Нейва. Весна 2023 года.

Лбы уже все в шишках, задница в шипах
Шкуры изодрали на проклятых пнях
Но они безумные, их не взять живьем
Мамонты, мамонты рвутся напролом.

песня группы «Хоть кого»

Среди мамонтов

Вот и подошёл полноценный сезон сплавов, с ночёвками и всем отсюда вытекающим. Сама навигация года 2023 была открыта тремя неделями ранее, 9 апреля. Но то была проверка лодки после зимы и первый этап сборов. Теперь всё было по-настоящему. Теперь собиралось всё. Палатка и спальное, тёплая одежда и прочее оборудование.
Была выбрана Нейва от Нейво-Шайтанского. Тут мы уже ходили в прошлом году, но захотелось повторить, а учитывая уже сказывающуюся нехватку воды, надо было успевать по весне.
Уже знакомым маршрутом мы добрались до реки. Разгрузились, отпустив такси. На берегу группа из четырёх человек собирала свой кат. Мы перекинулись парой слов с коллегами и тоже занялись сборами. Вскоре на реке появились первые проплывающие. Это была байдарка “Варвар” и катамаран с надувной рамой. Чуть ниже на реке было подобие порога, но у плавсредств была настолько малая осадка, что они и не заметили препятствия. Мы занимались своими делами. Сверху из-за поворота показывались всё новые и новые суда. Прошла большая группа подростков на четырёх катах. Под звуки музыки они пока ещё нестройно гребли навстречу приключениям, беспрестанно собирая все мели. Время шло. Мы заканчивали сборы. Караван пополнялся всё новыми и новыми участниками.

Первые попутчики. фото Елена Тонкушина

Пришла пора вставать на воду. Наши соседи тоже заканчивали укладку. Их катамаран стал похож на одногорбого верблюда с горой поклажи по середине. Однако, оставалось ещё несколько вещей. И среди них целый ящик помидоров. Хотелось посоветовать съесть их тут же, чтобы не перегружать более судно и не выкидывать.
Наконец, всё было нами уложено и мы отчалили. Было мелко. Возможно, ещё мельче, чем в прошлом году, хотя тогда был всё-таки июнь. С другой стороны, были подозрения что это последствия недавнего ледохода и это льдины набуровили борозд на дне. Как бы то ни было, мы двигались вперёд, иногда цепляя дно. Светило солнышко и было хорошо. Наше путешествие началось.
Вскоре мы начали обгонять поодиночке ушедших вперёд во время нашей погрузки. Вместе с тем, подошли к первым камням-сундукам, лежащим прямо в воде. Ещё на прошлом сплаве Елена поэтично прозвала Нейву рекой с камнем за пазухой. Правда, это произошло несколькими километрами ниже. А сундуки лежали в воде. Некоторые были размером с автомобиль. Вспомнилась песня про мамонтов:

Белые и серые, словно валуны.
Белые и серые дикие слоны
По тайге нехоженой всюду — там и тут
Мамонты, мамонты, мамонты бегут.

фото Елена Тонкушина

А среди мамонтов, сопоставимые размером с ними, крались каты, старательно их обруливая. Проходов было немного, поэтому приходилось выдерживать дистанцию, иногда останавливаясь, чтобы ни в кого не врезаться. Один раз пришлось лихо проскочить вокруг одного из них, ведь иного пути не было. Но вот и слоны, и коллеги остались позади. Можно было вздохнуть. На реке впереди никто уже не маячил и не мешал ни своим присутствием, ни своими “подсказками”, зачастую неверными. Теперь уже мы служили мерилом правильного пути. Но не долго. Мы оторвались.

По левому берегу проплыл мимо каркас бани на стоянке, которой мы воспользовались прошлым летом. Тогда наш сплав начинался вечером и надо было лишь отойти от Шайтанска. Оставалась пара километров до первых препятствий посерьёзней.

Стоянка прошлого года. фото Елена Тонкушина

Один наш хвалёный стул из байдарки начал спускать ещё на сплаве-открытии. Чинить его было себе дороже, а новый я сделать не успел, поэтому ехал в этот раз как и большинство, на гермомешке. Было непривычно и неудобно из-за высокого центра тяжести. Надо было ждать, пока всё в мешке умнётся и станет пониже. К счастью, до первой шиверы всё более-менее улеглось.
И вот впереди показались очередные чемоданы и послышался шум воды. В прошлый раз мы тут лихо проскочили через два слива, однако сейчас неловко зависли на первом же, налетев дном на камень и зависнув на нём, покачиваясь как на качелях. И так, и так мы старались высвободиться, но ничего не помогало. Прошло несколько минут. Я уже решил лезть в воду, хотя не было уверенности, что хватит высоты моих болотных сапог. Но что делать, уж лучше вымокнуть одному. Но внезапно я нащупал подошвой край камня, который нас держал. Можно было вытолкнуться от него ногой. Елена вернула мне весло и мы освободились. В следующий слив попали уже без проблем. Препятствие позади.
До следующей шиверы около полукилометра. Она более нудная, что-ли. Если первая похожа на порог с двумя воротами-сливами, то тут, как и в третьей, идут гряды камней с проходами различной ширины и задача в том, чтобы попасть в необходимый. Перед ней повстречались местные рыбаки.
— Сейчас хапнете, — предостерегли они нас, возможно, сочувствуя ширине нашего судна.
— Да мы знаем, ходили уже, — получили они в ответ.
Тут мы догнали следующую группу. По берегам за преградой стояла пара катов с переодевающимися в сухое, один заходил между камней. Мы с Еленой пристроились к первому большому валуну и стали ждать когда сплавщики появятся на чистой воде. Минут пять прошло. Вот за поворотом мелькнули чьи-то головы.
— Свободно. Можно идти — решили мы.
И оттолкнулись от сундука. И зря. Тот кат был ещё только на середине шиверы, а головы мы видели чьи-то чужие. Но было поздно. Приходилось уже идти. Поровнявшись с впередиидущими, мы тоже застряли, как Винни-Пух у Кролика. Едва начали выбираться, как глядь, и кат попёр. Притормозили. Они вновь застряли. Так повторилось несколько раз.
— Вы или идите, или пропустите нас — крикнул я соперникам.
— Ладно, давайте вы вперёд — услышали мы вслед и понеслись к выходу.
Пару километров можно было отдышаться. Наступал “золотой час”. Солнце уже начинало клониться к закату, всё заливая медью. На голубом небе где-то с краю спокойно плыли белые облака, отражаясь в уже почти очистившейся от весенней мути абсолютно гладкой, как зеркале, воде. Оставалась одна, зато самая длинная, шестисотметровая шивера, называемая порогом “Долгий”.
Было уже как-то спокойно. Мы вновь вспомнили навыки прохождения подобных препятствий, приобрели какие-то новые и я усиделся на своём кочетке. И Елена уже привыкла к опасности. Гребём.

фото Елена Тонкушина

На этом участке длиной в три с половиной километра повстречалась ещё одна группа, видимо вышедшая утром, прошедшая две шиверы и уже вставшая на ночёвку. Всё, казалось бы, было хорошо. И место живописное, и в воде лежало несколько живописных мамонтов, но сама поляна выгорела прошлым летом, отчего была чёрной от сгоревшей травы.
Наконец, показалась просека ЛЭП. Значит, скоро и Долган (мы его так прозвали по аналогии с “Географом”). По берегам опять виднелись суда переодевающихся. Значит и тут без купаний не обошлось. Но на самой “трассе” было свободно.
В прошлый раз мы здесь трижды были развёрнуты лагом и прижаты к камням, отчего приходилось вылезать из лодки, стаскивать её в сторону, направляя в нужное русло, а потом заскакивать в уже набирающее ход судно. Сейчас же мы просто застревали в узких и мелких сливах, отдыхали, выбирали дальнейший путь и выталкиваясь ногами и вёслами, продолжали движение.
— Долго ещё? — спросила Елена.
— Да половину, наверное, прошли, — ответил я, ориентируясь по прошлым ощущениям.
Гряда камней заканчивалась и река скрывалась за поворотом. Мне казалось, что там препятствие продолжится. Но повернув, мы увидели, что всё.
Так быстро?
Как бы то ни было, действительно всё. Река была чистой.
На ночёвку мы хотели встать на Золотых. Прошлым летом нам понравилось это место. И можно было снять с коптера как народ царапается через камни. Но сейчас оно было занято рыбаками. Была ещё надежда встать чуть ниже, но опять ничего не понравилось. В принципе, оставалась пара километров до Старых Кривков. Там было тоже неплохо. На том и порешили.
Место действительно оказалось достойным, не считая дороги, по которой изредка могли ездить любители удочек. Но места хватало в стороне от неё, поэтому мы разгрузились и установили здесь свой домик. Солнце, прячась за деревьями противоположного берега, освещало нашу полянку. Можно было отдыхать. Все сложности маршрута остались позади. Не спеша был сготовлен ужин, заварен чай. Всё шло своим чередом. Стемнело. Можно было укладываться, чем мы и не преминули воспользоваться.

Белая метелица замела тайгу

Ночь прошла без приключений. Было прохладно, но терпимо. Мы не торопясь вылезли на свет божий. От вчерашнего солнышка не осталось и следа. Небо заволокло тучами которые, всё же, оставляли какую-то надежду. Но делать было нечего. Надо было продолжать путешествие. А потому мы напились кофе и позавтракали. Потом уложили лодку и двинулись дальше. Синоптики обещали плюс семь днём и небольшой дождик к вечеру.
Прошлым летом мы подходили к Кривкам вдоль левого берега. Сейчас же стало лень перегребать всю реку, а потому пошли по узкой протоке между берегом правым и полностью выгоревшим островом. Его явно кто-то поджёг намеренно. Пару раз пришлось протащиться, и вот мы на просторе реки. Всё же мы остановились тут — настолько красивым было место. Вдоль края поймы рос ряд сосен, рядом стояла скамейка с костровищем, берег небольшим обрывом сбегал к реке, а сзади была необычайных размеров поляна урочища Старые Кривки. Она уже начинала зеленеть пробивающейся молодой травкой. Даже Солнце стало проглядывать меж серых туч.

фото Елена Тонкушина

Вдоволь налюбовавшись, мы продолжили движение. Мелей хватало. То и дело, приходилось таскать лодку. Но километры понемногу таяли. Вскоре показался и камень Козий. Мы гребли, вспоминая что и где было в прошлом году. Вот тут мы встретили режевских попутчиков на плоту, а тут обедали. С неба начала понемногу сыпать белая крупа, усиливаясь. “Только не дождь”, — думали мы, хотя и снег понемногу мочил нашу одежду. Задувал сильный встречный ветер. К счастью, река часто петляла и скрывала нас от него. Предстояла длинная прямая. Вот и она. Мелко, но ветра нет. Прошли. По левому берегу пару лет назад был пожар, сейчас же ожоги уже заросли, да лесники постарались, убрав валяющиеся мелкие стволы и сучья в кучи, отчего лес стал походить на парк. Только почему-то до сих пор не вывезли. Видно, не успели.

Камень Козий. фото Елена Тонкушина
Камень Поляков. фото Елена Тонкушина

Постоянно попадались следы бобриной деятельности и их горки-аттракционы по которым они скатывались в воду. Долго ли, коротко ли, дошли и до острова Бобриный с сохранившейся с того года и увеличившейся хаткой, а за ним и до урочища Мельница и Мельничного ключа. Снег так и не прекращался, иногда добавляя интенсивности. Наконец, показался камень Поляков с бессмертным духом белогвардейца и его боевого коня. В голову закрадывались малодушные мысли о бегстве домой. Уж очень не хотелось ставить лагерь под снегопадом, а потом коротать под ним ночь, но на наш поезд домой мы уже явно не успевали. Наконец, я предложил выбираться до Алапаевска, а там уже будет видно. На том и порешили. Конечно, маршрут не закончен, но здоровье дороже, да и само путешествие должно приносить радость. Конечно, если бы возможности побега не было, всё бы так и было: и стоянка, и ночёвка, и всё.
Мы вошли в Мелкозёрово. На краю деревни собирались те самые байдарка и кат с надувной рамой, которые мы первыми увидели в Шайтанске.
— Надоело? — крикнул я им.
— Да, хорошего помаленьку.

фото Елена Тонкушина

Надо было найти место для антистапеля с тем, чтобы и до ближайшего дома, куда можно вызвать такси, было недалеко. Вот и заветное место. Выгрузились. Благо, взяли с собой второй тент. Один постелили на траву под вещи, а второй установили от ветра и снега. Елена дозвонилась до такси. У нас был час на сборы. Замёрзшие пальцы отказывались слушаться. С горем пополам мы рассовывали свои пожитки по рюкзакам. Замёрзшая лодка вообще отказалась сворачиваться компактно и едва влезла в свой чехол, торча то тут, то там. Как бы то ни было, мы уложились и покатили к месту погрузки. Машина не заставила себя долго ждать. Когда мы залезли в неё, нас окатило такой волной сухости и тепла, что захотелось пустить в ней корни и ни в коем случае не вылезать.
— А сколько бы стоило доехать до Артёмовского? — закинул я удочку без особой надежды.
Таксист назвал цену и она вполне устраивала.
— Поедете?
— А почему бы и нет? — получили мы в ответ.
— Тогда, поехали. А сколько сейчас на улице?
— Ноль градусов.
— Ноль???
Шофёр ещё позвонил диспетчеру, снялся с заказов, и мы понеслись в сторону дома. Через час с небольшим мы уже открывали ключом дверь своей квартиры. Таким теплом потянуло оттуда, что вмиг ушли куда-то все расстройства от незаконченного маршрута. Дома было хорошо.
А на следующий день уже ничего не напоминало о ненастье. Прямо с раннего утра ярко светило солнышко и чувствовалось, что будет тепло. Такую награду получили туристы, оставшиеся на реках. А за нами их осталось немало. Да и везде. Потом мы с любопытством разглядывали яркие и солнечные фото из других сплавов. Впрочем, этот холодный фронт затронул только восточные склоны Уральских гор, а на западных всё было более-менее терпимо.
Ладно, будет ещё погода и будут сплавы. Главное, здоровье. Больным много не наплаваешь, несмотря на самую замечательную экипировку. А здесь мы немного опростоволосились. Значит, есть над чем подумать и что докупить.