и дату отъезда менять не хотелось – опять сдавать и снова брать… А прогноз погоды говорил: лучше сдать и отложить старт на денек, ибо на 1 мая ожидался мощный холодный циклон. Но простуженный Ияз был непреклонен. Едем, как и планировали, 30-го апреля.

 

30 апреля.

 

На вокзал под дождичком нас привез Флай, выручил, спасибо ему, разбирать и паковать мокрые велики не хотелось. А так – мы сухие, запакованные и полные радужных надежд стояли на перроне, провожаемые Взваном, Йожжом и Стасей.

 

 

 

 

 

Напутствия, прощание, пришел паровоз и мы технично упаковались во второе купе, положив один велик поперек, а два – вдоль багажных полок. Баулы – на соседние полки, рюки – в рундук. И поплыли-поплыли каменские улицы.

Поделили еду, ее закупал Серега и мы рассовали все по баулам. Поделили и бензин, по полторашке на брата. Но, так как провоз бензина в поезде запрещен, решили называть его для конспирации – героин, точно никто не догадается.

В Челябинске оставили Ияза в вагоне, а с Дизелем отправились гулять – стоянка целый час. Андрей поцокал контактами под куполом вокзала – классное эхо! Челябинская традиция, низзя нарушать!

На перроне полазили по постаменту с паровозом и по цветному фонтану, вызвав повышенный интерес к себе троих полицейских. Но наши рожи были еще не заросшие и патруль нас не тронул.

 

 

 

 

 

Дизель снимал фонтан из-под воды, неубиваемый у него фотик! Хорошо было. Тепло и СУХО. Вот так бы и дальше, но прогноз был: первые 2-3 дня - сыро и холодно.

Ночью нас донимали не спящие вахтовики-бухарики с ноутом и колонками, продвинутые, блин. В общем, поспали до 3-00 весьма условно. Поели каши, чаю, собрались, поглядывая на капли за стеклом и в 4-00, под дождем, десантировались в Бредах.

 

Здравствуй, Первое мая!

 

 

Вокзал, на наше счастье, в Бредах был! А ведь года два назад, судя по чужим отчетам, его не было, только голый перрон! И было в нем тепло и очень светло, и пусто. Идеальное место для сборки велов. За окном чуть серело и поливало, средне так, но непрерывно, и похлестывало по стеклу.

 

 

 

В 6-00 стартовали. Пока выбрались из Бред – рассвело, пошли по трассе. Температура 4-5 градусов. Льет средне. Сильный ветер справа-сзади. И вот тут-то оказалось, что жизнь гораздо круче наших расчетов. Первым делом намокли перчатки, потом нижняя половина, не закрытая дождевиком. Потом стали пропускать и дождевики, ибо скорость мы держали под 30 и капли прошибали все.

Любоваться пейзажами было некогда. Хотя в других условиях плывущие холмы были бы красивы. Слева тянулся сосняк, посаженный лет 30 назад, справа – почти пусто. На дороге – никого. Первое мая.

Снимать в таких условиях было сперва нечего – темно и пелена дождя, а потом и некогда – лишь бы выжить. Поэтому фотка всего одна – перед въездом в Рымникский. На заднем плане – бредут коровы. Здесь мы были еще почти живые.

 

 

В 9-00 встали на остановке переодеться, вернее, еще хоть что-то надеть на себя. Льет немилосердно. Начало колотить. Одежда была, но тепло одеваться не было смысла – так же и промокла бы. Оставалось идти вперед, приехать на место и там уж переодеться. Сосняк слева обещал дрова и защиту от ветра, в крайнем уж случае можно остановиться, но сдаваться не хотелось. Редкие автобусные остановки просвистывались насквозь.

В 10-00 встали перед Амурским. Остановка была почти не дырявая, но сильно загажена, очень сильно, но другого укрытия в этой степи не было. Нужно срочно съесть что-то горячее и мы разожгли горелку. Ветер ревел, гремя железом и задувая внутрь. Неожиданно рядом оказалась женщина – опоздала на автобус. Сперва боялась нас, потом успокоилась, подсказала дорогу. Врезали чаю, чуть согрелись и снова покатили. Но здесь уже сосняк кончился и оставалось - только вперед.

Чистая лысая степь. Ветер ревет, а головы в капюшонах – разговаривать не возможно, даже крик не слышно.

Поворот вправо на Аркаим. Теперь ветер в лицо. Сразу сдувает не застегнутый шлем. Козырек отломился. Хочется выкинуть и козырек, и шлем, и велик. Зачем-то подбираю все. 8 километров тащились целый час, и это по асфальту! Баулы тяжелые, полные жратвы, холмы стали чуть повыше, и велик упирается, как осел.

12-00 – Аркаим. Где тут, что тут – не понятно, домики, вагончики, шлагбаумы. Ткнулись куда-то – мужичок показал, где встать. За 150 рублей место для палатки, еще охапка березовых чурок – тоже за 150. Нам было уже все равно.

Ставим палатку, она бегает от нас, ох и ветер! хлещет дождь. Забрасываем внутрь спальники и за палаткой разжигаем горелки. Срочно что-то съесть!

Пошел за водой – на край участка выведен шланг насоса, вода просто льется на глину. Не могу попасть струей в бутылку – так трясется в руках шланг, озноб колотит, ужос.

Серега залез в спальник, Дизель – за ним, а варить все равно надо. Набодяжили смесь лапши, гороха и куриного мяса. И чаю котелок. Тут и я нырнул в палатку, в спальник, стянув в тамбуре мокрую грязную одежду. О, зимний теплый, почти сухой спальник!!!

Слопали все вмиг и в 14-00 вырубились.

За палаткой все тряслось, хлестало и завывало, но нас спасала серия PRO с юбкой. Велы и дрова не прикрыты, внутри только вещи.

В 17-00 проснулись, вышли на связь с Йожжом (из всех операторов там только Ю-тел), обрисовали ситуацию. Йожж сказал, что мы балбесы, что не прикрыли дрова и посоветовал молиться. Ну, я ему то же самое посоветовал, в смысле молиться за нас, ибо больше нам ничего и не оставалось, даже до ветру мы бы не вылезли.

Достали километровки, Ияз рассказал мне подробно весь маршрут, а я – все пересказал Дизелю. На этом мы убили час. Дизель никому пересказать не успел, в 18-00 пришел мужичок и позвал нас в вагончик пить чай. И мы уныло вылезли из спальников, думая, что просто пора платить деньги.

А все оказалось веселее. Нам было предложено за тыщу переночевать в вагончике, с плиткой, печкой, калорифером и светом, и с котом впридачу. Серега тут же выторговал обратно наши триста, чтоб не платить за палатку и дрова. И мы бегом перетащили барахло внутрь. Пока врезали чаю – дождь кончился.

 

 

Наварили каши и пошли осматривать холмы. Смеркалось быстро, едва успели щелкнуть закат. Где раскопки - вечером так и не поняли. Просто полазили по скале Покаяния и горе Шайтанке. На гору Любви не полезли – уже стемнело.

 

 

 

 

 

 

Вот тут, слева, и виден раскоп – это мы потом уж по фоткам догадались.

 

 

 

На горе – спирали из камней, народ там бродит, медитирует. Дизель побегал, попросил хорошей погоды

 

 

 

 

 

 

А мы его даже немного принесли в жертву.

 

Скалы рыжие, красивые, как у нас. Но уже темно, не пофоткать.

Все фотки 1-го дня

Съели гречки с мясом и вырубились в тепле.

 

Итого: за 1 день пройдено 81 км. Ходовое время 4-15.

Потери: нету. Даже не охрип никто и не засопливел, Серега даже наоборот, выздоровел.

 

Ияз:

В этот день впервые прозвучало (еще шутливо) - "А может - вернемся ?" из уст Юры....

Дождь пил силы и уже потом мокрого насквозь вымораживал встречный поток воздуха.... На мои попытки убедить, что ехать под 40км/ч, в таких условиях, тяжело и холодно - понимания не встретил. Стиснув зубы, пытался не слишком отстать. На колесе в таких условиях висеть невозможно. А замерзшие мышцы отказывались выдавать нормальную мощность.

Периодически останавливались на автобусных остановках - где ветер хоть как-то терялся и сверху лило не сплошной стеной - а лишь брызгами.... Пили воду и жували вкусняшки (честно говоря - не чувствуя вкуса). Есть и пить на ходу в дождевике оказалось невозможно. :( Вот такое вот неприятное открытие.

На остановке перед Амурским встретили местную жительницу, которая смотрела на нас, как на сбежавших из зоопарка тропических пингвинов. После чая покатило веселей. А тут и поворот - и ветер стал встречным! передача 2-3 и попилили. о - так и согреться можно ! :) тут мы закрутили вертушку, т.е. меняя лидера, и вполне нормально доехали до Аркаима. Потом было..... что-то было - но память отказывает и лишь яркие - но малосвязные картинки встают перед глазами...

 

Дизель:

Сна, действительно было мало в поезде, но лично меня выручили тренировки на ночных сменах - высыпаться не засыпая, а погружаясь в неглубокий транс)))

Вокзал, как своим наличием, так и прочими качествами, весьма порадовал)

В общем, привели велы в боеготовность весьма оперативно, только Юру ждали, как он и обещал - ровно 2 часа))

Поначалу крутить было тяжело и непривычно, так как с баулом до этого покататься не удалось, разгонная динамика и управляемость первое время страдали, но по ходу пьесы освоился)).

Как только вышли на трассу, покатило будь здоров! ещё бы! дубак такой, что если не крутить на полном каденсе, то будет весьма таки айс.

Первый час - полёт нормальный, если не брать во внимание, что льёт со всех сторон, иногда даже сверху, а в районе 9-00 ещё и ледяная стена из отборного снега встала перед нами и пришлось переть на пролом, глаза спасал капюшон дождевика, прижатый к лицу каской (очки весьма предусмотрительно решили забыться дома), руки спасали предусмотрительно запасёные зимние виндблочные перчатка (от ветра защищали, но промокали насквозь, хотя тепло таки держали, в отличии от полных летних), а вот бахилы из неопрена спасали ноги весьма условно - вода сочилась по мокрым насквозь штанам и булькала в тапках, спасал только собственный жар тела, правда от этого жара, под непромокаемым дождевиком вся одежда насквозь пропиталась потом, от замерзания спасла термуха, пододетая на одном из привалов.

Также свою роль сыграли запасы ништяков и горячий чай (если вам говорят, что из еды брать ничего лишнего не надо, то обязательно возьмите ещё как минимум полкило шоколадных конфет и орешков)))

Первую половину маршрута солидарно тащился с замерзающим Серёгой, но потом подумал и вышел на рабочие обороты вперёд вечно убегающего вдаль Юры и вместо догонялок начал играть в ожидалки))

После сворота на Аркаим было реально нечто с чем-то - максимальная скорость 12..15 км/ч и это с горки! на полных оборотах, до боли в мышцах! про вгорку лучше и не вспоминать..

Но когда стали появляться признаки цивилизации, то на сердце сразу отлегло, и крутить стало веселей, и ветер уже не столь встречный и льёт уже не серьёзно..

После того как нам указали место под палатку, всё было как в тумане.. разворачиваем палатку, втыкаем ветровые оттяжки, Юра где-то пропадает, Серёга кое как разжигает горелки, а меня начинает трясти с такой силой, что приходится залезть в палатку, переодеться в сухое и не высовываться до второго пришествия, потом возникают котелки с кипятком, суповой набор, лапша, мясо, заварка, всё это применяется по назначению, незаметно пролетает ожидание, раскладываю всё по тарелкам, едим, хорошо, запиваем чаем, шикарно, и тут выключают свет, включаемся обратно почти одновременно, ровно через недоспанные ночью три часа..

Мирно смотрим карты и тут стук в палатку..

А дальше всёё уже описано выше, но как я понял по показаниям гпс-ки, сам Аркаим находился в паре км от нас примерно на востоке.

Ночью спали хорошо, крепко, я-то точно)))

По состоянию на момент приезда в Аркаим, мы были на грани гипотермии, по состоянию на момент пробуждения после отключки, мы умерли и воскресли в месте последнего сохранения с полным уровнем здоровья, так как миссия этого дня была завершена успешно, дальше были только ништяки и пасхальные яйца)))

Раздел хавчика

 

 

Размещение велов

 

 

Паровозик был на постоменте и мы сперва кружили у него

 

 

Но поняв, что так ракурса не взять, полезли поближе

 

 

Церквушка, фонтан и бдительные товарисчу полиционеры

 

 

А вот и подсветочка))

 

 

Дальше фоткать было некогда, вспомнил про наличие фотоагрегата только после ужина

 

 

Вот тут матались круги на удачное возвращение домой)

 

 

А ещё не шайтанка, а шаманка, вот пруфчик)))

 

 

Остальные фотки заката того дня там

 

2 мая.

 

Подъем в 7 часов. По уговору, мы должны покинуть вагончик к 8-00. Там уже приедут рабочие, и хозяин участка не должен видеть, что его сторож делает на нас свой маленький бизнес.

Сварили кашу 5 злаков с изюмом и сгухой. Попутно собрали баулы. Починили армированным скотчем козырек на моем шлеме.

Ночью был минус, но к восьми - уже яркое солнце и безветренно. Прогноз погоды хороший: не жарко, градусов 9, но сухо, для нас – самое то!

Ияз - единственный, взявший подаренную Ленкой ленточку. Вот он, наш оркоимовский рукамаводитель)) на фоне горы Любви. А мы свои ленточки забыли, поэтому не удостоились.

 

 

В принципе, могли бы выжить и без вагончика – вчера в палатке было сухо и спальники сухие, да и дождь к 19 уже закончился. Но утром пришлось бы сушить промокшую дорожную одежду, а на это ушло бы полдня, и кто знал, что утром будет сухо? Прогноз был на дожди. А так мы стартовали уже в 9-30, смазав высохшие за ночь велы.

Оставаться, посещать музеи… всё планировалось в первый день, оставаться сегодня нам не хотелось. Колеса звали в путь.

Только отъехали – сразу встали, наткнувшись на жилище первобытного человека, реконструкция, конечно. Две глиняно-каменные хижины с плетеными дверями, закрытыми на навесные замки)) Сфоткали внутренности через щели.

 

 

Рядом с хижиной лежит камень. Ну, и скажите, что тут не был наш Чел! Григорий, мы нашли твою отметку))

 

 

Вдали виднелись вагончики археологов.

 

 

В другую сторону – реконструкция казачьей усадьбы.

Еще дальше – курган.

 

 

 

Поехали спокойно по грязной глиняной дороге вверх, на выезд, на асфальт. И тут как захрустела цепь!!! У меня, затем у Андрея. Оказалось, что эта глина наматывалась на колеса и валилась на цепи и в звезды. Загадило камнями и песком всю трансмиссию. Тьфу! Пришлось тащиться до асфальта и мыть только что смазанное, тратя драгоценную питьевую воду. Всего-то и надо было – проехать вчерашней дорогой, на полкилометра длиннее.

На прощание сфоткались у дорожного указателя

 

 

В 10-30 стартовали повторно, ветер в спину, быстро пролетели эти 8 аркаимовских километров. По дороге сделали остановку у озера и уже хорошенько помыли цепи и звезды.

И помчались по трассе. Ветер – почти как вчера, справа, северный, но уже не в спину. Закрутили вертушку уступом влево, благо праздник и дорога пустынна. Держали 30-35. Пологие холмы, свежая и старая трава на лугах, игра теней и красок.

В 12-00 Измайловское. Смазали просохшие с озера цепи.

Обручевка. Пошли пешком, любуясь далями и вдыхая сельские запахи.

В 13-30 вышли на трассу на Сибай и встали на обед, прямо в лесополосе, спрятавшись от ветра.

 

 

Сварили супешник, пофоткали ящерицу, передохнули и в 15-00 покатили.

Теперь ветер в спину, но и холмы стали повыше. Вверх пилить тяжело. Вниз летим километров под 45. Асфальт среднего качества, попадается даже хуже нашего. В целом - неплохо идем.

 

 

 

 

 

 

В 16-00 – Кизильское. Странная стела на въезде – в виде кактуса. Похоже на трехголовый…. Да-а-а. А сделана из пластика, как папье-маше. У нас бы, наверное, сломали вмиг, но тут не ломают.

Слева, на высоком холме какое-то сооружение. Когда спустились в село, объехав этот холм – увидели мемориал. Ну и высоченный же он. Ветеранам точно туда пешком не взобраться.

 

 

 

 

Посреди села неожиданно открылась река Урал. Тут же и, стало быть, граница Европа-Азия. Прямо тот самый Урал, в котором Чапай утонул. Вроде и карту я изучал, а такой факт упустил, что знаменитую реку пересечем.

Проезжая мимо магазинчика, Дизель спросил продавщиц про очки и, вот удача! - нашлись ведь ему очки! Свои-то он оставил дома второпях. А как на веле без очков?!

Въезжаем в Башкирию! На горизонте уже видны горы.

 

 

А вот и Сибай! Несемся по пригородам. Много садов и очень чисто вокруг.

 

 

 

В Магните затарились кефиром пирожками и бананами и бухнулись на лавочку. Время 17-30.

Мимо идет молодежь, все спрашивают: откуда, да куда мы. Приветливый народ.

Над горами видны сетки дождя. Прогноз на вечер - с дождиком, но нас, после вчерашнего, это уже не пугает. Пугает другое: что мы не укладываемся по времени. По Серегиному графику мы должны ночевать на Талкасе, ну, или как резервный вариант – на водопаде Гадельша. Но, похоже, мы сегодня и на Гадельшу не успеем.

В 19-00 выехали к Старому Сибаю. Отвалы, шахты, ЛЭП. Ориентируемся по навигатору.

И кончился асфальт и начались холмы.

 

 

 

 

 

 

 

В 19-40 начался дождь, не сильный, накрапывает. Но Сергей приказывает вставать. До водопада сегодня не дойти. По правде, силы у нас давно кончились и не хватало только предлога встать.

Быстро укрываемся в лесу. Дров полно, это не щепотка за 150 рублей, мы уже в лесах!

До реки Карагайлы - метров 70, берег твердый. Полторашек у нас шесть штук, за один рейс – 9 литров. Ну что еще человеку надо?!

 

 

 

 

 

 

Быстро: две горелки, пила, топор. И вот мы уже на нормальном теплом и сытном биваке. Дождик побрызгал и кончился.

Картофельное пюре с мясом, чай и яблоки довершают вечер. Жизнь прекрасна.

 

Итого: за 2-й день пройдено 99 км. Ходовое время 5-30.

Потери: нет. Даже наоборот, прикупили очки.

 

Ияз:

Ощущения второго дня были противоречивые... С одной стороны - катило и неплохо. Правда стало закрадываться подозрение, что сборы как-то длинноваты. С другой - громко заявило о себе колено. Первый день видимо застудил-таки его - вот и... В результате периодически ехал на одной ноге - вторую просто крутя, пристегнутую к педали. Груз на спине организм воспринимать в такой ситуации категорически отказался. Притарабанил заплечник поверх баула и стало хорошо.

В Сибае, в гастрономе, намотали 3 круга по торговому залу. Сала не было. Мусульманский край.

К вечеру так подвымотался - что забыл увеличить порции мяса :( Но по крайней мере - встали мы вовремя.

Вывод дня: едем мы быстро, но мало. Все остановки занимают почему-то ОЧЕНЬ много времени. Видимо подсознательно стараемся отсрочить момент, когда нужно в седло. В результате - приходится взвинчивать темп и тратить совсем не лишние силы на его поддержание.

Ну да, у нас аж 3 резервных дня же... и отставание от графика всего-то несколько десятков км (это я - наивный - так думал тогда)...

 

Дизель:

Мы выбрались на дорогу, отмыли велы и ломанулись в путь

 

 

Заметно, что тут был Советский Союз

 

 

Время катится к обеду, и Юра начинает вводить нас в базовый курс наземной аэродинамики, применительно места стоянки

 

 

За обедом к нам присоединилась 1:50 модель крокодила

 

 

После обеда катится.. лениво)) поэтому, выстраиваемся в линию и пилим пелетоном

 

 

В Башкирию въезжали по весу на грани дозволенного

 

 

Как оказалось, в Сибае есть мосты, по которым нельзя ездить на грузовиках и машинах с горящими крышами, а так хотелось..

 

 

Еда мирно булькает в желудке, полатка с тёплыми спальниками ожидает за спиной, потрескивает искрами костёр.. что ещё путнику надо?))

 

 

Остальные фотки костра в альбоме))

 

З мая.

 

Встали поздно, в 8-30. Спалось плохо – непривычно все, первая ночь в палатке.

Я опять вынужден мыть цепь, аж постирал ее в бутылке с порошком. Пока стирал – понял, почему именно моя цепь забивается сильнее. Перед походом я заменил всю трансмиссию, а у новой каретки вал короткий. И теперь на первой звезде обе ветви цепи отстоят от колеса всего на полсантиметра. Пока готовились в апреле, в шоссейных покатушках - этого не чувствовалось, а теперь глина с камнями валилась на цепь и далее - в переклюки и звезды. Значит липкие говна я должен проходить сходу, на второй передней, либо спешиваться и месить их ногами. Неприятное открытие.

Стартовали в 12-10, сами удивляясь, насколько поздно. Я еще пошутил, что сегодня нам бы добраться до озера Талкас. Но Талкас был уже как бы близко, и Серега рассчитывал сегодня укатить дальше. Зачем нам сегодня Талкас, когда мы прошедшую ночь должны были там ночевать.

Покатили мимо какой-то турбазы и сразу в гору. Ну все, начинаются пешие подъемы. Полтора часа пилили до другой, законсервированной турбазы. Хорошо, что вчера не стали упрямствовать, и заночевали в уютном месте.

Возле базы встретили автотуристов на двух джипах, им – туда же, к водопаду. Пока они спешивались, мы по тропке быстрее доехали до речки и, переобувшись в сапоги, форсировали ее.

 

 

 

Компания нас догнала, Дизель поделился сапогами, и они начали носить своих девчонок, успешно искупав их всех! Камни-то скользкие! Мы забрали сапоги и помчались по грунтовке вверх по реке.

А вот и стоянка, чистая, как и всё в Башкирии. Никто не мусорит патамушта! На дереве привязано много ленточек. Зачем - не знаем.

 

 

 

Мы с Андреем рванули по тропке вверх к водопаду и давай фоткать валуны и воду.

 

 

 

 

Все выглядело точно так, как в отчете екатеринбуржцев. И только дома я понял, какого маху мы дали! Вот, что значит, не готовиться и не почитать заранее! Водопад-то оказался выше по течению и самый настоящий, падающий с высоты! А мы приняли за водопад вот эту, текущую по валунам, воду. А та группа догнала нас и, пока мы с Андреем лазили, ушла выше. И я ведь подумал еще, куда они пошли, если водопад - вот он?! Тут должен быть смайлик, бьющийся головой об стену…

Водопад Гадельша! Ну мы и лохи! Придется съездить туда еще раз!

 

 

В 15-00 пообедали. На стоянке Серега снял с себя двух клещёв, большие, самки. Заценили новые дизелевы очки. Они оказались поляризованые к тому же, хоть и куплены на базаре.

Дальше покатили по треку, грунтовками, в обход базы. Дорога потверже вела на Абзаково, но мы хотели срезать угол по треку. Великая вещь - GPS! Ведет, как по нитке, через путаницу грунтовок. Вокруг нас холмы. Тучи висят низко, иногда моросит дождик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вышли к Сарыкуль-озеру, с высоты увидели трассу.

Скатились к речушке, накидали бревен и форсировали ее.

 

 

 

 

Вылезли в гору, на трассу, и тут стало ясно, почему на ней до сих пор не проехало ни одной машины. Оказалось - это не асфальт, а грейдер и Сережа порадовал, что теперь дороги будут только такими.

Привели себя в порядок. Накрасили губы (гигиенической ващета) и покатили вверх пересекать Уральские горы.

 

 

 

Было облачно-солнечно и холодно. Ветер справа, в основном поперек дороги. Ближе к вершине дождик сменился прямо снегом. «Весело-весело встретим новый год!» – запели мы, кутаясь в дождевики. Так-то нормально было, в самом деле весело. Вот только жмало время. Мы уже думали, что таким темпом и до Талкаса можем к ночи не добраться.

 

   

 

 

 

 

Наконец - перевал.

 

 

Пофоткал туманные дали. Увидел краешек озера – к нему-то нам и надо спуститься до темноты.

 

 

 

Затем длииинный спуск. Скорость до 40, сильно трясет, стиральная доска. У Дизеля незаметно отпал фонарик. Завоняло бензином, откуда? Нашли, одна из трех полторашек протерлась на расколбасе, пришлось переливать в питьевую бутыль. Едем, пованиваем, как авто.

 

 

 

 

Спустились, асфальт, село Исяново. В 21-00 достигли озера, обогнули его справа, под шлагбаум (пожарная опасность с апрельской жары), и залезли в добрый соснячок.

Поели, отзвонились, выслушали от Йожжа наставления, что шланги мы и лентяи, отстаем от графика на сутки, а то и на двое, что вставать надо раньше.

Сняли клеща с меня и в 23-00 завалились спать.

 

Итого: за 3-й день прошли 47 км. Путевое время 4-20.

Потери: Дизель потерял фонарик. Клещей в потери не пишем, т.к. успевали их снять с одежды.

Все фото этого дня в альбоме - все кликабельно и увеличибельно.

 

Ияз:

Третий день начался с мороси сверху... Так - сбрызнуло. Ну мы и покатили. Традиционно собирались долго, так что получается - покатили искать место на обед, предположительно у водопада. Катило нормально в принципе - только вот в горку ползли конечно мееееедленноо. Зато вокруг красота ! Кони в табуне... Тучи по небу ... ручьи по обочинам... Скалы, горы... Все пронзительно яркое и нарядное.

И была стоянка перед водопадом, и был обед, и было это хорошо.

При выезде с места стоянки чуток поблудили. Я чуть не потерял крыло (которое вскоре пришлось снять - сломался крепеж). И вперед - между хребтами - к озеру и далее...

Грейдер. А я втайне надеялся на асфальт - все-таки трасса из Абзаково, а оказалось – не из того. И вверх и вверх. Сколько можно ? кручу одной ногой. Кручу-кручу - все - не могу - мышцы забиты - вторая нога колено стонет - плетусь вверх пешком. И выше и выше. По сторонам ничего не видно - и только когда оглядываешься - понимаешь что забираешься довольно-таки высоко... И вид очень даже величественный...

А потом была почти вершина... и был снег и град... :) Картина - приплыли...

И многокилометровый спуск... Скорость за 60км/ч... выбор единственно верной траектории... и более получаса ожидания внизу попутчиков (увлекся)...

Да-а-а, кони, овцы, коровы там и сям - сильно оживляли пейзаж. Они паслись в самых неожиданных местах. Ну, понятно, когда стадо прется через дорогу, а ты на своем груженом драндулете ни увернуться, ни удрать если чо. Но когда коровы оказывались в лесу на склонах гор, выглядывали из-за камней и сосен - это было удивительно, это ведь не козы, по кручам-то лазить! А вот лазят они, горные коровки!

Лошади тоже, стреноженные, паслись на лужайках. Наши яркие баулы их пугали, не часто там такие появляются. Запах лошадиный в Обручевке - здорово, это не навоз какой-нибудь!

Сейчас смотрю на фотки - аж в глазах от зелени рябит, а я боялся, что она не повылазит еще. Воздух чистейший, водичка... Плавки только зря взял - такой дубак, что и купаться нигде не хотелось. Пока едешь - еще ничего, только встал - все, одевайся. Ночами минуса, хорошо хоть мы на зимних спальниках и жратве не экономили.

 

Дизель:

Встали мы не слишком рано, солнце было уже высоко, зато хорошо отдохнули))

 

 

У гусиниц начался кукольный спектакль

 

 

Свежесваренный кофе из натуральных молотых зёрен с ароматом муската и ванили в горно-глуши (хотя какие тут пока ещё горы?))) был бесподобен!!

 

 

Пока складывались, обнаружили соседство с красным слоником)))

 

 

Но время к обеду, а пятая точка по седлу ещё не ёрзала - пора в путь

 

 

А эти серпантины такие горные.. включишь 2-4, улетишь вперёд, крикнешь тролльное "выполаживает!!" и ждёшь остальных, расслабливаешься

 

 

Странные повадки у местных берёзок - в камнях прячутся..

 

 

А вот и лошадки, прячущиеся в березняке)

 

 

А вот и развлекающееся как может, обрастающее поколение B)

 

 

Плутания йожжовых сусанинов

 

 

Надо будет вернуться на эту сопочку, вид должен быть офигенским!

 

 

Тити-блин-кака

 

 

Градъ)))

 

 

 

Дальше были ещё лошадки, коровки, собачки, озёра.. но света уже небыло((

 

4 мая

 

Сегодня по прогнозу дожди. Сегодня по плану мы должны быть у Каповой пещеры, на дневке, с баней и спокойненько пережидать дождь. А на деле – нам до пещеры еще как до афреки, но времени пережидать дождь нету и нам предстоит сложный день. Поставили цель: как угодно, но сегодня мы должны достичь Старосубхангулово, иначе мы никуда не успеем.

Подниматься нужно раньше, но товарищи идею не поддержали, объясняя усталостью, разве можно в отпуске раньше вставать?

Встали опять в 8-30. Хотели быстренько собраться, но в результате стартовали в 11-50. Это надо уметь столько копаться))

Слабым оправданием служит зачихавшая и отказавшая горелка Ияза. Отложили ремонт на потом, и приготовили завтрак на одной - флаевской.

Перепутал щетки, вместо двух! цепных – стал шоркать цепь зубной щеткой. Теперь стало три цепных, а зубы чем теперь?

Вылезли из леса, объехали озеро и покатили по грунтовке между гор, на север. Солнечно, сильный попутный ветер, чуть слева. Вовсе не жарко, а если облако наползет – так и холодно.

 

 

 

В Тубинском затарились хлебом и сахаром, взяли кефир и тут же стрескали с плюшками, прячась за магазином от ветра. Купили мне новую зубную щетку))

Красивое село, вдоль дороги у домов – одинаковый крашеный забор, а не как у нас – у кого стоит, а у кого сгнил.

Вышли на трассу к Магнитке. Асфальт битый, точно, как у нас, одними руками делался)) Ветер слева. Выстроились уступом вправо и погнали, сменяя лидера и объезжая выбоины.

 

 

 

С пригорка открылось Темясово. Доносятся какие-то песни, ну, первомай, понятно. Пока катили по селу – разобрались, что не песни это, а мусульманские молитвы, доносятся с мечети на горе. Что же так громко и так непрерывно, километра за три против ветра слышно?!

Набрали в колонке воды на обед и поднялись как раз к мечети. Полчаса, а все поет. А там, на башенке – динамик-колокольчик, и вот с него и идет звук, но на одну половину села, видимо на мусульманскую. На другой все тихо.

 

 

 

Свернули налево, нам теперь на запад, значит ветер больше в лицо. Асфальт кончился, трясемся по грейдеру. Из села нас провожают пацанята на великах, до ближнего пригорка проводили, дальше им наверное нельзя.

Зато КАМАЗы со щебнем ездят взад-вперед. Какого лешего?! Потом стало ясно – подсыпают впереди дорогу, строят ее. Кучи щебня, грейдеры… Весело.

В 15-00 на перевале встаем на обед. Только встали – туча и дождь. Серега чистит свою горелку. В результате она фырчит, но работает. Так, до конца похода, пофыркивала, но все же работала.

 

 

   

 

 

Дизель щедро сдабривает суп свежей крапивой. Еще один крокодильчик пришел посмотреть на нас.

На трясучке у меня отпадывает верхняя половина переднего крыла, значит скоро и задняя отвалится, только бы не на спуске! Заклинит ведь. Тут же снова начинается дождь и я радостно вкушаю брызги с колеса, которые ветром несет в лицо. А так вроде неплохо день начинался…

 

 

 

 

 

Сдох комп у Дизеля, стелсовский большой, не выдержал воды.

Начинаются качели. Спуски-подъемы метров по 50-100 по вертикали, по километру длиной, с постепенным набором.

Такие же качели начинаются с неба. Вот, налетает туча, натягиваем дождевики и идем пешком вверх или летим, замерзая на ветру, все в брызгах грязи, вниз. Вот за тучей палит солнце, в дождевике - можно только против ветра вниз, а в гору – жарко, стягивай его. Приловчились стягивать только со спины, или прилеплять ветром на грудь, не надевая, по-всякому, лишь бы быстро.

 

 

 

 

 

 

 

Удивляет чистота вокруг. Не поломанные деревянные стоянки, не загаженные остановки, не заваленные мусором кюветы. На стелах надписи: Добро пожаловать и Счастливого пути, везде, а не только указатели сёл. Чувствуется, любят тут свою Башкирию.

Дорога зеленоватая. Щебень с кусками талька - и дорога принимает разные оттенки черно-зеленого, ну и с глинцой, конечно. Красиво.

Периодически встречаются дорожные рабочие. Они вылазят из вахтовок и вагончиков, просто из лесу, поглазеть на нас, как мы катим под дождем. Н-дааа, не часто тут ездят на велосипедах. Кстати, все в Башкирии спрашивают: откуда мы и куда едем, еще были вопросы: кто нас спонсирует)) Ну вот, мы на ходу и кричим, что мы из Каменска и едем в Инзер. А они, в своих оранжевых жилетках похожи на клопов-пожарников, которых не счесть под ногами. Едешь так, видишь - оранжевеньких внизу, поднимаешь глаза – а там из вагончика такие же оранжевые высыпают.

Когда у нас уже кончаются силы, дорога выполаживается, деревьев почти нет, тут же налетает очередная туча и нас хлещет дождем с сильным ветром, снося с дороги. Укрыться негде. Туча проносится, солнце в лицо и сзади открывается радуга! А выше – еще одна. Так-то я и три радуги видел, не в диковинку, но вот чтоб ее конец спускался прямо до земли, метрах в трехстах от меня – такое впервые. А там еще и лошади пасутся и прямо ее едят, или пьют, не знаю. Бросил я велик в лужу и пошел фоткать – там же горшок с золотом закопан, где радуги конец))

 

 

 

 

 

И вот тут начинается глина-а-а-а-а, а нам не нравилась щебенка, теперь она нам нравится. Но на этой стороне горы – только жидкая от дождя глина. А у меня цепь близко к колесу. Ну, значит, будем проскакивать говна сходу. А верхней части крыла нет и все летит в рожу. На той фотке – это я еще чистый был. Начинается опять аркаим! Вот чего на Урале много – так это глины.

Катим теперь качели вниз, мама дорогая, километров восемь дикого спуска по жидкой глине. Не одел на обеде сапоги - и вот теперь и кроссовки, и велик заливает глина.

Ёбуржцы шли на этом спуске до 60 км/ч. Я держу не выше 25, чтоб не заливало глаза, максимально паруся дождевиком, чтоб не жечь тормозами и глиной ободья. Ветер встречный, но если отпустить, все равно потащит за 40. Полный рот глины, приходится вставать и протирать очки. Кусочка крыла нет – и такой ужос.

Фоток спуска нет, там было не до фотика, только держись. Слева внизу речка, справа - скала, серпантин по скользкой жиже, все мелькает.

Закрадываются сомнения насчет достижения Старосубхангулово. По навигатору выходит километров 10, но мы не знаем, каких. А если 10 – это в гору? А время уже 20-00!

Внизу – река Бетеря, мост, поляна справа. Вода вроде прозрачная. Серега командует: ночуем! А я думал, поупираемся еще часика два)) Но это хорошо, что не стали упираться, ибо все внизу велосипеда было забито глиной и маслать теперь в гору на такой трансмиссии – значило тут же ее и кончить.

Нашли место подальше от дороги, под самой горой. Ветра нет, тихо, река журчит. Быстро и заученно развернули лагерь, свалили на склоне здоровенную сухару, поели.

 

 

 

Я собрался и ушел стираться. Ну не мог я оставить эту грязищу, хоть и не было сил. Вел – как большой кусок дерьма, да и я от него мало чем отличался. Ночью уже, с фонарем, постирал кроссы, медузу, штаны, носки, оттер куртку и баул. Потом загнал в реку вел и отмыл его, отмыл цепь и звезды. Мыл и вспоминал все, что знал про цепь, как часто ее надо менять, каким маслом и с какой стороны ее надо мазать, как надо чистить звезды – все это теперь казалось ритуалом, смешным и недостижимым. Теперь она должна быть просто без глины и смазана чем-то пожиже, ибо на смазку для дождя уж больно много всего налипало, да и отмыть ее сложнее.

Связи нет никакой, мы в низине, кругом высятся горы.

Отбой в 24-00. Сил нет, вообще нет, савсэм. Старосубхангулово не достигнуто. Куда мы влипли?

 

Итого: за 4 день пройдено 75 км. Путевое время 5 часов.

Потери: кусок крыла и сдохший комп.

Весь 4-й день здесь

 

Ияз:

В этот день ехалось на удивление бодро... Да дождь - но уже привычный какой-то. Дорожка грязная - ну да и ладно... Коленку отпустило и удалось поработать в гору двумя ногами - что еще нужно? Утепляйте колени! И особенно утепляйте мокрые колени!

Помню - заехали мы перед обедом в село и спрашиваем - а где воды набрать можно? Местный житель говорит - так колонки же есть, и даже проводил до одной из них. А потом мы ехали и через каждые 100м была еще одна колонка! для людей сделано - чтобы не ходить им далеко. :)

Ураганный ветер с ливнем на вершине последнего подьема и радуга из табуна коней - это осталось где-то внутри меня. Было полное ощущение - что это идут сьемки какого-то фентези-фильма... И что мы тут делаем - уляпаные глиной по пояс и выше... Непонятноооо...

Когда спустились к Бетере – прикинул, что до Старосубхангулово дотянем, но село там большое, ночевать прятаться особо негде - так что лучше тут и заночевать. Подумаешь 8км не доехали. :)

Вообще, считаю что решение было правильным. Одного я не учел... но об этом - в описании следующего дня.

Горелку удалось запустить только вечером - а не в обед (до сих пор не понимаю что с ней было - все продуто и прочищено - а вместо струи бензина пена какая-то шла.).

Вечером же наконец вспомнил о кулечке семечек - которые и были дружно приговорены на десерт. :)

И была там шикарная луна... И летела по небу охотничья свора и змей горыныч. В горах Башкирии живут сказки. :)

 

5 мая

 

Встали примерно так же, в 8-30. Немытые велики товарищей выглядели жалко.

 

 

 

   

 

Ну, мой-то вчера был еще хуже, только его не было видно. Пока они купали своих горячих коней, я везде полазил и пофоткал.

 

 

 

 

 

 

 

Красивая, тихая долина речки Бетеря. Хорошо нам тут ночевалось. Но пора в путь!

И тут начался неслабый такой подъем, что мы и со свежими силами только треть его на передаче 1-1 выкрутили, пришлось топать пешком. Вчера мы бы точно сдохли на нем, да и велики угробили.

 

 

 

Потом – спуск к Старосубхангулово, только щебень во все стороны, такие длииинные спуски! Где твердо, а где и нащупываешь траекторию по гравийным гребням, всплывая на этом пухляке, только держи руль! Скорость за 50, упасть с таким тяжелым бомбовозом – разнесет по камням в клочья. Это ж какие нервы надо! Как у ёбуржцев девчонка это прошла?! В гору понятно, просто тяжело, но как она шла на этих спусках? Ну так это ж была Оля Hlek, подсказывает Серега. А, ну тогда да, конечно. Олю мы видели в Каменске, на нашем Осеннем позитиве!

Поворот - и вылетаем к белым скалам реки Белой. Ура! Старосубхангулово! Большущее село! Пофоткались, набрали воды, отзвонились, что идем теперь к Каповой пещере.

 

 

 

 

 

Внутри теперь все радуется: скоро пещера и баня, строим планы на день, осталось всего 15 километров… Только мужик на выезде из села, почему-то сказал, показывая куда ехать, что далеко еще, 50 километров. Но мы подумали, что это башкирская шутка, мы же знаем, что 15.

И полезли в крутющую гору, по асфальту, оглядываясь сверху на село и прикидывая, а как мы здесь будем завтра спускаться, уж очень гладко и круто, трудно будет тормозить. А еще я прикидывал, что я сфоткаю завтра на обратном пути.

Если бы мы знали, что не вернемся сюда…

Но мы перли в гору. Солнце, облака, и ветер, как положено, точно в лицо. Потом наверху кончился асфальт и начались уже не качели, а просто горы. И грейдер, в самом плохом смысле. Т.е. на спуске - гравийные колеи и выбитые ямы, но самое плохое – стиральная доска и ямы, выбитые внизу. Они не дают разогнаться и взять по инерции хоть часть подъема. Получается прешь вверх километра два, набирая 200-400 метров, потом как-то, петляя, два километра летишь вниз, и внизу надо оттормозиться почти до нуля, объехать все колдобины и начать новый подъем.

 

 

 

Прошли Миндигулово. После очередного обббаааалденного подъема, наверху, спросили дорогу у автолюбителя, где же пещера? Дык, далеко же еще! И тут мы поняли, что похоже влипли точно. Если мы дойдем до пещеры, пусть даже не сегодня, - мы потом уже не сможем вернуться по вот этой дурной дороге в Старосубхангулово, даже чисто психологически. А с учетом времени на возврат, да потом штурмовать ТАКИЕ перевалы на север до Инзера – мы можем не успеть в Инзер к 9-му маю, а Андрею нужно на работу. А если еще дожди или поломки?

Получается: или поворачивать прямо сейчас назад, и идти, пока не поздно, на север, на Инзер, или идти в пещеру и…и что остается – только запасной Серегин вариант, выход на запад, через Стерлитамак. По километражу, так выходило, что разница не велика, как бы всего день пути. Но эти горы! Да, они нас победили. Убили наши колени, мозги и наше резервное время. А в сторону Стерлитамака высОты вроде должны спадать.

 

 

Тут надо смотреть карту. Красным – наш планируемый путь, справа налево, из-за края карты, Бреды туда не влезли. До кругляша – Инзера, наверху. И дальше, красным штрихом, до Усть-Катава, если хорошо попрет. И мы планировали пройти к Инзеру еще левее, подальше от Белорецка, грунтовками.

Синим – наш выход к Мелеузу, там и Стерлитамак, и вообще, железная дорога.

Нужно было решать прямо здесь, на этом холме: или вперед вниз, или назад вниз. Вот с такими мыслями мы и скатились с кручи к Киекбаево, по сути, отрезав себе путь назад. Значит теперь – только вперед, на Стерлитамак, через Каповую пещеру!

Но сначала – обед. Тут же у речки Кургас сварили супешник с мясом, кофе с молоком, сало всякое – ну как обычно, не обидели себя.

Какой-то бардак вокруг. Потом разобрались, что тут строится мост, вот весь берег и разворотили, а так-то село прибранное и красивое.

 

 

 

Только тронулись – багажник у Дизеля чо-то не того. Встали – мама дорогая! Он держался только на двух винтах. 21 килограмовый баул на таком расколбасе! Не было одного винта внизу и одного вверху, выкрутились, не срезало! Просто потерял и неизвестно когда, может вчера, и это наш штатный механик! Вот только у Андрея половина винтов сработают за целый комплект!

Встали, починились. И снова – в гору. Такие гиганские качели! Мосты, холмы, вниз-вверх, часто пешком. И, главное, мы не знаем точно, где пещера-то.

 

 

 

 

 

Наконец указатель – Шульганташ. Уже не верится, что это пещера, но Серега убеждает, что по-башкирски – это она и есть. Дальше крутой спуск к Белой. Вот и получилось, что 40 километров от Старосубхангулово. Не 50, конечно, но и не 15, как мы думали. А километр тут - не знаю за сколько наших равнинных идет.

Внизу – заборы, домики, темнеет уж, в 19-30 доехали, но еще надеясь на баню.

Нашли командира заповедника. Нам показали участок, где встать. Веранда, костровище и туалет. Две розетки и свет на веранде. Все – за 120 рублей с носа, в сутки. Дрова отдельно. Нафиг нам ваши дрова, у нас бензина-героина некуда девать.

Решили встать прямо на веранде – и крыша и снизу теплее. Горелки, ужин.

 

 

 

Но с баней получился облом, занята с 22 до 24. Значит нам: или с нуля до 2-х ночи или утром, а у нас экскурсия в пещеру утром с 11, значит баня перед экскурсией? И все это за 500 рублей!

Серега отказался наотрез, не настолько он любитель. И нам с Андреем было влом, ночью-то, сил нет. Потом сошлись с командиром на том, что помоемся после нуля забесплатно, но подтапливать он не будет.

Пока ждали помывку – зарядили все телефоны и навигаторы, попутно ломая голову, как выходить.

Это легко было сказать: выходим на Стерлитамак. Даже до ближайшего Мелеуза оставалось 150 км. Дороги две: через Мраково - большой крюк, далеко, но срезать по-короткому – вряд ли, там, говорят, строят водохранилище. Да и через Мраково – тоже не просто, там три-четыре дороги, можно вляпаться. Мозги плавятся, хорошо хоть есть две розетки, можно мучить навигаторы. Серега вспомнил про Нугушский водопад и какую-то пещеру, может у нас хватит запала пройти потом на север до Нугуша? Но узнать пока ничего невозможно, связи нет, мы опять в низине.

 

 

 

Серега лег снаружи палатки, но рядом, тоже на веранде, романтик. Окуклился в спальнике и ждал помывки. Меж тем холод стоял страшный, видимо около нуля, плюс сырость, нас уже начало колбасить.

В 24-00 отправились с Андреем в баню. Серега так и не раскуклился.

Народ из бани ушел, двери настежь, холодно, но каменка еще шипит. Свет есть, воды полно. Мы закрыли двери и с криками СПАРТА!!! разделись. Но потом все прогрелось и, хоть и не попарились, но отлично помылись!

 

В 1-00 вырубились. Фотки этого дня

Итого: за 5 день пройдено 48 км. Ходовое время 3-45.

Потери: пришлось менять стройный план похода на запасной выход.

 

Ияз:

Все весело, только вместо 20км от Старосубхангулово до Каповой оказалось 35... чисто мой прокол. 15км ошибки, всего 3-4 дополнительных перевальчика. Моральный слом на том, чтобы пройти их обратно и дальше идти в темпе под 60км/день по ТАКОМУ рельефу....

Но после здравого размышления, я считаю, что главный прокол у меня был в другом. К 6-му дню у нас закончились внутренние резервы. И НАДО было делать дневку в 5й день. У Бетери. Или у Старосубхангулово на роднике, была ведь у меня точка того родника!

Но Каповая казалась так недалеко... а дались - эти километры тяжело... очень. Увлекся, посыпаю голову пеплом. Поэтому для себя решил что нужно выводить группу по пути с наименьшим набором высоты и наименьшим расстоянием. И был готов убеждать в необходимости именно такого решения, но со мной никто и не стал спорить.

Вечер. Лагерь Шульган-Таш. Мы в беседке. Гудит трансформатор под ухом. В лесу на склоне ухает филин. Сны беспокойные.

 

6 мая.

 

Подъем в 9-00. А куда теперь торопиться, экскурсии только с 11-00.

Ночью было -3. Вода в бутылках вся замерзла. Мы с Дизелем в палатке выжили. В ней нам и на Щучьем в -7 было тепло. Ияз выжил снаружи, у него самый теплый спальник.

Ледяная трава хрустит, но солнце уже взошло и быстро становится тепло. Настолько, что успеваем позагорать.

 

 

 

В 12-00 идем на экскурсию. Глядя на Андрея в дождевике, я зачем-то взял ветровку, как же она пригодилась потом, в пещере! А Андрюха-то опытный спелеолог! Вот фонарики взять мы не догадались. Проводником у нас молодюсенькая девчонка Айсылу, из соседнего села. По территории заповедника нельзя первый раз ходить самому. За 220 рублей с носа - ведут, рассказывают-показывают, дальше в этот день по этому билету можешь сам ходить.

Первым делом показывают пасеку, с обычными ульями и макеты старинных ульев, из стволов сосен, или прямо в живых стволах. В них живет бесценная бурзянская пчела. Вспомните про дорогущий башкирский мед – вот эти дикие, злющие бурзянские пчелы его и делают.

 

 

 

   

 

Музей заповедника оказался закрытым, в нем сох свежепокрашеный пол, краской действительно воняло за версту, да и меду в мае еще нету. Так что нас не поили медовухой, как было на чужих фотках.

Посмотрели на Белую, на стене музея голубым – уровень воды в паводок 1990-го года, затопила тогда все тут.

Здесь же реконструкция стоянок древнего человека.

 

 

 

 

 

От стоянки древних, обросших велокаменцев до пещеры - примерно полтора километра. Всю дорогу Айсылу без устали рассказывала нам легенды. А экскурсоводом она – первый сезон, вот только начала. Т.е. это не выученное что-то, а впитанное с детства, все эти истории, пчелы, медведи, мед, пещера. И стеснялась фоткаться. Живой такой, хороший человек.

Перед пещерой – инструктаж под роспись, выдача шахтерских фонарей, все серьезно.

И пошли по дорожке, по мостику, через вот эту маленькую речку, промывшую такую огромную пещеру, а теперь спрятавшуюся под землю и вытекающую у входа через глубокий сифон.

Т.е. перед входом две лужи – одна, справа, неглубокая, 3х3 метра – это мертвая вода. А слева – 3х5 метров, зато глубиной аж 88 метров, ипона мать! 88 метров! – это только обследованных водолазами! вода голубоватая – это вытекает река Шульганка, - это живая вода. Вот сначала в мертвую, потом в живую надо и сразу – здоров!

 

   

 

 

 

Огромный вход, вернее, вход там, дальше, в темноте. А вот эту 40-метровую арку назвали портал. Вот, сначала живая и мертвая лужи и портал, а потом уже вход, тоже высокий.

По пещере из плит и нержавейки сделана дорожка 350 метров, сверху каплет, но не критично, остаешься чистым, хотя все под лестницей сыро и грязно, ну а как еще, в начале-то мая?

Чуть видна подсветка камер наблюдения системы охраны пещеры. Почти полная темнота.

Светим дохлыми шахтерскими фонарями, эх, не взяли свои налобники! Поэтому фотки – только со вспышкой и все ею повыбелено. Ну, там наросты, оползни всякие. Настенные рисунки – точные копии тех, которые далеко внутри пещеры.

 

 

 

 

 

 

 

Входы в следующие залы закрыты решеткой и полотнищами – температурными барьерами.

Дальше – можно только летом, в составе организованных групп (нужно созваниваться заранее), там они уж ходят по всей пещере, до дальних уголков, тоже за деньги конечно. И летом уже есть мед.

Зимой там тоже классно, портал обмерзает инеем и сосулями, на фотках очень красиво. Билеты пожить на Новый год - раскупают еще в октябре. Как и на Аркаиме, рядом с основным объектом появляются несколько частников, предоставляющих жилье, стоянки, кормежку, торговлю сувенирами. Ну а что, наверное это нормально сейчас. Поэтому надо заранее шерстить инет и, приехав – походить, посмотреть, где встать. А не как мы на Аркаиме, выпучив глаза, плюхнулись в грязь, думая, что это единственный вариант.

В общем, хорошо все оформлено и облагорожено. Есть, где походить тётям в чистом, и есть, где полазить парням в грязном.

Все на сайте и вообще, в сети полно инфы по пещере.

На выходе Айсылу всех отпустила – бродите, где хотите. Мы рванули в лагерь – нам еще пилить и пилить сегодня. Полуднёвка кончилась.

Обедать не стали, чтобы быстрее стартовать. Купили сувениров. В 15-00 покрутили в гору, объезжая все на свете через Гальдегареево. А Навител прокладывал путь вброд через Белую, даже для автобусов, и это в половодье, ага!

Опять горы. Хлеб у нас кончился. Не было его и в селе. Купили печенья, будем есть сало с печеньем, да его хоть с чем можно)) Взяли бананов и маркофки – мне. На воротах – объява юного одмина. Нехилые расценки, ну а как в деревне без айски? Дизель решил переехать сюда, устроиться лесничим и продвигать на досуге продукцию микрософт.

 

 

 

   

 

   

 

18-00 на перевале встали на обед. Сергей мрачен, наверное хлеба хочет. Связываемся с Йожжом, запрашиваем инфу по Нугушскому водопаду или пещере, сами не знаем, что там. Просим, чтоб товарищи поискали в сети и на следующий день сбросили нам.

На расколбасе у меня отлетает задний фонарь и вырывает усом кусок заднего крыла. Пошел, нашел все части фонаря, прикрутил ус на целое место крыла. Дорога заметно хуже, заметно. Больше грунтовка, чем грейдер. На машинах к пещере, со стороны Старосубхангулово, ехать гораздо лучше – тверже. Эту, на Мраково, дождем может не хило раскиселить.

19-00 – Кутаново. За 5 минут до закрытия успели, в магазине взяли сухарей, все лучше, чем печенье.

19-30 – Иргизлы. С дорогой, наконец, мы определились: идем на Мраково через Сюрень.

Везде нам хорошо объясняли дорогу. Не знаю, что там говорили про башкир, не любящих русских. Везде народ был приветлив. Ну а то, что хлеба нет – так порой в селе не было даже электричества, или оно было, зато нет магазина. Ну, тут уж готовься сам, турист, суши сухари.

 

 

 

Покрутили искать ночлег. Не далеко от Иргизлов была хорошая поляна с рекой, но время как бы еще позволяло продвинуться. Рванули вперед. Очередная речушка, ущелье, водопадик. Я опять отстал пофоткать. Глянул навител, а дальше речки-то и не будет, эта последняя. А товарищи уже метров на триста в гору поднялись. Я ору, они возвращаются. Но здесь вставать совершенно негде. А подлый навител показывает следующую речку с большим лугом в 4-х километрах дальше. Значит им снова крутить в гору. Я узнал о себе много нового, да и старого – тоже. Но еще больше – не узнал, и все это кипело внутри Сереги, я думал, щас меня утопят в этом водопадике.

Поперли вверх. 4 километра – это одна бооооольшая гора или две маленьких. Нас обогнали два КАМАЗа, груженые разобранными избами. Мы шли и слушали моторы – что там впереди? А там, было слышно, КАМАЗы переключили передачи с остановкой, значит подоткнули мультипликаторы. Значит нам конец, крутизна максимальная и гора большая.

Прешь вот так, жуя ништяки и вспоминаешь Йожжовый пост и все, что я знаю о психологической совместимости… Ну а как, шесть дней одни и те же заросшие рожи… Трудно интернетчикам терпеть друг друга, ага))

Где-то высоко КАМАЗы взревели, наконец-то… Ну и для нас гора когда-то кончается.

А вот и луг, речка и бывший коровник с брошенными домиками. Соседей ночью иметь не хотелось, и мы нашли ручей, закрытый со всех сторон, там и расположились в 20-30.

 

 

 

За полдня проехали мало. Настроение плохое, напряжение в группе растет. Сколько дней еще ехать – не рассчитаешь, смотря какой будет профиль. Связи нет. Зато жратвы у нас – полно.

 

Все фотки этого дня

Итого: за 6-й день пройдено 36 км. Путевое время 2-50.

Потери: хорошее настроение.

 

Ияз:

Спешить некуда. Встал - обулся - понял что никуда я не пойду - пешим прогулкам пришла хана. Ахиллесово сухожилие заставляло хромать. Ну что-ж - нужно кому-то и лагерь посторожить ведь:) Ладно. Пока ребята гуляли - я и назагорался и наотдыхался... И собрал все ... В общем, выдвинулись мы опять-таки искать обед:)

Солнечный день. Дорога домой, да уже домой - мы по пути наименьшего сопротивления едем уже.

Настроение идет чуток вверх.

В принципе и катит под горку... А вот в горку - не очень. Но уже привычно:) Верчу кручу - на подьемах маленько снимаю спутников. Ну и на спусках -тоже.

И был вечер. И кричал нам Юра - давайте вернемся! дальше же речек нету!

Как нету? Но раз кричит – развернулись, и с трети подьема вернулись к подножию. Эх Юра, Юра....

В общем - пошутил;) Вверх и вверх... И вниз. И вот она - речка. Вот он лес. Вот он - ручей!

И было дурное желание попилить дрова - и я попилил:)

И было хорошее желание помыться, и костер + ручей под боком, очень даже отличное сочетание для этого! И я даже очень рад, что Юра к этому времени уже зачехлил фотоаппарат:)

И сны под журчание ручья тоже были мирные... Кстати, решили встать чуток пораньше и прекратить собираться до обеда ;)

 

7 мая. День радио.

 

За сегодня нужно, кровь из носу, доехать до Мраково. Иначе мы ничего не можем рассчитать, сколько дней, куда нам ехать. Впереди 47 километров, но мы не знаем – каких.

Поэтому подъем в 7-00. Сергей встал даже еще раньше – уже вскипятил чаю. Вот всегда бы так и вставали!

Поели, помыли цепи-звезды, все смазали. Высушили палатку и спальники. Вывалили вещи, трамбуем.

В 9-10, в самый разгар сборов, пошел дождь. Забегали как муравьи, прикрывая, чем попало, ведь все наголо, палаткой, дождевиками, сырое в баул. Оно усиливается. Нафигачили дров, чтоб хоть костер был.

В 9-40 тучу пронесло. Все мокрое. Едрит-ангидрит! Встали пораньше, называется, так бы хоть вещи в палатке лежали и не намокли. Ну, встряхнули все, как могли, теперь уж не просушишь, значит лишние килограммы придется тащить.

В 11-00 стартовали. Снова вверх. Дорога уже чуть просохла. На склонах вода не задерживается, тяжело, но зато тверже.

На перевале ровнее, стало быть - лужи и грязища. Ползу по говнам на второй спереди, на первой-то опять нацепляю… Но краси-и-иво-о-о-о! Бегаю, фоткаю вокруг.

 

 

 

 

 

Вот она, развилка на Сюрень, в 13 километрах от Иргизлов, поворачиваем направо. Дорога идет прямо по хребту. Скалу срубили на ширину дороги и она торчит волнистыми слоями, первый раз такое вижу, ощущение чего-то зыбкого, вместо надежного камня.

Прощай Бурзянский район!

 

 

 

   

 

Навстречу едут машины, группами, тоже туристы – все в пещеру. Смотрят на нас, как на инопланетян. Останавливаются, спрашивают дорогу, мы спрашиваем их, как там, дальше. Приятно, дорожное братство – оно и нас касается. Вообще, всю дорогу нас приветствовали гудками, махали руками. Ни разу не было конфликта или чтоб подрезали нас. Ну и мы делали себя максимально заметными и не лезли на рожон.

 

 

 

Выходим на связь. СМС от Йожжа. Инфа сразу о двух пещерах в районе Нугуша, с координатами, и все на транслите, здорово! Ни-че-го-не-по-нят-но. Чтоб тебе девчонки всю жизнь СМСки на транслите слали! Ладно, потом помозгуем маршрут.

 

Длинный спуск по полугрейдеру с ямами и колеями, потом вышли на Сюрень и стало полегче.

Сюрень – несколько домиков, вроде даже и без света. Зато как звучит: Сюрень! Как она нас манила! За ней грейдер стал нормальным, твердым и склоны пониже и так-то все больше вниз идем, вдоль реки Малый Ик.

 

 

 

 

 

Сергей жмет вперед, не ждет, фоткать не дает. А зачем мы сюда приехали-то, куда мы так летим? Э-эх! Все мимо. На шее 8 дней так и провисел зазря телевик, а в нем полкило, между прочим. А перестегнуть объективы – об этом и думать не моги! Все рвем и рвем вперед.

 

 

 

 

 

На Малом Ике, где-то внизу у моста, встали на обед. Плес, бревна, столик, но чисто и здесь. Солнце палит, разделись. Вода ледяная. Пока готовили и ели – успели достать и просушить спальники, палатку, постирать одежду, так хоть, без мыла прополоскать. На солнце и ветре все вмиг просохло.

Быстро все упаковали и погнали дальше. Холмы, холмы.

 

 

В 17-00 Мраково!!!!! Аж не верится! Время еще есть. Надо максимально продвинуться к Мелеузу.

В магазине покупаем хлеб, сахар и мороженки. Оченьна вкусна начальникэ.

Погнали дальше, но становится грустно. Только сейчас доходит, что все. Гор и леса больше не будет. Началась цивилизация. На выезде из Мраково нас провожает красивая стелла.

 

 

 

 

А дальше, на обочине – большой и красивый плакат «Чисто – там, где не мусорят».

Вот так, вот вам и весь ответ, почему в Башкирии чисто. Но я его уже не мог сфоткать, мы уже выстроились паровозиком и закрутили вертушку.

Летели-летели. По времени, к 20-00 выбрали стоянку у моста через речушку Узя, рядом с Воскресенским. Долго ходили – выбирали место. Обошли там всю речку. Даже сперва чай сварили, а потом только определились, куда вставать. Это точно ум за разум уже заскакивал. Места и дров полно, но нам - то кочки, то ветер, то наоборот, безветрие и комары, а мы отвыкли от комаров-то. Отзвонились домой, подцепили пару клещей, они уже ввинчиваться начали, оторвали гадов.

 

 

Пока варили супешник – шуршали интернет, решали, как быть дальше. Навигаторы не показывали дорог к тем точкам на Нугуше, что передал Йожж. До Нугуша выходило километров 40, но дальше дорог нет, значит какие-нибудь тропки. Эх, нет уже запала соваться в воду, не зная броду! Уже охота домой. Не пойдем на Нугуш! Никто и не сказал, что даже без Нугуша будет легко. До Мелеуза тоже - еще 45 км с сюрпризами.

Шарим по Сети, решаем, куда ехать на электричке. То ли на север потом, на Уфу и на поезд. А можно – на юг, на Оренбург, а там – наш поезд, оренбургский. И вдруг на запрос «до Каменска» Яндекс дает ответ: ЕСТЬ поезд, через день, в 13-50 местного!!! Прямо до Каменска, без пересадок! Не верим глазам. Но Серега приказывает: быстро спать, рано встать и в 11-00 быть в Мелеузе!

Стоит попытаться!

 

Фотки этого дня

Итого: за 7-й день прошли 70 км. Путевое время 4-30.

 

Ияз:

7 мая. проснулся чуть загодя. НУЖНО сломать традицию выдвигаться к обеду. Разжег костер, вскипятил воду на чай, тут и подьем пришел :)

Позавтракали вполне быстро. Надо сушить палатку от конденсата и дождика ночного. А солнышко еще за деревьями... Эх.

Ну - складываемся. И тут – быстро-быстро ползет туча... Прям на нас. А у меня как раз спальник в компрессионник пихается и все вещи так аккуратно раскиданы перед упаковкой в баул.... Млииин !

Еще через полтора часа - мокрые, но не сломленные - двинулись. И опять вверх, хыыыы

Дрифт по грязи с баулом на спуске - это весело! но страшно! И вспоминаются сразу все навыки зимней езды... И уроки левитации... И даже попытки телепортации предпринимаются... Через особо внезапные ямы.

Встречные джиперы спрашивают - далеко ли до Каповой? Я говорю, что далекооо - еще км 50 такой же дороги... Они делают круглые глаза - едут дальше и спрашивают что-то у Юры. Видимо не поверили мне.

Долинки становятся протяженнее. Время обеда, почти... И ТУТ МЕНЯ НАКРЫВАЕТ. Некатуха.... ну вот не катит организм и все.

И Юра усвистал куда-то вперед. Плетемся с Андреем вдвоем. Думаем - ну вот за этим пригорком Юра же ждет ? Нет... Ну за тем ? Нет...

У меня появляется бредовая мысль - а не могли мы прошкрябать мимо и не заметить Юру? Ну снимал может он что - и не крикнул? хм....

В общем, у Юры явно появилась сверхкомпенсация от видов и крутил он слишком бодро.

Но вот обед. Понимаю - мой организм просто орет - что шип на левом ботинке установлен не под оптимальным углом и поэтому нагрузка на колено идет неравномерно. Ну милый организм, ты что, сразу внятно не мог сказать?! Переставляю шип, после обеда опробую. Едим. Мяса сыпем в кастрюлю уже от души :) его остается с запасом.

Водичка в речке бррр… Хоть и печет, но тут я купаться не буду. 15 минут повалялись после обеда, собрались и покатили... А бодрее катится то... О! И привставать с седла теперь можно:)

А это что? ЭТО - МРАКОВО! Быстро. Неожиданно быстро. А еще и спать то не пора!

Все - мы выбрались из гор! По победной мороженке! И вперед!

По асфальту, да по холмам вместо гор покатилось здорово. 20-ка в холмик.. ммммм.. 30-ка по ровняку, снова можно работать группой :)

Так и докатили до места ночевки. И тут мой рассудок омрачился. На асфальте я показал, где мы будем ночевать. За холмиком - у речки и прибрежных деревьев. И повел группу куда-то... И никто мне не сказал, что я псих, а сам я об этом догадался только потом.. Извините - временное помрачение рассудка.

В результате - вместо того, чтобы отъехать 100м от дороги, да схорониться в леске - мы ночевали в распадке между ручьем и речушкой....

Впрочем, неплохо ночевали. А перед этим посмотрели расписание и выяснили - что 9-го мы никуда не уедем. То есть, уезжать надо 8-го - завтра! и для этого нам надо быть в Мелеузе к обеду. В принципе - вполне реально.

Тем более, что если билетов на поезд мало - мы можем отправить Андрея, а сами потом с Юрой отправиться на поиски Нугушских пещер. Продукты есть, время есть, только вот сил моральных как-то маловато уже. Домой хочется.

Посидели - поговорили. Допили вкуснючий каркадэ... Кстати, очень хорошо на ночь ;)

И заснули... Сны были тут совсем не как в горах. беспокойные и муторные... эх... горы - я по вам скучаю...

 

8 мая.

 

Встали в 6-00. Быстро все сварили и сложили, уже на автомате. Осталась полторашка бензина, добавили в горелки, а литру – оставили в кустах, а куда ее девать?

В 8-30 стартовали. А обычно – это мы только просыпались.

Но радость наша тут же омрачилась. Вчера мы незаметно залезли в вилку между речкой и ручьем и вот теперь, думая, что выходим, уперлись в этот угол. Ну епонский же бог! Пришлось топать обратно по пашне. Устряпали глиной и велики, и башмаки.

В 9-00 выползли на асфальт и погнали. Скорость чумачеччая, ветер сбоку, шли уступом влево. Машин довольно много, но все навстречу, сигналят, ну и мы им ответно машем.

В 11-20 влетели в Мелеуз. Слегка поплутали, нашли вокзал. Спокойно взяли билеты в плацкарт, за полцены! (8 и 9 мая - скидка 50%). Две нижних, одна верхняя полки, в разных купешках, но все в одном вагоне.

Оказалось, что действительно, нет прямого поезда. А этот поезд в Уфе расформировывают по направлениям – шесть вагонов, попарно, в три разные стороны. Два вагона и идут потом через Каменск. Отлично! Не надо таскать вещи в Уфе!

Андрюша принял заказы и помчался закупать вкусняшки, а мы начали паковать велы.

 

 

 

Потом лопали привезенное: мороженки, сырки, кефир, плюшки. Замечательно!

Технично загрузились в вагон, проводница ничего не успела возразить, как у нас уже все было на третьих полках.

В первых двух купе опять оказались вахтовики и сразу начали погружать себя в анабиоз, шумят-храпят-матерятся, но никого почти не трогают, даже к самовару пропускают))

Отзвонились, вышли в аську. Лежим с Андреем в разных купе и чирикаем через сеть.

В Уфе - стоянка 3 часа. Парни ушли в город, а я остался сторожем, пока наш вагон перецепляли.

Пришли довольные, купили мне беруши, - я ближе всех к пьяным храпунам.

Хорошо ехали, лопали мясо, пили чай. Потом дрыхли. Может встретят нас…..

 

Итого: за 8 день проехали 48 км. В пути 2 часа ровно.

 

9 мая. День Победы!

 

В 11-50 прибыли. Поезд идет 22 часа. Вахтовики уже проснулись и начали цепляться к нашему снаряжению. А тут на перроне - кааак встретит нас целая толпа! Взван, Йожж, Андрюша, Грум на электробайке! Так весь вагон варежки и открыл. Все мы нарядные, в шлемах. Ну, точно, банда)) Привет, ВелоКаменск!!!

 

   

 

 

Перетащились, распаковались, собрали велы. Йожж нашел на перроне моего отца – он нас потерял. В общем, суета такая радостная.

Ну вот, встретились и разъехались по домам. Отчеты писать, да картошку сажать.

А дома – доча, соскучилась по папке. Даааа…

 

За 8 дней пройдено по равнинам и горам 504 км. Трек получился примерно такой. Могли бы и больше, если б пораньше вставали, ну да ладно. А могли и меньше – если б дырявили колеса и ломались. А так ведь ни одного прокола! Стекол мало, но камней-то острых сколько!

Наметили еще интересных маршрутов. Поняли, что дождевики надо подбирать тщательнее. Ну, и дневка под проливным дождем – это лучше, чем под ним ехать))

Хорошо погуляли! Для майских походов Башкирия – самое то!

 

Авторы текста и фотографий:

ИЛЬЕНКО Юрий, ХЛЫЗОВ Сергей, КРИНИЦЫН Андрей

Весна 2012 г.

Клуб «ВелоКаменск», город Каменск-Уральский

Ссылки по теме:

Башкирия 2013. Все включено (Чайники в горах - 2)

Башкирия-2014. Водопады до упаду (Чайники в горах - 3)

Башкирия-2015. Бурзянский мед (Чайники в горах - 4)

Таганай. Круглица, Три Брата и... три сестры

Таганай на троих

Заповедник Зюраткуль. Соло на велосипеде

По дорогам и бездорожью: Каменск-Уральский - Лаклы

Мы в соцсетях!