Первое здание Екатеринбургского железнодорожного вокзала построено в стиле «русский модерн». В далёком 1878 году «модерновое» здание с элементами древнерусского зодчества украсило и Пермский вокзал.
Первое здание Екатеринбургского железнодорожного вокзала построено в стиле «русский модерн». В далёком 1878 году «модерновое» здание с элементами древнерусского зодчества украсило и Пермский вокзал.

Открытый в октябре 1878 года новый транспортный путь Екатеринбург — Нижний Тагил — Камасино (ныне город Чусовой) — Пермь — стал уникальным для того времени. Как по длине (669 вёрст, на 65 вёрст длиннее Петербургско-Московской дороги), так и по инженерным технологиям.

Это первая и основная линия знаменитой Уральской горнозаводской железной дороги (УГЖД). По мнению историков, идея строительства дороги на Урале принадлежит горному инженеру, изобретателю Владимиру Рашету. Он считал, что путь должен пройти через Нижний Тагил и Ирбит до Тюмени, соединив в единую технологическую цепь рудные копи, доменные и сталеплавильные печи, прокатные станы основных горных округов Среднего Урала. Интересно, что в первоначальном проекте Екатеринбурга не было — «зацепить» его решили немного позже.

Станция Усть-Тискос (1878–1883). Сегодня здесь останавливается электричка Чусовская — Нижний Тагил. Источник фотографии - uralhistory.ru
Станция Усть-Тискос (1878–1883).
Сегодня здесь останавливается электричка Чусовская — Нижний Тагил.
Источник фотографии — uralhistory.ru

В 1874 году вышел Указ императора Александра II, который «дал отмашку» строительству УГЖД, и в район будущей трассы отправилась группа изыскателей — для уточнения маршрута. А потом у тогдашних «кадровиков» начались горячие дни — предстояло принять на работу множество людей. На сооружении дороги работали от 20 до 30 тысяч человек: крестьяне из центральных губерний и окрестных уральских деревень.

Горный рельеф требовал особого подхода. Строителям приходилось преодолевать перепады высот (высота насыпей составляла порой 25 метров), пробивать тоннель в горах. Помимо самого пути было построено 200 жилых и служебных зданий, 213 деревянных мостов, 15 паровозных депо, 2 вагонных сарая, 2 поворотных круга, 1 тоннель.

Линия от Перми до Екатеринбурга составляла 468 вёрст. Источник фотографии - permgani.ru
Линия от Перми до Екатеринбурга составляла 468 вёрст.
Источник фотографии — permgani.ru

Начальником стройки был назначен 24-летний (удивительное по тем временам кадровое решение) инженер Николай Островский. Человек огромного трудолюбия и больших организаторских способностей. Считается, что благодаря его усилиям дорога в короткое время стала одной из лучших в России. В дни празднования 10-летия её эксплуатации отмечалось, что за все эти годы не было ни одного даже легко пострадавшего пассажира.

Со строительством справились всего за четыре года. Акт приёмки правительственной комиссией выглядит как текст наградной грамоты: «По своей рациональности и законченности, при крайне трудных топографических и климатических условиях УГЖД может быть признана образцом для будущих сооружений». Интересно, что этим «образцом» тут же успешно и воспользовались — в 1886 году при строительстве линии от Екатеринбурга до Тюмени.

1910 год, паровоз на станции возле Перми. К этому времени Уральская горнозаводская железная дорога была переименована в Пермскую с управлением, соответственно, в городе Перми. Свердловской она стала в 1953 году. Источник фотографии - uralhistory.ru
1910 год, паровоз на станции возле Перми. К этому времени Уральская горнозаводская железная дорога была переименована в Пермскую с управлением, соответственно, в городе Перми. Свердловской она стала в 1953 году.
Источник фотографии — uralhistory.ru

1 октября (14 октября по новому стилю) 1878 года открылось постоянное движение поездов по маршруту Екатеринбург—Пермь. Кстати, строительство дороги подарило Екатеринбургу и Перми по красивейшему зданию вокзала в стиле модерн. Год постройки у них один и тот же — 1878-й.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments