Наш Урал

Как заказать книгу?

Тел. (343) 278-27-96

Конкурс «О чем не знает сайт Наш Урал?»
Прогулки по Екатеринбургу

   О чем же не знает сайт «НАШ УРАЛ»? Участники конкурса выискивают далёкие забытые уголки, а я просто напишу о Екатеринбурге. В этом городе мы с женой были два раза – в 2012 и 2013 годах. Первый раз – обычный туристский маршрут: Плотинка, Храм на Крови, небоскреб «Высоцкий», Ганина Яма. Во второй раз мы проехали по Свердловской области, побывали в Невьянске и Верхотурье, но и по городу тоже успели походить.

   Читаем положение о конкурсе: «Главное условие: эта достопримечательность не должна упоминаться на сайте НАШ УРАЛ». Открываем на сайте «Наш Урал» раздел «Прогулки по Екатеринбургу» и смотрим помещенные там статьи. Описания нашего маршрута там явно нет. Для контроля вводим в окне поиска по сайту слово «Мадрид» - тоже ничего нет, и я смело могу начинать рассказ.

Настоящий Свердловск

   «Центр города – это больше Екатеринбург, чем Свердловск. Настоящий Свердловск – это Уралмаш, Эльмаш, Сортировка, Вторчемет, Химмаш и Компрессорный. Районы, которые появились в годы индустриализации.

   Там страшно в темное время суток и грязно в любое время года.»

   (Путеводитель по Екатеринбургу. Изд. «Азимут», 2009)

 

   Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ), более известный как Уралмаш, был построен в 1929-33 годах. Его называли "завод заводов" - тут делались прокатные станы, блюминги, гидравлические прессы, доменные печи, корпуса шахт, карьерные экскаваторы. На момент постройки Уралмаш был крупнейшим машиностроительным заводом в мире. Он остаётся одним из крупнейших и теперь, несмотря на определенный упадок.

   И пусть в это район не водят экскурсии - мы всё посмотрим сами! Садимся в метро у железнодорожного вокзала на станции «Уральская» и едем две остановки до станции «Уралмаш». Отсюда идем пешком по улице Машиностроителей к Площади Первой Пятилетки. Рядом – трамвайный маршрут. Интересный факт: в 1931 году в первых трамваях было немного пассажиров. Однако надо было приучать трудящихся к цивилизации, и управляющий Уралмашстроя А. П. Банников распорядился продавать в трамвае пиво и воблу. Ветераны завода вспоминали: пиво было отменное и к вобле тоже не было никаких претензий.

   Идем дальше и видим... памятник Пушкину. Пушкин, конечно, к Уралмашу отношения никакого не имеет, но куда в России без Пушкина. Нам памятник не понравился: высота огромного бетонного пьедестала почти в два с половиной раза больше высоты самой фигуры. Да и выполнен он в строгом классическом стиле соцреализма, как стандартная городская скульптура той эпохи.

   При подходе к площади мы увидели стелу с изображениями орденов, которыми был награждён УЗТМ за свою советскую историю. Редкая организация имела такое их количество: 11 штук, в том числе три зарубежных! Пока стелу не снесли, но неизвестно, сколько она ещё простоит.

 

 

   Вот мы и на площади. Само название«Площадь Первой Пятилетки», конечно, уникальное, другой такой в пределах бывшего СССР не было. Вообще, в этой части города расположился, можно сказать, настоящий топонимический заповедник. Тому есть очевидные причины.

   Когда заканчивалось строительство завода, шла застройка соцгорода, улицы которого должны были получить имена. Имена эти носили чётко выраженный идеологический характер. Они должны были напоминать о славных победах в Гражданской войне, о крови, пролитой на полях сражений, указывать в светлое будущее, которое строится прямо сейчас в тяжёлой борьбе и трудных условиях. Если взглянуть на старую карту Свердловска, то нетрудно заметить, что в названиях улиц Уралмаша и Эльмаша очень много «красного цвета», цвета революции: Краснознаменная, Красных партизан, Красных борцов, Красных командиров, Краснофлотцев. На весь остальной город приходилась всего одна улица с созвучным названием – Красноармейская.

   Явный идеологический смысл имеют и другие названия на той же карте: Восстания, Уральских рабочих, Народного фронта, Перекопская, Социалистическая, Коммунистическая, Стачек, Старых большевиков, Бакинских комиссаров.

   А вот отражение строительства нового мира: Индустриализации, Новаторов, Энтузиастов, Осоавиахима, Стахановская, Фрезеровщиков. К перечню подобных названий примыкает и улица Победы. Она, как это ни странно, названа вовсе не в честь победы в Великой Отечественной, а еще в 1930-е, в честь трудовых побед.

   Кроме того, в названиях улиц должны были быть увековечены партийные и государственные деятели. Конечно, не все подобные названия дожили до нашего времени. После смерти Сталина Молотов возглавил так называемую «антипартийную группу», пытавшуюся сместить со своего поста Хрущева. В результате он сам оказался смещенным со всех постов, а улица, названная в его честь, поскольку это было в 1957 году, стала именоваться улицей40-летия Октября. Лучшего имени для нее почему-то не нашли. То же самое произошло и с улицей Ворошилова в 1961 г., после XXII съезда КПСС. Она так и стала называться, по-моему, совсем ужасно: XXII партсъезда.

   Естественно, что главная улица Уралмаша должна была носить имя главного организатора и вдохновителя всех наших побед, в том числе и на ниве индустриализации, Иосифа Виссарионовича Сталина. То, что в Свердловске уже были улицы Сталина, никого не смущало: Сталина много не бывает! Одно время в Свердловске было целых четыре улицы Сталина в разных районах города. Имя Сталина улица носила почти тридцать лет, но в 1961-м году стала проспектом Орджоникидзе.

Площадь Первой Пятилетки

   Площадь Первой Пятилетки, центр района Уралмаш, имеет размеры 140 м с запада на восток и 50 мс севера на юг, совсем немного уступая главной площади Екатеринбурга - Площади 1905 года.

 

 

 

   Конструктивистский стиль Уралмаша во многом определили "довоенные немцы" - архитекторы и инженеры из знаменитой немецкой архитектурной школы Баухаус. Самый известный из них, архитектор Бела Шефлер был членом Коммунистической партии Германии и одним из тех немецких архитекторов, кто приехал в СССР на рубеже 1920-30-х гг. для оказания помощи в создании рабочих поселков при строящихся крупных заводах. Шефлер участвовал в проектировании некоторых зданий, но потом его имя попытались забыть. В 1942 году его расстреляли как агента спецслужб Германии, не считаясь даже с тем, что он вообще-то был евреем, и уже по одной только этой причине не мог служить во внешней разведке фашистской Германии. Реабилитировали его только в 1989 году.

   Прежде всего, мы увидели громадный памятник наркому тяжёлой промышленности Г. Орджоникидзе. Он был установлен в 1955 году в сквере возле проходной. При жизни нарком курировал строительство и несколько раз посетил его. Это первый в СССР монумент, воздвигнутый человеку, очень много сделавшему для развития советского тяжелого машиностроения. И в связи с этим сразу же возникает вопрос: «Почему памятник установили только в середине 1950-х годов?». Разгадка проста. Среди городских и заводских руководителей долгое время не находилось желающих обратиться в ЦК ВКП(6) с предложением о возведении на Уралмаше достойного памятника Орджоникидзе — мало ли как на эту просьбу отреагируют! Ведь официальному медицинскому заключению о смерти - сердечный приступ – никто не верил.

   Одновременно с памятником построили трибуну, с которой заводское руководство приветствовало демонстрантов. С этой трибуны 14 мая 1963 выступал Фидель Кастро. Кстати, в этот момент рядом стоял никому тогда не известный Че Гевара.

 

 

   В прошлом Уралмашзавод часто включался в программу пребывания в СССР видных политических деятелей. Кто только из гостей города не приезжал сюда! Всех знатных гостей перечислить невозможно, вот только некоторые из них: Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай, император Эфиопии Хайле Селассие I, вице-президент США Ричард Никсон, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, Джавахарлал Неру вместе с Индирой Ганди, Сукарно, Ким Ир Сен…

 

   Мы обходим сквер по периметру. В основном архитектурный облик площади сформировался в конце 1930-х годов. Первыми были построены здания по южной стороне площади. Жёлтое здание слева - центральная заводская лаборатория, построенная по проекту В. В. Безрукова в 1929 году, первое каменное здание не только завода, но и всего района.

 

 

   Главная заводская проходная построена в 1930 году.

 

 

   Здание заводоуправления УЗТМ. Построено по проекту П.В. Оранского, главного архитектора Уралмаша и немецкого архитектора Белы Шефлера. В плане напоминает латинскую букву F. Со времени постройки внешний вид здания почти не изменился, за исключением короба с логотипом "УЗТМ" на крыше, это более поздний элемент.

 

 

   Самая молодая постройка на площади - комплекс НИИ Тяжмаш, 1960-е годы.

   На углу площади Первой Пятилетки и проспекта Орджоникидзе находится "Дом техучёбы" – еще один памятник конструктивизма 1932 года. Здание строилось как жилой дом. До 1935 года в нём располагалось заводоуправление УЗТМ.

 

 

   Чуть подальше - образец конструктивизма, здание гостиницы "Мадрид", архитекторы В.В. Безруков, П. В. Оранский и Б. Шефлер. Относительно происхождения названия имеется несколько версий, но, наверное, ближе всего к истине следующая. Когда здание еще строилось, в нем предполагалось открыть гостиницу. Как раз в это время в Испании шла гражданская война, и будущей гостинице дали название «Мадрид». Но в 1937 г. вместо гостиницы в новом здании разместилось образцовое женское общежитие. Затем, в войну, эвакогоспиталь, потом снова женское общежитие. Тем не менее, название «Мадрид» за домом закрепилось. Только спустя многие десятилетия спустя здание вернулось к первоначальному назначению - гостиница. Сейчас она, хотя имеет статус памятника федерального значения, явно находится не в очень хорошем состоянии. На фасаде здания – заводская эмблема.

 

 

Дворянское гнездо

   От площади Первой Пятилетки отходят три улицы - луча. Отказ от полукольцевых поперечных улиц создал довольно сложную паутину дорог, разобраться в которой новичку бывает довольно сложно. Сами же уралмашевцы утверждают, что ориентироваться в соцгороде очень просто, — дескать, «все дороги ведут к заводской трубе». Во всяком случае, благодаря своеобразной планировке на перекрестках образовалось много угловых участков, превращенных в газоны и скверы. По обочинам улиц везде в старых кварталах были устроены газоны. Вообще район Уралмаша очень зеленый. Даже в тяжелое время, в 1930-е годы, сюда везли с Поволжья вагонами ясени, липы, клены, дубы. Сажали и позже – например, перед визитом на Уралмаш Ричарда Никсона срочно посадили взрослые деревья по ходу следования высокого гостя.

   Мы прошли с площади на проспект Орджоникидзе. Определить визуально, что именно он является главной улицей Уралмаша, довольно сложно. Он узок, ширина проезжей части редко где превышает 10 метров. Самое значительное здание здесь – так называемый зеленый «Стоквартирный дом».Вообще, весь этот квартал (Орджоникидзе - Банникова - Красных партизан - Бульвар Культуры) в народе носил название "Дворянское гнездо", так как здешние дома имели улучшенную планировку, строились из качественных стройматериалов и предназначались для заводского и районного начальства. "Стоквартирный дом" начали строить в 1940-м году, но до начала войны был построен только первый этаж. Постройка дома была закончена ударными темпами сразу после войны, в 1945-м году. Квартиры самые разные, от крохотных однокомнатных без прихожей и кухни, предназначавшихся для прислуги, до 5-комнатных площадью свыше 100 кв. м.

 

 

   Кстати, «Дворянское гнездо» было возведено на месте землянок (нор в земле, прикрытых сверху чем-то вроде деревянных шалашей с окнами). Обычно в землянке ютились грабари, подавшиеся на заработки - строительство завода. Рядом с землянкой ставили сарайчик для лошади-кормилицы и навес, под которым хранилась грабарка - одноосная опрокидывающаяся тележка, в которую запрягалась лошадь. С помощью такой вот немудреной «техники» во время строительства завода переместили десятки тысяч кубометров грунта. Но традиционного счастливого продолжения истории - о том, как из землянок люди переехали в очень неплохие даже по нынешнему времени дома «Дворянского гнезда» - в «стране всеобщего равенства» не случилось. Первым жителям квартала всего лишь разрешили выкопать новые землянки, побольше размерами и лучше отделанные, в другом месте - по улице Ворошилова.

   Мы прошли во двор стоквартирного дома, где находится бывший фонтан. Увы, за много лет бездействия он зарос травой.

   Мы с женой в качестве туристов побывали в России от Калининградской области до Камчатки. Были на Байкале, в Туве, в Югре. Но только здесь, на бывшей улице Сталина, увидели Сталина на большом рекламном щите.

 

 

   Не так давно о городе шутили: «Только у нас самый большой завод рекламируют бандиты!». Вот скромная «Пицца Миа» на первом этаже дома. Именно здесь когда-то располагалось кафе "Шахматное", где в «лихие девяностые» собирались члены «уралмашевской» группировки.

Бульвар Культуры

   Пройдя немного по проспекту Орджоникидзе, мы вернулись назад, и пошли по пешеходному Бульвару Культуры, начинающемуся у «Мадрида». Здесь расположены целых два Дворца Культуры «Уралмаша»- старый и новый.

   Старый дворец культуры - это переоборудованное здание фабрики-кухни, выдержанное в стиле конструктивизма. Сама по себе фабрика-кухня отражала идеологию двадцатых- начала тридцатых годов, когда революционные романтики полагали, что при социализме не будет места индивидуальным кухням - все будут питаться в общих столовых. Поэтому в проект соцгорода просто не могли не включить такой объект. Но новшество не привилось. Вообще, руководство Уралмашиностроя и Уралмашзавода не очень-то старательно внедряло «новый быт». Во всяком случае, в коммунальных квартирах многочисленных каркасных домов, построенных в 1930-1933 годах, кухни существовали изначально. Не пропадать же зданию! По проекту Белы Шефлерак корпусу фабрики-кухни пристроили зал на 1000 мест, а к нему еще одно здание - клубную часть. Так появился «Клуб имени Сталина», очень популярный среди уралмашевцев.

 

 

   Кстати, вначале 1990-х именно в маленькой комнате в здании бывшего Клуба Сталина начали собираться верующие. Вскоре стал вопрос о выделении участка под строительство храма. Этот храм стал первым, построенным в городе после 1917 года. Он находится чуть дальше «Мадрида» по улице Машиностроителей – большая Рождественская церковь и однокупольная Церковь Матроны Московской. Рядом – скульптура Архангела Михаила, деревья, посаженные патриархами Алексием и Кириллом.

 

 

   Недалеко от них, в четырехэтажном здании духовно-просветительского центра при Рождественском храме, находится Владимирская церковь. Само здание выстроено в 2002-2005 годах на основе прежде существовавшего корпуса в стиле конструктивизма. Церковь очень интересная своей архитектурной формой. Это попытка вписать храм в ансамбль конструктивистских зданий, представить, как могли бы выглядеть церкви 1930-х годов, если бы они строились в СССР. Мне кажется, попытка удачная - церковь смотрится тут очень к месту.

 

 

   Далее по бульвару Культуры – новый Дворец Культуры Уралмаша, построенный в 1970-е. И здесь без храма не обойтись – неподалеку, на Фестивальной улице, заканчивается строительство Сергиево-Елизаветинской церкви.

 

 

   И вот мы выходим к Белой Башне. Эта достопримечательность всесторонне описана на сайте, и я на ней останавливаться не буду. Она оказалась огороженной, но нам все же удалось проникнуть внутрь.

 

 

 

Метро

   О чем еще не знает сайт «Наш Урал»? Вводим в строку поиска слово «Чкаловская» и получаем единственное вхождение в статье «Екатеринбургское метро». «В настоящее время у екатеринбургского метро семь станций протяженностью 9,5 километров. К концу 2011 года должны появиться еще две – «Чкаловская» и «Ботаническая».

   Раз сайт не знает об их открытии, размещаю свои фотографии двух этих станций метрополитена. Их оформление нам очень понравилось.

   «Ботаническая». Станция открыта 28 ноября 2011 года. В оформлении станции ключевым элементом являются правильные шестиугольники, похожие на пчелиные соты.

 

 

   «Чкаловская». Станция открыта 28 июля 2012 года. Идея ее оформления — перелёт В. П. Чкалова и его экипажа через Северный полюс в США.

 

 

 

Памятники и скульптуры

   В городе находится около 250 памятников и скульптур. На сайте, естественно, уже отражены многие: Высоцкий, Битлз, Клавиатура, Сантехник, Остап Бендер, Банковская карта...

   Но я выбрал несколько весьма интересных скульптур, описания которых нет на сайте.

   Недалеко от действующего железнодорожного вокзала находится старый вокзал Горнозаводской линии 1870-х годов. До 1894 года Горнозаводская магистраль была изолирована от железных дорог страны, но зато соединяла основные уральские заводы. Увиденный нами чуть раньше брат - близнец этого вокзала в Перми (Пермь-1) не действует и находится в неудовлетворительном состоянии. Здесь же была проведена реставрация и сейчас расположен железнодорожный музей. Площадь перед вокзалом заставлена симпатичными произведениями в жанре городской скульптуры. Прямо перед входом установлена скульптурная группа под названием «Пассажиры». Сфотографироваться на их фоне считает своим долгом каждая проходящая мимо туристская пара.

 

 

   Следующая фигура изображаетъ начальника станцiи (котораго мы потеряли), онъ даётъ посл?днiй звонокъ.

 

 

   В стиле соцреализма изображена знаменитая баба-шпалоукладчица; с достоинством несёт чай проводница; в ироничном ключе показаны путейские рабочие – «Толстый и тонкий».

 

 

 

 

   А вот скульптурная композиция измультфильма «Ну, погоди!» — заяц и волк. Она служит украшением и приветствием у входа в фитнес-клуб «Адмиральский», расположенный со стороны реки.

 

 

   Памятник челнокам появился в 2009 году. Мужчина и женщина с огромными баулами удивленно смотрят на парадный вход торгового центра, появившегося на месте крупного вещевого рынка. Это челноки, вернувшиеся из 90-х годов XX века.

 

 

   Нам понравилась также скульптура в парке, изображающая хозяйку Медной горы.

 

 

В рассказе использована информация Дмитрия Макеева и Сергея Агеева.

Все фотографии сделаны автором.

 

Василий (Москва), 2013 год.

 

   Ссылки по теме:

   Прогулки по Перми

 

Мы в соцсетях!