Палермо, место куда хочется вернуться… Там так красиво! Ну может за исключением Музея мертвецов.
Когда мы поехали в катакомбы Палермо, по дороге меня стал зацеплять итальянский дедушка. Он говорил, что едет до той же остановки и подскажет, где выходить. Ему абсолютно не мешало, что мы говорим параллельно на русском и итальянском. На каком-то этапе он стал просить называть его просто Пиппино. Я подумала, что его называли так в лучшем случае лет 60 назад. Потом Пиппино все же уточнил, что его зовут Джузеппе. Я сказала, что готова называть его просто Джуззи. Джуззи-Пиппино говорил: да зачем тебе эти катакомбы, идем ко мне пить капучино! Я поблагодарила, но твердо ответила, что сначала кладбище, а потом может быть и капучино. Джуззи решил, что на кладбище ему рано, мы горячо попрощались. Джуззи отправился пить свой одинокий капучино, а мы пошли смотреть выставку трупов — самый странный музей Палермо.
После наших прогулок по городским кладбищам, экскурсиям, смерть-конференции, биеннале «Бессмертие» и встречи в Эвер-джазе на тему смерти, я чувствовала какую-то особую ответственность. Быть в месте, где трупы веками выставляют напоказ и не посмотреть? Не попробовать понять, зачем они это делают? Ну конечно, я не могла.
Как добраться?
При наличии google maps это довольно легко. Автобусом 124 маршрута, потом метров 400 пешком. На входе монах капуцин собирает плату 3 евро за вход. Здесь же продают сувениры, в основном общего характера — брелки, магниты, открытки, но есть и тематические подборки.
Музей мертвецов Палермо
Снимать и фотографировать в катакомбах нельзя, но туристы (я тоже) этот запрет нарушают. Запрет на фото вполне понятен — люди хотят сохранить уважение к останкам тут покоящимся, иначе смерть превратилась бы в непрерывную сэлфи зону. Фотографироваться с трупами у меня намерения не было. Но все рано не смогла удержаться не сохранить несколько личных доказательств спуска в поля смерти.
Палермские катакомбы одно из мест на земле, где человеческому телу не дают распасться в прах. Последние трупы появились в этом хранилище в 1920-х годах.
Как сообщают источники, хоронить на том месте стали монахи капуцины своих собратьев. И в какой-то момент сориентировались, что тела похороненных не разлагаются, а высушиваются. Интересно, как они это прошарили?
Во всяком случае после этого полезного открытия — нетленность тела — один из потенциальных признаков святости, монахи стали подыгрывать природе. Почва, которая была на кладбище помогала хорошо сохранять трупы. Монахи стали их дополнительно бальзамировать. Сначала немного высушивали в спецкамере, потом обрабатывали уксусом и оставляли. В отличие от тел, одежда ветшала, тогда ее стали со временем менять. Потом к монахам попросились и гражданские. Видимо формула — сохраненное тело = святость действовала не только для трупа Ленина, но для сицилийцев. За право быть похороненным в катакомбах платили большие деньги. В конце XIX века лавочку прикрыли. В катакомбы стали помещать трупы только в самых особых случаях.
Для меня все равно осталось загадкой, для чего они развесили трупы прямо на стенах?
Фильмы страшилки сделали свое дело — мертвые люди в катакомбах воспринимаются как киношный реквизит. Их лица искривлены, при желании их можно потрогать и… они беззащитны. У меня желания дотронуться до черепа или клока волос не возникло. Зато было ощущение, что вместо уважения, над мертвецами издеваются. Не отпускают их. Трудно понять зачем? Тело любимого кем-то человека изменяется до безобразия и вместо теплых, согревающих воспоминаний, ты видишь безобразный оскал. Зачем?
Там лежат женщины, военные, священники, мужчины, есть даже крипта умерших детей. Самая известная двухлетняя девочка Роза Ломбардо — гордость бальзамировщика. После смерти еще исполнилось 100 лет. Отец заплатил бальзамировщику, тот ввел формалин таким образом, что девочка лежит как живая, сохранились пушистые ресницы и даже глазные яблоки выступают. Жуть.
В катакомбах нет какого-то особого запаха, спускаться неглубоко.
Кладбище
У мертвых тоже есть сиеста. Катакомбы работают до 13.00, затем закрываются на 2 часа, затем снова принимают посетителей с 15.00 до 17.00. Мы успели заскочить перед самым перерывом. Моя коллега предложила продолжить тему и заглянуть на кладбище по соседству.
Что меня удивило, так это многочисленные фотографии умерших. Мне казалось это характерно только для русских кладбищ, но с полвека назад мода накрыла весь мир. Среди надгробий, под которыми, возможно лежат представители сицилийской мафии, была могила четы Тарантино. Как только я увидела фамилию этого глумителя темы смерти, я подумала, что, наверное, это логическая точка в кладбищенском визите.
Быстро выбросив из головы логику собирателей трупов, я стала думать как добраться до Большого театра в Палермо, того самого, на ступенях которого снимались финальные сцены Крестного отца.
А как вы считаете, стоит ли так хранить трупы?