Художник Миша Шаевич Брусиловский приехал в Свердловск после окончания Ленинградского института и остался здесь навсегда. Сколько себя помнит, он всегда что-то рисовал, однако в профессиональное искусство его привел счастливый случай. Будущий художник вернулся из эвакуации в освобожденной Киев, когда ему было всего 11 лет, был беспризорником: «Вслед за солдатами в Киев пришли бандиты, которые тут же распределили город по «зонам». И я попал к одному такому – его звали Кот, колоритный бандит, с фиксами, двухметрового роста. Он заведовал привокзальной площадью, где мы, пятнадцать мальчишек, чистили сапоги приезжим. Офицер ставил ножку на деревянный ящичек, мы подкладывали разноцветные бархатки, чтобы не дай бог не испачкать галифе, и чистили сапоги, пока в них не начинало отражаться солнышко. Офицеры, особенно при девушках, денег, разумеется, не жалели. Вечером приходил Кот, мы ему все отдавали – не дай бог заныкать. На день рождения этому Коту я нарисовал цветными карандашами портретик: прорисовал веснушки, зубы золотые, выразительные глаза, черные брови. А через неделю он привел на мое место другого мальчика, а меня отправил в интернат для талантливых детей». Коту отказать не смогли, несмотря на то, что прием уже давно был окончен.
«Провидение этим занималось, а я не сопротивлялся. Я думаю, у человека есть судьба, и даже если что-то приходится преодолевать – значит, это тоже предназначено».
Из любимого Киева Миша переехал в Москву, где случайно попал в давку в день похорон Сталина и чудом спасся, угодив в чью-то кухню через, к счастью, открытое окно. Потом целый год (1953-54) работал на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке – вместе с другими художниками создавал полотна к открытию выставки по чужим эскизам, это был доступный заработок для художника. До 1959 г. учился в Ленинградском институте живописи, ваяния и зодчества им И.Е. Репина на графическом факультете (руководитель диплома — А.Ф. Пахомов). После окончания института перед художником встал выбор: возвращаться в Киев («Я очень люблю этот город, я вырос в Киеве, там мои друзья, прекрасный Днепр») или ехать в Свердловск по распределению («В Свердловске предлагали работу в издательстве и давали мастерскую для работы, все условия»). А еще в Свердловске работал близкий друг Миши — Геннадий Мосин, известный художник, именем которого потом назвали главную художественную премию региона. Итак – на Урал!
Несмотря на жестокую цензуру, художникам в советское время жилось легче: «Полгода мы ездили в колхозы рисовать по заказу, а после этого могли по полгода сидеть в мастерской и рисовать в свое удовольствие,» — Миша Шаевич с ностальгией вспоминает времена, когда художественная жизнь в городе была бурной. Художники не только бывали друг у друга в мастерских, но и целыми группами ездили в соседние города. Современная экономическая цензура оказалась пострашнее советской.
В творчестве Брусиловского есть несколько сквозных тем, но самая значительная — библейская: картины «Распятие», «Пётр и петух», «Хождение по водам», «Христос в Гефсиманском саду», «Несение креста», «Бегство в Египет», «Тайная вечеря» -, написанны в разные годы (с 1970-ых по 2000-е), но выполнены в одной стилистической манере. Для художника эти сюжеты – универсальный опыт человечества, явленный в ярких, объемных образах, и обращение к ним стало своеобразным бегством от мира компромиссов.
Но «всесоюзную» славу ему принесла картина «1918 год», написанная совместно с Геннадием Мосиным — это был неканонический портрет Ленина, монументальная, мощная работа. Миша Брусиловский все эти годы работает в различных жанрах: портрет, большие многофигурные композиции, натюрморты, декоративная живопись. В портретах он старается ухватить сущность человека, создать портрет его души, например, в портрете Виталия Воловича (1981) мастер воплотил идеальный образ художника: вдохновенного, строгого к себе. А еще Миша Брусиловский любит писать себя в окружении друзей: он написал более 60 автопортретов. Любимая модель художника – жена Татьяна, черты которой узнаваемы во многих героинях картин М. Брусиловского, с чьими чертами связан идеальный образ женщины Миши Брусиловского – символ ускользающей красоты.
Говорят, что подделки – одна из форм общественного признания: если «тиражируют», значит, художник востребован. Картины Брусиловского подделывают: «Процентов восемьдесят из того, что продается, — подделки. Я расстраиваюсь, когда вижу копии плохого качества. Пикассо в свое время подписал подделку, отметив, что это хорошая работа. Хорошую я бы тоже не отказался подписать». Теперь художник известен далеко за пределами и Екатеринбурга, и те его картины, которые в советское время даже и не выставлялись, сейчас продаются на многих художественных аукционах: и не только в России: его картины продают на русских торгах аукциона Sotheby’s.
С 1968 г. М.Ш. Брусиловский — член Союза художников России, лауреат премии им. Г.С. Мосина (1990 г.), лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2002 г.).