Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Этот маршрут описан в книге-путеводителе
«Урал: Бесконечный драйв-2!»


Эта книга - ёмкий и красочный путеводитель по завораживающе красивым и интригующе загадочным местам Урала. В книге - 52 готовых маршрута с живым описанием и множеством фотографий.

Просмотреть книгу

Конкурс «Наши музеи»:
Златоустовский краеведческий музей

   Златоустовский краеведческий музей - один из старейших в России, основан в 1825 году как музей Златоустовского горного округа. Первыми коллекциями музея были коллекции минералов и горных пород и коллекция холодного форменного и украшенного оружия.

   Сегодня в Златоустовском городском краеведческом музее экспонируется уникальное украшенное холодное оружие златоустовских мастеров I половины XIX века - И.Н. Бушуева и И.П. Бояршинова. Коллекция Кусинского и Каслинского чугунного литья - самая полная на Урале.

 

 

   Россия не продается. Эта скульптура (102 см. в высоту) была создана в 1896 году в городе Касли по проекту Николая Лавренецкого. А уже спустя 4 года, вместе со специально созданным «чугунным павильоном» из изделий каслинского литья, отправилась на международную выставку в Париж. Южноуральцы на этой выставке произвели настоящий фурор. Выиграли Гран-при, получили золотую медаль и восторженную прессу. В итоге на металлургическое творчество мастеров из Челябинской области лично пришел посмотреть президент Франции Эмиль Лубе.

   Причем так был впечатлен, что выразил готовность скупить всю российскую выставку целиком за баснословную сумму в 2 миллиона рублей (всего в несколько раз дешевле Аляски, кстати). Директор каслинского завода Карпинский согласился на предложение, но поставил одно условие: «Продадим все, кроме «России». Торг был долгим, президент Франции продолжал увеличивать цену, но ответ был один: «Россия» не продается!» «Метились» приобрести эту скульптуру и местные «олигархи». Тоже безрезультатно.

   Вот так статуя и приобрела название: «Россия не продается!». В итоге, символ государства вернулся на Родину. Саму скульптуру отправили в Екатеринбургский музей, а ее копию (созданную одновременно с оригиналом) выслали русскому царю Николаю II. Но как это часто случается в нашей стране – первый экземпляр статуи при перевозке сломали, а второй каким-то образом потеряли.

   Пришлось делать дополнительные детали и еще несколько копий. Впрочем, после суматохи 1917 года и гражданской войны Златоустовские музейщики отыскали, потерянный по дороге к государю вариант, и оставили экспонат у себя.

 

 

   Литая лесенка

 

 

   Каслинское литье

 

 

   Диорамы по теме: природа Южного Урала

 

 

   Рыся)

 

 

   Широко представлены редкие минералы и горные породы Златоустовского Урала.

   Горный хрусталь. В Японии горный хрусталь считали замёрзшим дыханием дракона.

 

 

   Агат. Чаще всего рисунок агата напоминает глаз. Согласно одной из древних легенд, это глаз небесного белого орла, который после битвы с черным колдуном упал на Землю и стал камнем. А его глаз продолжает смотреть на людей, отделяя добрые дела от злых. Агат также называют Оком Творца.

 

 

   Изделия Златоустовских мастеров из камня!

 

 

   Малахит. Считается, что малахит приносит исполнение желаний, он популярен как детский амулет. Его надевают на шею ребенку для защиты от болезней и опасностей.

 

 

   Яшма. С древнейших времен яшма использовалась в магических обрядах. Ей приписывались поистине волшебные свойства, например, что она оберегает жилище от любопытных и недобрых глаз. В некоторых помещениях и даже храмах выкладывались полы из яшмы, чтобы нежелательные гости не смогли проникнуть в тщательно охраняемые тайники.

 

 

   Изделия из змеевика

 

 

   Фольклорная композиция

 

 

   Вот такие пушки отливали на заводе. В 1854 году Обухова переводят в Златоустовский горный округ на должность управителя оружейной фабрикой. Здесь занимались выделкой холодного оружия. Перед ним ставится задача освоить производство огнестрельного оружия. Для этого было необходимо выплавлять особо прочные сорта стали.

   В 1860 году на фабрике началось производство пушек. Испытывались они в Санкт-Петербурге под наблюдением высшего начальства, куда осенью того же года доставили три орудия, но испытывали лишь одно. За период с 26 ноября 1860 г. по 8 марта 1861 г. из пушки было произведено 4017 выстрелов. Златоустовская пушка по долговечности, прочности и дешевизне превзошла орудия, отлитые на фабрике Круппа в Вестфалии. Пушка-победитель хранится в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге.

 

 

   Этот "гордиев узел" ни кому не разрубить!

 

 

   Для работы на этой фабрике правительство пригласило немецких оружейников, большей частью из Золингена, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия, сложившиеся к этому времени в Западной Европе. В Златоусте начался интересный процесс своеобразного слияния западноевропейской и русской традиций, в результате чего искусство украшения клинков обогатилось новыми технологическими приемами и приобрело новые формы. Это в дальнейшем привело к возникновению «златоустовского» стиля, златоустовской школы авторского украшенного оружия, отличной от утвердившей европейской школы.

 

 

 

   По условиям контракта Шафы должны были обучать своему мастерству русских учеников, но долгое время уклонялись от выполнения этого пункта. Только в конце 1817 года под давлением горного начальника Златоустовских заводов А.Ф. Фурмана Шафы приняли первую группу учеников. Русские «ученики» (И. Бушуев, П. Тележников, Е. Бушуев, И. Бояршинов, Ф. Стрижов, М. Тележников) быстро освоили европейские технологические приёмы украшения оружия и пошли дальше, впервые рисуя лаком изображение на металле, такой рисунок после травления выступал рельефно, приобретая объём. Не отказались местные мастера и от стальной иглы, которая позволяла наносить дополнительные штрихи и контуры для большей выразительности рисунка. Характерным для златоустовских мастеров стало уважительное отношение к металлу, использование при украшении клинка красоты металлической поверхности, или гладко отполированной, «белой» плоскости, или же выявляющей красоту узора дамаска или литого булата.

   Уже в начале 1818 года в Петербург была отправлена первая (пробная) партия оружия из 19 клинков, украшенных русскими мастерами без участия шафов. Клинки получили высокую оценку и с 1818 года всё оружие на фабрике украшалось златоустовскими мастерами, а Шафы вскоре покинули Урал и осели в Петербурге.

 

 

   Посуда

 

 

   По мнению моей дочери - самый главный экспонат!

 

 

   Основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия считается Иван Николаевич Бушуев. После отъезда Шафов из Златоуста в 1823 году он становится ведущим художником Оружейной фабрики. На небольшой по размеру поверхности клинка легендарный мастер мастерски располагал многофигурные композиции, которые по художественной значимости не уступали батальным полотнам живописцев того времени.

 

 

   Кубок

 

 

   Богослов

 

 

   Вершиной творчества И.Н. Бушуева и златоустовских мастеров-оружейников первой половины XIX века стало так называемое «Древнее вооружение», комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра. Работа над этими доспехами велась в течение четырёх лет с 1830-го по 1834 год по эскизам Бушуева, он же вместе с И.П. Бояршиновым, скульптором Л.К. Лукиным, резчиком М.Я. Пелявиным, полировщиками Г. Гра и Д.Н. Ронжиным, кузнецом Д. Вольферцом и другими мастерами доводил изделия до желаемого совершенства. При украшении доспехов использовались все техники гравюры на металле, применявшиеся тогда на Оружейной фабрике — травление, синение, чернь, позолота. Впервые были использованы просечка (сквозные узоры) и огранка. В 1834 году готовые доспехи были вручены делегацией Златоустовской оружейной фабрики четырнадцатилетнему наследнику престола цесаревичу Александру (будущему императору Александру II), долго время они хранились в Эрмитаже, а в 1928 году были переданы Златоустовскому краеведческому музею, в экспозиции которого сегодня и находятся.

 

 

   На бушуевских клинках буквально «оживали» батальные сцены периода Отечественной войны 1812 года, он воспевал в своих произведениях героизм русского солдата, патриотизм и гордость за Отечество. В убранство клинка мастер ввёл античный декор, прибегал к аллегориям, изображая греческих богов или мифологических героев, воплощая в этих образах свои идеалы. Одним из любимых античных мотивов И.Н. Бушуева стал крылатый конь Пегас, как символ творческого горения. Полтора века спустя эту бушуевскую символику использует другой художник — В.П. Жариков, создавая герб Златоуста.

 

 

   Однако в выборе сюжетов Бушуев не ограничивался одной военной тематикой. Так в 1824 году он использовал для украшения парадной сабли серию миниатюр, в которых запечатлел все основные этапы изготовления холодного оружия — от поисков и добычи руды до поднесения готовых образцов. Этот клинок был в 1826 году подарен знаменитому английскому полководцу герцогу Веллингтону во время его визита в Петербург (ныне клинок находится в мемориальном музее Веллингтона в Лондоне).

 

 

   Современные образцы

 

 

 

 

 

 

   Зеркало XIX века и современная модница

 

 

   Златоуст не зря называют «городом мастеров». Сегодня помимо оружейной фабрики, отмечающей 195-летие, здесь успешно работают около 50 фирм по производству украшенного холодного оружия. Продукцию златоустовских оружейников знают и ценят во всех странах, ведь они единственные в мире мастера, вручную изготавливающие холодное оружие, являющееся произведениями прикладного искусства. Кстати мой товарищ работает на одной из них ;)

 

   Репортаж составлен из собственных фото, статей сайта "Весь Южный Урал", "Златоустовская энциклопедия" и многих других...

 

Автор текста и фотографий: Владимир ТИМКИН

 

 

   Ссылки по теме:

   Каслинский чугунный павильон

   Златоуст и его достопримечательности

   Анонс конкурса «Наши музеи»

 

Мы в соцсетях!