Триумфальная арка — это отдельное монументальное сооружение, которое имело один, три или пять пролётов, украшенная барельефами, горельефами, статуями и памятными надписями. Чаще всего эти сооружения возводились в честь победителей или в память о важных событиях.Особенно интересны арки в Италии, рассмотрим три из них.
Триумфальная арка Тита.
Поднимаясь по мощеной улице Сакра (Via Sacra) от Колизея к Римскому форуму, нашему взору открывается триумфальная арка Тита. Это самая старшая арка из всей троицы. Она была возведена по приказу императора Домициана в 81 г.н.э. в честь своего старшего брата и предшественника императора Тита (после его смерти), в память о его победе над иудеями в 70 году.
Арка имеет один пролет, строгий фасад и более скромные размеры по отношению к арке Константина и Септимия Севера.
Строительным материалом является пентелийский мрамор, привезенный с Аттики. Декором арки послужили полуколонны композитного ордера (архитектурный ордер, представляющий слияние элементов коринфского и ионического ордеров, а именно орнамента в виде листьев аканта и валюты (завитка). В углах возле пролета изображены четыре крылатые Виктории — богини победы.
Внутри пролета (по бокам) два барельефа. На одном из них изображается торжественное шествие римлян с трофеями, захваченными в Иерусалиме, на другом император Тит, управляющий квадригой (двухколесная колесница, запряженная четырьмя конями). На вершине арки была расположена статуя Тита на квадриге (для примера: квадрига Аполлона на фасаде Большого театра в Москве), но до наших дней она не сохранилась.
Над пролетом в аттике высечена надпись на латыни: «Сенат и люди Рима посвящают эту арку божественному Титу Веспасиану Августу, сына божественного Веспасиана».
В средние века триумфальная арка Тита вошла в крепостную постройку, из-за чего в дальнейшем была частично разрушена, но при папе Пие VII в 1821 году Джузеппе Валадье (итальянский архитектор, археолог, реставратор) проводит реставрацию арки, где воссозданные элементы воплощаются в травертине, а не в мраморе. На другой стороне на аттике появляется новая надпись: «Этот монумент, замечательный с позиции как веры, так и искусства, обветшал со временем. Пий VII, великий понтифик, новыми работами по древним образцам приказал укрепить и сохранить его. В год Священного правления 24-й».
Триумфальная арка Септимия Севера.
Возведена арка в 203-205 г.н.э. в честь побед, одержанных Септимием Севером над парфянами в 195 и 197 гг. Находится сооружение на северо — востоке Римского Форума, между Курией и храмом Сатурна.
Арка имеет три пролета, из которых центральный, по ширине и высоте, превосходит крайние пролеты. Все три пролета соединены между собой двумя арочными проходами меньших размеров. Строительный материал: кирпич, травертин и мраморные плиты. Арка частично пустотелая, так как в ней находятся лестницы ведущие в комнаты, которые находятся внутри аттики.
Римские монеты с изображением триумфальной арки говорят нам о том, что на ней находилась квадрига с императором Септимия Севера, Каракаллы и Геты (сыновей императора).
Украшают фасад арки восемь выступающих колонн (по четыре с каждой стороны), стоящие на плитах с барельефами изображающими римских солдат и пленных парфян. Колонны выполнены в композитном ордере. Над главным пролетом (в его пазухах) изображены Виктории, летящие над Гениями Времен года, а в пазухах боковых арок речные божества. Чуть выше находится фриз с триумфальным шествием императоров. Над боковыми арками помещены четыре панели, где представлены наиболее значимые сражения с парфянами. В замках (пирамидальный или клинообразный элемент кладки в вершине свода) арочных сводов прикреплены два изображения Марса (бога войны) в центральной арке и по два мужских и женских персонажа в боковых арках, из которых можно узнать фигуру Геркулеса.
На аттике с двух сторон выбит текст в честь Септимия Севера и Каракаллы: «Императору Цезарю Луцию Септимию Северу, сыну Марка, Пию, Пертинаксу, Августу, Отцу отечества, Парфянскому, Аравийскому и Адиабенскому Парфянскому, Великому Понтифику, одиннадцать раз ставшему народным трибуном, провозглашенному в одиннадцатый раз Императором, трижды консулу, проконсулу и императору Цезарю Марку Аврелию Антонину, сыну Луция, Августу, Пию, Феликсу, шесть раз ставшему народным трибуном, консулу, проконсулу, Отцу отечества, наилучшим и наимогущественным властителям за спасение государства и расширение владения римского народа, и за их выдающиеся заслуги на родине и вне её — сенат и римский народ».
Триумфальная арка Константина.
Триумфальная арка Константина была возведена в 315 году н.э. в честь победы Константина над Максенцием в битве на Понте Мильвио в 312 году н.э. Находится арка возле Колизея и Римского форума. Состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный (по отношению к крайним) является более высоким и широким. Фасад украшен барельефами, скульптурами, памятными надписями, колоннами. Некоторые декоративные элементы были заимствованны с других сооружений.
Над центральным пролетом с обеих сторон выбит один и тот же текст на латыни: «Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку триумфов Императору Цезарю Флавию Константину Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный божеством и величием своего духа вместе со своим войском расправился в одночасье с государственной тиранией верным оружием». Константин был первым римским императором, утвердившим христианство официальной государственной религией.
По сторонам надписи прославляющие императора. Над малыми пролетами можно увидеть тондо (круглые медальоны) по четыре с каждой стороны на которых изображены сцены охоты и языческие обряды жертвоприношений. На аттике барельефы эпохи Траяна и Марка Аврелия. Барельефы Марка Аврелия находятся в аттике на фасадах по четыре с каждой стороны, содержащие сцены битв.
По бокам арки и внутри центрального пролета установленны барельефы Траяна, так же изображающие сцены битвы. Вершину каждой колонны (сделанные в коринфском стиле) венчают скульптуры, которые были взяты с форума Траяна.
Автор фото и статьи: Саша Сашин Источник: Мир перед глазами